рабочая программа по внеурочной деятельности Слушаем музыку(4 класс)


Введение
Сокровища музыки неисчерпаемы,
И так же неисчерпаемы её возможности в будущем.
Благодаря музыке вы найдёте в себе новые,
Неведомые вам прежде силы.
Д.Шостакович
Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает музыка. Музыка связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребёнок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.
Музыка – мощное средство художественного воспитания детей. Особенно важно, чтобы нужное эстетическое воздействие осуществлялось комплексно, с соблюдением естественной преемственности уроков и внеурочных занятий, с продолжением в условиях свободного времени в виде оригинальных творческих заданий и игр с музыкальными элементами. Весёлые тренинги и упражнения, связанные с пением, танцами, музыкальными викторинами и загадками, как правило, оставляют положительное впечатление у школьников, в игровой форме воспитывая у них стремление, заниматься разными видами музыкальной деятельности.
Важность музыкальных занятий, которые проводятся помимо обязательных школьных уроков, трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывать новые стороны данного вида искусства.
Для успешного художественного развития учащихся надо позаботиться о том, чтобы запас сведений, который приобретается ими на уроках, был позднее востребован и творчески пролонгирован в течение внеурочных занятий.
При постижении школьниками непростого мира музыкального искусства начальный этап должен быть направлен на возникновение радости от узнавания отдельных сторон этого мира.
Вся жизнь детей насыщена музыкой. Она пользуется у детей неизменной любовью. Каждый ребёнок должен продвигаться вперёд своим темпом и с постоянным успехом.
Большое и разностороннее влияние музыки на личность ребёнка позволяет использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь дети, постигая тайны музыки, чувствуют себя более раскованно, свободно, естественно.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Слушаем музыку» в 4 классе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№273-03, статья 11 (п.1,2,3) «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; статья 12 (п.1, 3,5) «Образовательные программы»;
концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России (2009) М, Просвещение
приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 г. №2357
«О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373»;
«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10
основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 32
Музыка – один из самых доступных видов искусства для детей. Она позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные:
- с художественным образованием и воспитанием учащихся;
- с формированием эстетического вкуса, художественной культуры учащихся;
- с нравственным воспитанием;
- с созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости.
Среди других видов искусства музыка выделятся своей ассоциативной интегративностью: именно она способна наиболее отчётливо вызывать представления иного, не звукового материала, создавать иллюзию драматического движения и тем как бы сближать, объединять разные виды искусства.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникла необходимость в разработке программы внеурочной деятельности по эстетическому направлению.
Программа составлена на основе Примерной программы внеурочной деятельности и разработана с целью расширения курса «Музыка» для 4 класса, предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта.
Цель программы:
сформировать художественную культуру учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности и оптимизировать созидательные качества личности.
Задачи:
- раскрытие школьникам природы музыкального искусства как результата
деятельности человека-творца;
- развитие музыкального восприятия как эмоционального творческого
процесса;
- отбор музыкального материала в соответствии с возрастом учащихся.
Программа «Музыкальная мозаика» разработана для четвёртого класса. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Программа учитывает факторы: преобладания у младших школьников эмоционально-чувственного восприятия действительности, форм игровой деятельности.
Программа направлена на формирование целостного восприятия ребёнком окружающего мира, укрепление связи искусства с личным миром младшего школьника, его мыслями и чувствами.
Рабочая программа состоит из разделов: Введения, Пояснительной записки, Основного содержания, Музыкального материала для слушания музыки и хорового пения, Планируемых результатов освоения программы и Литературы.
Содержание программы для четвёртого класса
Музыка – мощное средство художественного воспитания детей. Особенно важно, чтобы нужное эстетическое воздействие имело необходимое продолжение в условиях семьи в виде творческих заданий и игр с музыкальными элементами.
