МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия «Электронные таблицы. Технология обработки числовой информации»


УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР
__________Е.Г. Ярандаева
«_____»__________20___г.





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия

по предмету «Информатика и ИКТ»
(специальности: 060301 Фармация, 060501 Сестринское дело, 060604 Лабораторная диагностика)

ТЕМА: «Электронные таблицы. Технология обработки числовой информации»





















Пояснительная записка

Методическая разработка практического занятия по теме: «Электронные таблицы. Технология обработки числовой информации» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО.
В методической разработке практического занятия даны обоснования развивающего обучения, способствующие формирующие у студента знаний и умений по дисциплине.
На практическом занятии используются приемы, средства и методы обучения, активизирующие мыслительную деятельность, воспитывающие у студентов устойчивый познавательный интерес, а также умение осмысливать и применять имеющиеся знания в различной практической деятельности.
При изучении темы используются элементы беседы, самостоятельной работы, самостоятельное выполнение практических работ.
Методическая разработка практического занятия включает себя:
методическую разработку для преподавателя;
методическую разработку для самоподготовки студентов к практическому занятию;
методическую разработку практического занятия для студентов;
дидактический материал по данной теме.

























МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ТЕМА: « Электронные таблицы. Технология обработки числовой информации»


Цели занятия:
1. Дидактические:
формирование умений в соответствии с требованиями ФГОС: осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
контроль и коррекция знаний по теме «Электронные таблицы. Технология обработки числовой информации»;
2. Развивающие:
развивать способность осуществлять поиск информации, использовать информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности;
развивать способность организовывать свою деятельность, выбирать методы и способы решения поставленных задач;
развивать способность работать в команде;
развивать способность принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях.
3. Воспитательные:
воспитывать устойчивый интерес к своей будущей профессии;
воспитывать чувство ответственности за результаты своей работы, работы членов команды.

В соответствии с требованиями ФГОС:
Студенты должны знать:
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности.
Студенты должны уметь:
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Тип занятия: формирование умений
Вид занятия: практическое занятие
Методы обучения: инструктаж и самостоятельная работа, репродуктивный.
Метод контроля знаний: индивидуальный письменный опрос;
индивидуальный устный опрос.

Продолжительность занятия: 90 минут.

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕМЫ
1. Межпредметные связи
Обеспечивающие дисциплины
Обеспечиваемые дисциплины и МДК

Английский язык,
Основы латинского языка с медицинской терминологией
Русский язык
«Информатика»
«Информационные технологии»
МДК.03.01. Организация деятельности аптеки и её структурных подразделений

2. Внутрипредметные связи
Обеспечивающие темы
Обеспечиваемые темы

Гипертекстовое представление информации
Работа с программой «СУБД». Технология хранения, поиска и сортировки информации


Используемая литература:
Для студентов: учебник
Для преподавателей:
Основная литература:
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 -классов/Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 511 с.: ил.
Ляхович В.Ф., Крамаров С.О. Основы информатики. Учебник/Ляхович В.Ф., Крамаров С.О.- Изд. 5-е. ростов н/Д: Феникс, 2012. – 704 с. (СПО)
Интернет ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]






Хронокарта занятия.
1
Организационный момент
2 минуты

2
Мотивация
3 минуты

3
Контроль исходного уровня знаний
20 минут

4
Методические инструкции
20 минут

5
Самостоятельная работа студентов по заданиям
40 минут

6
Подведение итогов занятия
3 минуты

7
Сообщение домашнего задания
2 минута


Характеристика отдельных элементов занятия

Содержание этапов занятия
Методическое обоснование

1. Организационный момент
Приветствие. Контроль внешнего вида студентов, отсутствующих студентов, готовности аудитории к занятию.


2. Постановка целей и задач. Создание мотивационного пространства
Преподаватель четко называет тему занятия, цель занятия, этапы занятия.
Совместно со студентами формируется значение и место данной темы в будущей профессии. Обращается внимание на то, что в настоящее время существует множество числовых процессоров, помогающих пользователям обрабатывать информацию.При создании мотивационного пространства используются межпредметные связи, показывается значение данной темы при изучении профессиональных модулей.

