Технологическая карта урока литературного чтения «Характеристика поведения героя. Л. Улицкая «Бумажная победа». Слушаем музыку Ф. Шуберта «Музыкальный момент №3, фаминор»

Технологическая карта урока литературного чтения «Характеристика поведения героя. Л. Улицкая «Бумажная победа». Слушаем музыку Ф. Шуберта «Музыкальный момент №3, фаминор»

Учитель: Чертанова Т.А.
Класс: 4«Б»
Тема: «Характеристика поведения героя. Л. Улицкая «Бумажная победа». Слушаем музыку Ф. Шуберта «Музыкальный момент №3, фаминор»
Тип урока: комбинированный, интегрированный (музыка, технология).
Дата проведения: 07.02.2014г
Цель: содействовать развитию у учащихся умения выражать свое отношение к героям произведения; доказывать свою точку зрения, опираясь на текст; анализировать характеры героев произведения; подтверждать свое мнение цитатами из текста.
Задачи
формировать представление у учащихся о мире чувств и переживаний героя в произведении;
способствовать развитию умения работать с толковым словарем;
объяснять поведение героев и подтверждать свое мнение цитатами из текста;
направить воспитательный акцент на различие доброго и злого, на утверждение общечеловеческих ценностей;
закреплять навыки работы с текстом;
слушать музыкальный фрагмент;
развивать умение учащихся высказывать своё мнение по вопросу, умение работать в группе, прислушиваться к высказываниям одноклассников (их позиции по вопросу).
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельности:
Фронтальная
парная
групповая
индивидуальная
Система контроля:
контроль учителя
взаимоконтроль
самоконтроль
Здоровьесберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности
Оснащение и оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер
Задания для групп для обсуждения
Презентация
Учебники


Этапы урока
Деятельность учителя

Деятельность учащихся
Планируемые УУД

1.Организационное начало урока

Создает положительный настрой на урок

Ритуальное начало урока


Р: развитие навыков самоконтроля

2.Мотивация.
Целеполагание

Предлагает определить тему урока,
поставить цель: Посмотрите, что у меня в руках (маленький комочек обгорелого олова и сердечко) как вы думаете, с каким произведением Г.Х. Андерсена мы продолжим знакомство? Какие цели и задачи вы можете поставить перед собой?
Моя основная цель заключается в том, чтобы мы вместе с вами выяснили, почему Г.Х. Андерсен назвал свою сказку «Стойкий оловянный солдатик».

Определяют тему урока
Формулируют цель урока. Составляют план работы на урок.
Л: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Р: устанавливать цели и задачи урока;


3. Основной этап
3.1. работа с учебником














Динамическая пауза

Я предлагаю вам сегодня поработать ещё с текстом сказки и увидеть в нём что-то ещё, что могло укрыться от внимания при первичном восприятии. Дома вы познакомились с содержанием сказки и при чтении могли встретить незнакомые слова, значение которых вам неизвестно. Давайте узнаем, что это за слова и уточним их значение.









Для выразительного чтения нам помогут следующие упражнения:
Упражнение «Свеча»
Упражнение «Воздушный шар»
Упражнение «Произнеси правильно»
- На корабль прокрался краб, караси украли трап.
- Наша дочь речистая, речь у неё чистая.
Ученик рассказывает о творчестве Л. Улицкой

Пара учеников организуют словарную работу















Выполняют упражнения:

Упражнение «Свеча»
Упражнение «Воздушный шар»
Упражнение «Произнеси правильно»

К: умение работать в паре;
П: знакомство с творчеством Л. Улицкой
Р: работать с текстом произведения, толковым словарем;

















Р: развитие навыков выразительной речи;




3.2. работа с учебником: анализ произведения







Откройте произведение Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Назовите героев сказки. Какие из них являются положительными героями, а какие отрицательными? Подумайте, почему именно одноногий солдатик стал главным героем необыкновенной истории? Найдите подтверждение в тексте произведения.
С какого момента начинается история, которая произошла с солдатиком? Найдите в тексте описание картонного дворца и его хозяйки. Подробные ли это описания, много ли в них деталей? Найдите подтверждение в тексте.

Отвечают на вопросы



Доказывают, подтверждают свои ответы словами текста
П: анализировать текст, находить ответы на вопросы по содержанию текста


3.3. .просмотр мультфильма, анализ эпизода
По этому произведению, как и по многим другим произведениям Андерсена сняли мультфильм. Предлагаю вам посмотреть небольшой фрагмент и ответить на вопросы: Какое впечатление произвела танцовщица на солдатика? Кто появился после 12 часов ночи из табакерки? Как реагировал солдатик на его поведение? О каких чертах характера это говорит?

Смотрят мультфильм
Отвечают на вопросы
Л: умение сопереживать, проявлять чувство сострадания


Динамическая пауза (резерв)
Зарядка для глаз
Ученик проводит зарядку для глаз


3.4. работа с учебником: анализ произведения
Через какие испытания пришлось пройти оловянному солдатику? –Как он их проходил? Подтвердите словами текста. («Считал неприличным кричать на улице», весь дрожал, но держался стойко», «молчал и ещё крепче сжимал ружьё») –Что или кто помогает в эти минуты справиться с этими испытаниями солдатику? (Он всё время в минуты опасности вспоминает танцовщицу) –Обратите внимание, какой знак препинания часто встречается в тексте? –Зачитайте эти предложения с нужной интонацией. –Почему автор использовал этот приём? (Чтобы показать быструю смену событий, собственные переживания за солдатика) выдержал ли он испытание? Понимаете теперь в чем смысл названия произведения?

Отвечают на вопросы



Доказывают, подтверждают свои ответы словами текста
П: анализировать текст, находить ответы на вопросы по содержанию текста


3.5.первичное закрепление










1. Игра «Черный ящик»: послушайте начало предложения, спрятанного в «Черном ящике», найдите его продолжение в тексте. «Он чувствовал, что весь горит», «В эту минуту дверь в комнату распахнулась.» Как вы понимаете смысл этих предложений?
2. Работа в группах 1 группа Восстанови план событий в сказке. Нёсся по течению. Его отливали последним. Растаял и сплавился. Стоял на голове. Проглотила рыба.
2 группа Распредели персонажей сказки по группам Люди Животные Игрушки
3 группа Подбери синонимы к слову упорный заботливый сильный Стойкий внимательный выносливый добродушный мужественный героический
4 группа Дай характеристику героям Солдатик танцовщица Серьёзность стеснительность гордость смелость скромность верность


Отвечают на вопросы
Выполняют задания



К: умение работать в группе;


4.Итог урока
Рефлексия

Так почему же Андерсен именно такое название дал этой сказке?
Сегодня на уроке я:
Узнал
Понял
Научился


Отвечают на вопросы,
делятся впечатлениями об уроке
Р: развитие навыков самоанализа


5. Домашнее задание.
По выбору:
Пересказ любой понравившейся части 
Придумать свою концовку сказки 
Придумать продолжение данной сказки 
Иллюстрирование любого отрывка











Р: выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану
К: умение читать по цепочке, по ролям; умение обосновывать строчками из текста заявленного «чужого» мнения Р: Формировать умение работать с толковым словарем.


15