Четвёртый год обучения заключается в формировании целостного и дифференцированного представления о неразрывной связи искусства с окружающим миром и деятельностью человека. Процесс приобщения к художественному творчеству должен носить продуктивный характер, выводить на качественно более высокий уровень ассоциативного проникновения в музыкальное искусство.
Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его внеклассной музыкальной деятельности.
Музыкальный материал
Слушание музыки
И. Дунаевский. Марш из кинофильма «Весёлые ребята»
С. Майкапар. «Маленький командир»
М. Зив. «Озорная девчонка»
Г. Корчмар «Задира»
М.Блантер, слова М.Исаковского . «Колыбельная»
И. Морозов, слова А. Коваленкова. «Про сверчка»
А. Сапожников. «Брошенный щенок»
Э. Григ. «Птичка»
Т. Попатенко, слова М. Ивенсен «Скворушка прошается»
М. Иорданский, слова А. Пришельца. «У дороги чибис»
Г.Свиридов. «Колдун»
Н. Потоловский, слова Н.Новикова «Баба Яга»
М. Глинка. «Марш Черномора»
С. Прокофьев. «Сказочка»
М. Раухвергер, слова А. Барто. «Вороны», «Синица»
В. Жубинская. «Петушок-забияка»
В. Агафонников. «Драчун»
Хоровое пение
М. Парцхаладзе, слова Л. Некрасовой. «Здравствуй, школа!»
М. Мильман, слова Н. Сакорской. «Песня первоклассника»
Г. Фрид, слова А.Бродского. «Песенка о буквах»
Б. Савельев, слова Э. Успенского. «Ну-ка, повтори»
Ю. Верижников. Дождик
Ю. Верижников.Чудная пора
А. Филиппенко. Урожай
РНП: «Зимой», «Как у наших у ворот», «Петухи запели»
В. Витлин, слова А. Усановой. «Балалайка»
К. Костин. Жёлтый страусёнок
К. Костин. Три весёлых зайчика
К. Костин. Гномики
М. Матвеев. «Я разбила чашку»
Э. Тетцель. «Два старика»
Л. Бекман, слова Р. Кудашевой. «Ёлочка»
Е. Пекки «Жёлтый апельсин»
Планируемые результаты
освоения программы внеурочной деятельности
Главным критерием выступает артистизм детей, проявляющийся в готовности увлечённо и живо «впитывать» музыкальные впечатления, воспринимать произведения, проявляя способность к размышлению:
- о происхождении музыки, о роли и значении человека в этом процессе;
- о способности и способах воспроизводить музыкой явления окружающего
мира и внутреннего мира человека.
Уметь:
- откликаться на музыку разного характера и различать его;
- понимать, что музыка имеет содержание, воспринимать её выразительно-
изобразительные средства;
- различать яркие средства музыкальной выразительности, наиболее
характерные интонации;
- осознанно применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности: пение, сочинение и импровизация, художественное движение.

Тематическое планирование
4 класс, 34 часа в году, 1 час в неделю

Тема Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме Плановые сроки прохождения
1-2 Музыкальные краски моего мира. Выразительность и изобразительность в музыке.
3 Звуки музыки. Выразительность и изобразительность в музыке.
4 Музыкальные игры. Народная и профессиональная музыка. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
5 Путешествие в музыкальную страну. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Интонация – источник элементов музыкальной речи.
6 В музыкальном театре. Народная и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке.