3. Контроль исходного уровня знаний
Используется письменный опрос знаний по теоретическому курсу по теме «Гипертекстовое представление информации» (Приложение 1)


4. Инструктаж к выполнению практической работы
Преподаватель совместно со студентами разбирают предстоящую практическую работу в соответствии с методическими указаниями. Преподаватель обращает внимание на наиболее сложные моменты, на соблюдение правил техники безопасности и санитарного режима при работе в компьютерном классе. (Приложение 2)

5. Выполнение практической работы
Студенты выполняют практическую работу в соответствии с методическими указаниями и рекомендациями, данными преподавателем. Преподаватель в процессе выполнения работы консультирует студентов, направляет их при возникновении затруднений. В процессе работы обращается особое внимание на соблюдение студентами правил техники безопасности и требований санитарного режима в компьютерном классе.

6. Подведение итогов занятия
Преподаватель обобщает результаты работы, достижение целей занятия, комментирует работу на занятии отдельных студентов и всей группы в целом. Выставление итоговых оценок интегративно с учётом вводного контроля, проделанной самостоятельной работы.

7. Сообщение домашнего задания
Преподаватель сообщает тему следующего занятия: «Работа с программой «СУБД». Технология хранения, поиска и сортировки информации», дает рекомендации по подготовке к занятию.

Подготовка студентов к работе на занятии, быстрое включение в деловой режим, организация внимания всех студентов



Определение целей и задач занятия, создание мотивации учебно-познавательной деятельности. Психологическая подготовка студентов к учебной деятельности. Понимание студентами практической значимости темы, а так же осознанное выполнение практической работы






Выявление степени усвоения теоретических знаний, необходимых для выполнения практических заданий





Осознание предстоящей работы, формирование установки на ее качественное выполнение.







Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих компетенций.








Анализ и оценка успешности достижения цели и задач отдельными студентами и всей группой в целом, определение перспектив последующей работы.



Осознание студентами целей содержания и способов выполнения домашнего задания.




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

ТЕМА: «Электронные таблицы. Технология обработки числовой информации»
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студенты должны знать:
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности.
Студенты должны уметь:
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Цели занятия:
формирование умений в соответствии с требованиями ФГОС: осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
контроль и коррекция знаний по теме «Электронные таблицы. Технология обработки числовой информации»
формирование общих компетенций, необходимых будущему специалисту.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
Как выделить смежные ячейки?
Как выделить блок несмежных ячеек?
Как форматировать блок ячеек?
Как вставить блок ячеек (строк, столбцов)?
Как копировать блок ячеек?
Как вставить блок ячеек (предварительно выполнена команда копирования или вырезания)?
Как вставить блок ячеек с размножением (предварительно выполнена команда копирования или вырезания)?
Как очистить блок?
Как перенести выделенный блок с помощью мыши?
Как скопировать выделенный блок с помощью мыши?
Как заполнить блок значениями?
Как заполнить блок ячеек при копировании с помощью мыши?
Как заполнить блок ячеек значениями с помощью мыши?
Как заполнить блок ячеек списком значений (ряды) с помощью мыши?
Как заполнить блок ячеек форматами с помощью мыши?
Как заполнить блок ячеек значениями согласно прогрессии?
Как скрыть блок строк (столбцов)?
Как показать блок скрытых строк (столбцов)?
Как присвоить имя блоку ячеек?
Как присвоить блоку ячеек имя, находящееся в столбце или строке?
Самостоятельная работа студента при подготовке к занятию
изучение информационного материала
работа с банком тестов


Литература:
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 -классов/Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 511 с.: ил.
Ляхович В.Ф., Крамаров С.О. Основы информатики. Учебник/Ляхович В.Ф., Крамаров С.О.- Изд. 5-е. ростов н/Д: Феникс, 2012. – 704 с. (СПО)
Интернет ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




























