Знания осветят путь тебе


План урока «Самопознание»
Школа УСШ №1 Дата 17. 10.2016г. Тема: Знания осветят путь тебе
Ценность Истина Качества ответственность, уверенность, стремление.
Педагог Мозер Е.В. Класс 2 Кол-во уч-ся
Цель: расширить представление о ценности знаний.
3адачи:
- способствовать осознанию детьми ценности знаний;
- развивать стремление к обретению знаний;
- воспитывать ответственное отношение к учебе, уверенность в себе, своих способностях.
Круг радости
Учитель приглашает детей в круг и предлагает подарить свои улыбки - улыбнуться друг другу. 3атем учитель читает стихотворение Ы. Алтынсарина, которое поможет ввести в тему урока.
Дитя, когда учиться станешь ты,
То знание средь полной темноты
Светлее ламп осветит путь тебе,
И станут явью все твои мечты.
Давайте же, дети, учиться начнем
И знания светлые нити навек
В свою благодарную память вплетем!
После чтения детям предлагается ответить на вопрос: «Как знания могут осветить путь?». Обобщая ответы детей, акцентируется внимание на том, что знания делают непонятное - понятным, недоступное - доступным, также делают жизнь интересной.Упражнение. Упражнение помогает осмыслить, какими знаниями дети уже обладают и какие знания еще хотят получить.
В школе я уже научился ...
В школе у меня хорошо получается .Я хожу в школу, чтобы научиться .Подводя итог, учитель может сказать о том, что все ученики по-разному закончили предложения, но объединяет ответы одно: все хотят научиться чему-то полезному, хорошему.
Чтение
Предлагается рассказ К. Жусупова «Сабыр и Сара», который читается учителем с остановкой перед последним абзацем.
Сабыр и Сара
К. ЖусуповСабыр учится во втором классе. Его сестренка Сара - в первом классе. Сабыр - мальчик с лен:цой, поэтому с учебой у него не все ладится. Вернется он после уроков, забросит портфель подальше, пообедает наспех и скорей на улицу играть в футбол.
Начался учебный год. Второклассники уже читать хорошо научились, а Сабыр еле-еле по слогам разбирает слова.
Как-то заглянула к Сабыру домой учительница и говорит его маме:
- Если ваш сын и дальше будет продолжать так относиться к учебе, то останется на второй год. Бедная мама не знала, куда деть себя от стыда. А Сара - сестренка-шутница - возьми и скажи:
- Вот и хорошо! Если Сабыр на второй год останется - вместе учиться будем.
Сабыр прямо заполыхал до самых ушей. И сразу как-то поскучнел, а в глазах слезы заблестели. Тем временем Сара вытащила из портфеля букварь и начала громко читать.
- Вот молодец! - похвалила ее учительница. - И когда только буквы успела выучить?
Сабыpy тут и вовсе стыдно стало, запереживал, задумался.
Что почувствовал Сабыр, услышав слова сестренки?
Как вы думаете, как поступит Сабыр? Как бы поступили вы?
Последний абзац учитель предлагает прочитать детям и ответить вопрос: «Что помогло мальчику изменить отношение к учебе?»
На дворе красота настоящая: солнце ярко светит, деревья блестят в золотом наряде. А Сабыр дома сидит - уроки учит. Иногда заглянет под стол, где мяч лежит, но как вспомнит слова сестренки, снова за учебникиберется. Мальчика стало просто не узнать - книгу из рук не выпускает. Мама не нарадуется.
Беседа
Какие трудности бывают в учебе?
Как можно справиться с ними?
Какие чувства возникают у вас, когда удается преодолеть трудности?
Расскажите о радостных моментах, которые вы пережили, изучая что-то новое.
Обобщая, учитель акцентирует внимание детей на том, что на пути овладения знаниями встречаются трудности, но их всегда можно преодолеть с помощью учителей, друзей, близких. Главное – желание и старание.