7 Сочиняем и поём. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. 8 Слушаем и рисуем. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. 9 Слушаем и рисуем. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. 10 Где живут песни? Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения. 11 Танцуем, поём, играем. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. 12 Танцуем, поём, играем. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. 13 Маленькие рассказы с музыкой. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации. 14 Музыкальные странички. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения. 15 Музыкальная грамота. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения. 16 Музыкальная грамота. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения. 17 Музыкальная грамота. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения. 18 Музыка, образ, движение. Уметь видеть многообразие музыкальных сочинений. 19 Слушаем и рисуем. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. 20 Слушаем и рисуем. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. 21 Импровизация в музыке. Исполнять знакомые песни. Импровизация на заданную мелодию и текст, ритмическое сопровождение, «разыгрывание» песни по ролям. 22 Импровизация в музыке. Импровизация на заданную мелодию и текст, ритмическое сопровождение, «разыгрывание» песни по ролям. 23 Импровизация в музыке. Импровизация на заданную мелодию и текст, ритмическое сопровождение, «разыгрывание» песни по ролям. 24 Музыкально-дидактические игры. Исполнять выразительно полюбившиеся мелодии. 25 Музыкально-дидактические игры. Исполнять выразительно полюбившиеся мелодии. 26 Занимательная музыка. Высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, эмоционально откликаться на музыкальное произведение. 27 Занимательная музыка. Высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, эмоционально откликаться на музыкальное произведение. 28 Песенное творчество. Сочинять, импровизировать. 29 Слушаем и рисуем. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. 30 Слушаем и рисуем. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. 31 Музыкально-дидактические игры. Исполнять выразительно полюбившиеся мелодии. Иметь представление о характере музыки (веселая — спокойная — грустная). 32-33 Песни, игры, танцы. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении. 34 Концерт «С песней по жизни!» Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. Итого: 34 ч.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Агапова И., Давыдова М. Музыкальные игры. М.: «Дом.ХХI век», 2007.
2. Васько Е. Развиваем музыкальные способности. М.: «Мой Мир», 2007.
3. Давыдова М. Мастерская учителя. М.: ВАКО, 2008.
4. Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках: Кн. для учащихся и учителей. – М.: Просвещение, 1994.
5. Кононова Н. Музыкально-дидактические игры для младших школьников. М.: 2007.
6.Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 ч. Ч.1: Учеб.-метод. пособие. – М.: Владос, 2001.
7.Методика музыкального воспитания школьников 1-4 классов (пособие для учителей пения. И.В.Артемьева, Г.В.Белова, М.П.Блинова, В.В.Каменский, Е.Е.Лопатина, Н.М.Шереметьева, Н.Д.Яковлев, Издательство «Просвещение» Москва-1965г. - Ленинград
8.Мерзлякова С.И., Струве Г.А. Музыкально-литературный материал для детей 5-8 лет. – М.: Владос, 2001
9. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997.
10.Спутник учителя музыки /С.С.Балашова, В.В.Медушевский и др.; сост. Т.В.Челышева. – М.: Просвещение,1993.).
11. Франкенштейн В.А. Музыка от А до Я. – М., 1995.
12. Юдина Е. Азбука музыкально-творческого саморазвития. М., 1994.

Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
Дидактическое обеспечение  Методическое обеспечение
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Музыка: 4 кл. учеб. для
общеобразоват. учреждений.  М.:Просвещение, 2008.
Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка»:  4 класс. М.: Просвещение, 2010.
Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 класс. М.: Просвещение, 2007. Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2007.
Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство».
Примерная программа основного общего образования по музыке.
Авторская программа по музыке.
Хрестоматии с нотным материалом.
Сборники песен и хоров.
Методические пособия .
Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки.
Книги о музыке и музыкантах.
Научно-популярная литература по искусству.
Печатные пособия
Атласы музыкальных инструментов.
Портреты композиторов.
Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
Дидактический раздаточный материал:
Карточки с признаками характера звучания.
Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств.
Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий».
Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».
Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».
Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».
Технические средства обучения
Видеомагнитофон.
Компьютер.
Экран.
Проектор.
        Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи по музыке.
Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
Текст песен.
Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
                                              Оборудование кабинета
Специализированная учебная мебель: индивидуальные столы и стулья для учащихся.
Стол учительский с тумбой.
Приложение
АССОЦИАТИВНЫЕ ИГРЫ
«Океан»
«Закройте глаза и ощутите себя в океане голубого цвета, почувствуйте и поверьте, что вы — волна в этом океане... и т.д.». Упражнение выполняется в удобной для детей позе. Музыка — фон. Можно также использовать запись природных шумов — морской прибой, голоса дельфинов, чаек и т. д.