Приложение 1

1. Двоичный код каждого символа при кодировании текстовой информации (в кодах ASCII) занимает в памяти персонального компьютера:
- 1 бит
+ 1 байт
- 2 байта
- 2 бита
- 1 Кб
2. Текстовый редактор это:
+ программа, предназначенная для работы с текстовой информацией в процессе делопроизводства, редакционно-издательской деятельности и др.
- программа обработки изображений при создании мультимедийных игровых программ
- программа управления ресурсами персонального компьютера при создании документов
- программа автоматического перевода текста на символических языках в текст, записанный с использованием машинных кодов
- работник издательства, осуществляющий проверку и исправление ошибок в тексте при подготовке рукописи к печати
3. При считывании текстового файла с диска пользователь должен указать:
- тип файла
+ имя файла
- размеры файла
- дату и время создания файла
- имя текстового редактора, в котором создан файл
4. Символ, вводимый с клавиатуры при наборе текста, отображается на экране дисплея в позиции, определяющейся:
- вводимыми координатами
- адресом
- положением предыдущей набранной буквы
+ положением курсора
- произвольно
5. Какая операция нарушает признак, по которому подобраны все остальные операции из приводимого ниже списка:
+ сохранение текста
- форматирование текста
- перемещение фрагмента текста
- удаление фрагмента текста
- копирование фрагмента текста
6. Поиск слова в тексте по заданному образцу является процессом:
- хранения информации
+ обработки информации
- передачи информации
- уничтожения информации
- получения информации
7. Программа, предназначенная для работы с текстовой информацией в процессе делопроизводства и др., называется:
+ текстовым редактором
- операционной системой
- интерпретатором
- графическим редактором
- системой программирования
8. Среди режимов текстового редактора укажите тот, в котором отредактированный текст записывается на диск:
- режим ввода–редактирования
+ режим работы с файлами
- режим поиска по контексту и замены
- режим орфографического контроля
- режим помощи
9. Продолжите логическую цепочку:
“Библиотека каталог”; “Книга оглавление”; “Текстовый редактор ????”:
- окно
- текст
+ меню
- курсор
- рабочее поле
10. Какая операция нарушает признак, по которому подобраны все остальные операции из приводимого ниже списка:
+ печать текста
- удаление в тексте неверно набранного символа
- вставка пропущенного символа
- замена неверно набранного символа
- форматирование текста
11. Для представления текстовой информации в компьютере используется алфавит мощностью:
- 29 символов
- 33 символа
- 2 символа
- 64 символа
+ 256 символов
12. К числу основных функций текстового редактора относятся:
- копирование, перемещение, уничтожение и сортировка текстовых файлов
- управление ресурсами ПК и процессами, использующими эти ресурсами при создании текста
+ создание, редактирование, сохранение, печать текстов
- автоматическая обработка информации, представленной в текстовых файлах
- создание экспертных систем
13. Редактирование текста представляет собой:
+ процесс внесения изменений в имеющийся текст
- процедуру сохранения текста на диске в виде текстового файла
- процесс передачи текстовой информации по компьютерной сети
- процедуру считывания с внешнего запоминающего устройства ранее созданного текста
- процедуру уничтожения ненужных текстовых файлов
14. Курсор это:
+ отметка на экране дисплея, указывающая позицию, в которой будет отображен вводимый с клавиатуры символ
- клавиша на клавиатуре
- наименьший элемент изображения на экране
- устройство ввода текстовой информации
- пиксель
15. При наборе текста в текстовых редакторах одно слово от другого отделяется:
- двоеточием
+ пробелом
- точкой
- запятой
- апострофом
16. При редактировании текста для удаления неверно набранного символа используется клавиша:
- Enter
- Esc
+ Delete
- Insert
- Home
17. Процедура форматирования текста предусматривает:
- удаление текста
- отмену предыдущей операции, совершенной над текстом
- запись текста в буфер
- разбивку текста на страницы
+ автоматическое расположение текста в соответствии с определенными правилами
18. Текстовый редактор представляет собой программный продукт, входящий в состав:
- системного программного обеспечения
- систем программирования
+ прикладного программного обеспечения
- уникального программного обеспечения
- операционной системы
19. К числу основных преимуществ работы с текстом в текстовом редакторе (в сравнении с пишущей машинкой) следует назвать возможность:
- более быстрого набора текста
- уменьшения трудоемкости при работе с текстом
+ многократного редактирования текста
- использования различных шрифтов при наборе текста
- уменьшения сложности при работе с текстом
20. Набор текста при работе в текстовом редакторе осуществляется с помощью:
+ клавиатуры
- джойстика
- модема
- мыши
- принтера
21. К чему приведет однократное нажатие клавиш управления курсором: <вправо>, <вниз>, <влево>, <вверх> в указанном порядке:
- справа от исходной позиции
- слева от исходной позиции
+ курсор окажется на исходной позиции
- сверху от исходной позиции
- снизу от исходной позиции
22. Меню текстового редактора это:
- подпрограмма, обеспечивающая управление ресурсами ПК при создании документа
+ часть его интерфейса, обеспечивающая переход к выполнению различных операций над текстом
- своеобразное “окно”, через которое текст просматривается на экране
- информация о текущем состоянии текстового редактора
- строка статуса
23. Сколько слов будет найдено (выделено, указано) в процессе автоматического поиска в тексте: “Далеко за отмелью, в ельнике, раздалась птичья трель”, если в качестве образца задать слово “ель”:
- 2
- 0
- 1
+ 3
- 4
24. Текстовый редактор, как правило, используется для:
- создания чертежей
- сочинения музыкального произведения
- совершения вычислительных операций
+ создания документов
- научных расчетов
25. Для ввода текстовой информации используется:
- модем
- джойстик
- мышь
- принтер
+ клавиатура
26. К устройствам вывода текстовой информации относится:
- ПЗУ
+ монитор
- сканер
- мышь
- клавиатура
27. Что пропущено в ряду: “символ––строка–фрагмент”:
- книга;
- абзац
+ слово
- текст
- страница
28. В строке состояния текстового редактора для определения положения курсора указывается:
+ номер строки и столбца
- количество строк напечатанного текста
- номер страницы текста
- количество символов в тексте
- объем текста
29. Копирование текстового фрагмента в текстовом редакторе предусматривает в первую очередь:
- указание позиции, начиная с которой должен копироваться фрагмент
- выбор соответствующего пункта меню
+ выделение копируемого фрагмента
- открытие нового текстового окна
- запись исходного текста на диск