Упражнение «Я ученик».
Задание. Дети работают самостоятельно, а затем озвучивают свой выбор, apгyментируют его.
Какие из этих качеств помогают хорошо усваивать знания? Отметьте их знаком «+». Какими из этих качеств вы уже обладаете? Отметьте их знаком «!».
Настойчивость Упрямство Любознательность Внимательность Трудолюбие Любопытство Дисциплинированность Непоседливость Аккуратность Скромность Лень
Это упражнение поможет осмыслить детям себя как учеников. При анализе учитель акцентирует внимание на том, что каждый может развить в себе качества, помогающие в учебе, и освободиться от тех, которые мешают.
Игра «Тайна Мудрой Совы»
Учитель предлагает ученикам разделиться на три группы. Каждой группе вручается красочный конверт, в котором лежат слова. Они могут быть напечатаны на изображениях облаков, звезд, цветов и т.п.
Детям сообщается:
Тайна в пословицах заключена
Но вот беда так беда!
Случай странный, случай редкий:
Слова в ссоре, вот те на!
Разошлись их пути.
Но вы, друзья, их помирите
И пословицы мудрые прочтите.
Учение - основа знаний, а знания - основа счастья.
Кто много читает, тот много знает.
Человек без знаний, что день без солнца.
Дети зачитывают пословицы и объясняют их смысл.
Резюме урока
Учитель еще раз обращает внимание на то, что знания дают человеку возможность сделать свою жизнь интересной, счастливой, дают возможность приносить пользу себе и другим людям. В качестве вывода предлагается пословица «Сила человека - в знаниях».
Домашнее задание
Детям предлагается подготовить рисунки, фотографии, вырезки из газет и журналов на тему «Мир знаний».
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель приглашает детей в круг и предлагает им поблагодарит друга за урок, например: «Жасия, я благодарна тебе за интересные мысли; Дима, спасибо тебе за то, что ты внимательно слушал ...»
В заключение учитель читает строчки из песни «Учиться надо весело (стихи К. Ибряева, музыка С. Соснина). Если есть аудиозапись этой песни, то лучше использовать ее.
В дорогу, девчонки!
В дорогу, мальчишки!
По лесенке знаний шагайте смелей!
Чудесные встречи, открытия, добрые книжки
Ступеньками будут на ней!
Дополнительный материал
Наедине с собой
(Тихо звучит спокойная музыка.)
Сядьте поудобнее, закройте глазки ... Представьте горящую свечу. Вы всматриваетесь в золотистое пламя ... Наблюдаете «танец» огня. Движения плавные, ритмичные ... Почувствуйте тепло и красоту огня. Это не простой огонёк свечи, а огонёк знаний ... Почувствуйте, как манит и зовёт за собой этот огонёк ... Глубоко вдохните и открывайте глаза. Какое чувство вы испытываете?
К. Ушинский***
И давно уже в окно
Солнце мальчика манит:
«Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?»
А мальчик - то солнцу в ответ:
«Нет, ясное солнышко, нет!
Теперь мне гулянье не впрок:
Дай, прежде окончу урок».
Мальчик пишет и читает;
А на ветке, за окном,
Птичка громко распевает
И поет все об одном:
«Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?»
А мальчик-то птичке в ответ:
«Нет, милая пташечка, нет!
Теперь мне гулянье не впрок:
Дай, прежде окончу урок».
Мальчик все сидит за книгой
И в окно уж не глядит;
А ему давно из сада
Вишня красная твердит:
«Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?»
А мальчик-то вишне в ответ:
«Нет, милая вишенка, нет!
Теперь мне гулянье не впрок:
Дай, прежде окончу урок».
Закончил мальчик-
В шляпе дело.
Книги в ящик положил,
Прыгнул в сад и крикнул смело:
- Ну-ка, кто меня манил?
Ему солнышко смеется,
Ему пташечка поет,
Ему вишенка, краснея,
Свои ветки подает.