«Убегающий звук»
Хорошее упражнение для концентрации и умения сосредоточиться, что так необходимо для успешного вхождения в медитативное состояние. Используется колокольчик или любой другой музыкальный инструмент со звучанием, затихающим постепенно (фортепиано, гитара, монохорд, гонг, треугольник, китайский колокольчик «Волшебный ветер» и др.). Учитель просит детей прислушиваться к колокольчику (струне, клавише, гонгу) до тех пор, пока его звук совсем не затихнет. Это упражнение также является хорошей тренировкой произвольного внимания.
«Волшебный ковер»
В игре «Волшебный ковер», предназначенной для работы с гиперактивными детьми, уместно использовать музыку со стабильным ритмом не более 50-56 ударов в минуту, негромкую, эмоционально ровную. Дети садятся на ковер, а учитель читает им сказку. Игру сопровождает негромко звучащая музыка. Она помогает удерживать детей в спокойном состоянии. Игра на коврике обычно доставляет ребенку удовольствие и позволяет занять его полезным делом.
«Ваш мир в красках, формах и линиях»
Детей просят изобразить свой мир на бумаге, используя для этого только линии (прямые и кривые, широкие и тонкие, разных цветов) и формы, ничего конкретного. Музыка - фон, подобранный в соответствии с детской аудиторией (успокаивающий, стабилизирующий или, наоборот, активизирующий).
«Спонтанное рисование под музыку»
Детям предлагается рисовать все, что они захотят, пока звучит музыка. Ассоциации, рожденные музыкой, свободно выражаются ими на бумаге. Используются карандаши, краски, мелки и т. д. Музыка — яркая, эмоционально богатая, не громкая, не более 60-65 ударов в минуту.
«Мой звук»
Детям предлагается извлечь из разнообразных мелких предметов (ключи, бумага, камешки и т.п.) звуки (стуча, шурша, звеня...) и найти понравившийся тембр. После того как звуки будут определены, каждый участник игры воспроизводит свой звук. Можно попросить объяснить выбранные сочетания, образ.
«Эмоции»
Карточки с обозначенными на них эмоциональными характеристиками (радость, горе, ярость, нежность) раздаются участникам. Каждый пытается озвучить и передать в движении или мимикой ту или иную эмоцию. Остальные дети пытаются объяснить услышанное или увиденное.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
«Музыка земли»
Цели: учить детей концентрировать внимание. Задачи: познакомить детей с «активным слушанием». Оборудование: магнитофон, аудиокассета с записью двух вариантов спокойной мелодичной музыки. Форма занятия: групповое занятие.
Содержание игры: детям предлагается сесть поудобнее и закрыть глаза (включается аудиозапись произведения Бетховена «Лунная соната»). Когда вы сосредоточены и внимательны, ваши уши как будто широко раскрываются. Можете ли вы себе представить, что вы в состоянии слышать не только ушами, но и носом, ртом и кожей? Как бы вы стали слышать, если бы у вас по всему телу были бы крошечные ушки? Это, неверное, очень хорошо, особенно когда вы слушаете прекрасные звуки музыки. Я сейчас поставлю вам два музыкальных произведения, их очень приятно слушать. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Три раза глубоко вздохните…Когда начнется музыка, представьте себе, что ты «вдыхаешь» звуки музыки ушами, носом и ртом и всеми порами твоей кожи… (Звучит первая мелодия.) Дыши глубоко через нос… и через уши… через кожу… Почувствуй, как звуки везде проникают в тебя, в твои руки, в твои ноги, в твой живот и твое сердце… Пусть твое тело будет как одно большое ухо, которое очень внимательно слушает и наслаждается. Почувствуй, что музыка делает в твоем теле, как она дарит тебе покой, тепло и защиту…Сделайте краткую паузу после первой мелодии и повторите инструкцию. Когда начнется вторая мелодия, представь себе, что ты вдыхаешь все звуки своими ушами, носом, ртом и всеми порами своего тела.