Приложение 2

Теоретический дополнительный материал


Абсолютная и относительная адресация.
Адрес в формуле может быть относительным, абсолютным и «наполовину абсолютным».
Относительный адрес записывается обычным способом и при растягивании формулы вправо или вниз изменяются его буквенная или числовая часть.

Абсолютный адрес записывается с символом $ перед буквенной и числовой частью и при растягивании формулы не изменяется.

Абсолютный по вертикали или по горизонтали адрес получается добавлением символа $ либо только перед буквенной частью (изменяется при растягивании формулы вниз), либо только перед числовой (изменяется при растягивании формулы вправо)









Лист регистрации изменений
№ измене-ния
Номера листов (страниц)
Всего листов (страниц) в документе
Вход. № сопроводитель-ного документа и дата
Подпись
ответствен-ного за внесение
Дата


Изменен-ных
Новых
Аннулиро-ванных




























































































УЛЬЯНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ


Методическая разработка практического занятия


Предмет «Информатика и ИКТ»



Страница 13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЛЬЯНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ


ЦМК общеобразовательных дисциплин


Методическая разработка практического занятия




Должность
Фамилия/Подпись
Дата

Составил
Преподаватель
Сорокина С.В.


Согласовал
Председатель ЦМК
Зав. научно-методическим отделом
Сорокина С.В.
Маркевич М.П.


Версия: 1.0


Стр.1из 17










Рисунок 1Рисунок 1