Анализ упражнения: Что ты переживал во время звучания первой мелодии? Что ты чувствовал, когда слушал второе произведение? Ты смог представить себе, что ты вдыхаешь звуки всем телом? Какая музыка тебе ближе? В этот раз ты слушал музыку по-другому, не так, как обычно?
«Слушай внимательно»
Цели: учить детей внимательно слушать других. Задачи: развитие активного слушания, способствование сплоченности группы. Оборудование: магнитофон, аудиозапись. Форма поведения: групповое занятие.
Содержание игры: (включение аудиозаписи произведения К.Сен-Санса «Лебедь»). Порой мы что-то говорим и чувствуем, что наш собеседник в своих мыслях находится где-то далеко-далеко. Как мы это узнаем? Каким образом вы можете заметить, что вас, наоборот, внимательно, хорошо слушают – ваша мама, лучший друг или лучшая подруга? Разделитесь по двое, чтобы мы могли поупражняться в настоящем слушании. Решите, кто из вас будет А, кто – Б. Вы оба должны будете говорить на одну и ту же тему. Сначала А должен будет говорить минуты две. Б смотрит на него и слушает. Через две минуты Б должен повторить все, что он слышал. При этом Б должен показать, что он понял своего собеседника. Тема следующая: «Что я делаю, когда бываю по-настоящему разъярен». (2 минуты). В ходе игры дети меняются ролями. Это даст ребятам полезный опыт общения в классе. Другие возможные темы для разговора: Что я делаю, когда сильно радуюсь? Как я приобретаю новых друзей? Что меня тревожит (заботит)? Что мне не нравится в нашем классе? Как я себя чувствую в классе? Что я делаю для нашего класса? Когда я бываю одинок?
Анализ упражнения: Кто особенно внимательно тебя слушал? Как ты это заметил? Ты хорошо настраивался на разговор? Ты сам прилагаешь усилия для того, чтобы слушать других? Кто хорошо слушает тебя?
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Весело — грустно
Цель: Развивать у детей представление о характере музыки (веселая — спокойная — грустная).
Описание: Карточка из плотного картона или дерева разделена двумя вертикальными линиями на три квадрата: на первом изображен ребенок с веселым, улыбающимся лицом; на втором — со спокойным выражением лица; на третьем — с грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3.
Методика применения: Дети слушают пьесу веселого, грустного или спокойного характера и с помощью пособия определяют ее характер (закрывают фишкой соответствующее изображение на одном из квадратов карточки), объясняют свои действия. Педагог может предложить детям послушать две-три пьесы разного характера (веселую, грустную, спокойную). В этом случае после исполнения какой-либо пьесы ребенок, выполняющий задание, закрывает фишками соответствующие изображения на карточке в такой последовательности, в какой изменялся характер музыки.
Варианты изготовления карточек к пособию «Весело-грустно»
Карточки к пособию «Весело — грустно» фишках показывают эту последовательность. Например, если вначале звучала пьеса грустного характера, ребенок закрывает фишкой с цифрой 1 картинку, на которой изображен мальчик с грустным выражением лица, если далее исполнялась пьеса спокойного характера, то ребенок закрывает фишкой с цифрой 2 картинку с изображением мальчика со спокойным выражением лица и т. д. Последовательность пьес может меняться.
Подбери музыку
Цель: Учить детей различать характер музыки (лирический, героический, комический).
Описание: Такие же карточки, как и в предыдущем пособии. На первом квадрате изображен колпачок клоуна; на втором — военная фуражка; на третьем — головной убор Красной Шапочки. Три фишки с цифрами 1, 2, 3.
Методика применения: Аналогична предыдущему пособию.
Три танца
Цель: Развивать у детей представление о танцевальных жанрах, умение различать плясовую, польку, вальс.
Описание: Пособие возможно в двух вариантах.
1-й вариант Такие же карточки, как и в предыдущей игре, разделены на три квадрата: на первом изображена гармошка, условно соответствующая звучанию плясовой музыки; на втором — цитра, соответствующая исполнению вальса; на третьем — бубен, соответствующий звучанию польки. Три фишки.
2-й вариант: Вместо изображений инструментов, условно соответствующих исполнению разных танцев, можно использовать цветные карточки (например, зеленая соответствует плясовой; голубая — вальсу, оранжевая — польке).
Методика применения: Исполняются три танца (полька, вальс и плясовая) в разной последовательности. Дети узнают танец и закрывают фишкой соответствующие карточки, изображающие инструменты.
Подбери картинку
Цель: Развивать у детей умение различать образный характер музыки, соотносить художественный музыкальный образ с образами и явлениями действительности.
Описание: Два цветных диапозитива. (Можно использовать фотографии или репродукции с картин.) На одном изображена картина зимнего леса, как бы уснувшего в сказочном сне, высокие ели стоят в заснеженных шапках. На втором — тоже зимний пейзаж, но очень динамичный по характеру изображения: по снежной лесной дороге быстро мчится тройка лошадей.
Методика применения: Исполняется музыкальная пьеса. Детям показывают оба диапозитива и предлагают выбрать тот, который больше соответствует характеру музыки. Дети, объясняя свой выбор, рассказывают, какого характера музыка и почему картинка с изображением быстро мчащейся тройки больше соответствует прозвучавшему произведению.
Море
Цель: Развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки, ее способности отображать явления окружающей природы.
Описание: Три карточки из картона с изображением линий, условно передающих различное состояние моря: на первой — линия, изогнутая на серо-голубом фоне — «море взволнованное»; на второй — линия, сильно изогнутая, фиолетовый фон — «море, бушующее»; на третьей — линия слабо волнистая, голубой фон — «море успокаивающееся, буря затихает».
Методика применения: Дети слушают в грамзаписи «Море» Н.А. Римского-Корсакова. После исполнения делятся своими впечатлениями о характере музыки. Педагог обращает внимание на то, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая самые разные его состояния; оно то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся. Затем педагог знакомит детей с пособием, объясняет условные изображения, передающие то или иное состояние моря. Он предлагает детям еще раз послушать музыкальное произведение и определить: как изменяется характер музыки на протяжении всей пьесы. Один из детей с помощью карточек показывает эти изменения, т.е. раскладывает карточки в той последовательности, которая соответствует развитию музыкального образа.
Лесенка-чудесенкаЦель: Развивать у детей умение соотносить звуки по высоте, различать направление движения мелодии.
Описание: Карточка из плотного картона с изображением лесенки из пяти ступенек. Каждая ступенька закрашена определенным цветом. Пять круглых фишек, соответствующих цвету ступенек лесенки.
Методика применении:. Педагог исполняет на металлофоне знакомую детям попевку «Лесенка», затем предлагает поочередно «музыкальные загадки»: исполняет без слов первую фразу попевки (поступенное движение мелодии вверх), но не доигрывает последний звук соль, затем исполняет вторую фразу попевки (поступенное движение мелодии вниз), не доигрывая нижнего звука до. Дети должны определить, какой из звуков попевки не был исполнен при движении мелодии вверх и при движении вниз. Определив его, они на соответствующую ступеньку кладут фишку того цвета, каким закрашена ступенька. После того как дети научатся выполнять задание, им предлагают более сложное. Педагог исполняет на металлофоне звуки мажорного трезвучия (вверх или вниз до — ми — соль, соль — ми — до), пропуская какой-то звук. Дети отмечают фишкой (кладут на ступеньку лесенки) тот звук, который не был исполнен педагогом.
Согласовано
Протокол заседания МО учителей начальных классов
от « » ____________ 20___ г №
Согласовано
Заместитель директора по УВР Шевченко Л.Б.
« »_______________ 20___ г.