Тезисы к методическому докладу: ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ".
Самостоятельная работа дает не только крепкие и сознательно усвоенные знания студентам, и развивает в них способность к творческому осмыслению учебного материала, формирует устойчивые навыки для повседневной практической деятельности.
Научная доктрина образовательной реформы XXI века нацеливает нас на то, что система образования должна быть не только творческой, а и формировать у студентов навыки к самостоятельной работе, к постоянной работе над собой, понимания того, что процесс учебы не заканчивается после завершения учебного заведения, а сопровождает профессиональную деятельность в течении всей жизни.
Самостоятельная работа студентов неотъемлемая составляющая часть современных учебных технологий. А поэтому, образование совершенствуется в необходимом направлении. Сейчас растет уровень интеллектуальных запросов студентов и одновременно разрабатываются новые технологии обучения. Новые методы и формы нужны не только при контроле уровня усвоения знаний,но и при подаче нового материала, а также еще и при организации самостоятельной работы студентов. Методы это - способы работы студентов, с помощью которых достигается усвоение знаний, умений и навыков, формируется мировоззрение и развиваются способности. Мы стараемся исследовать влияние методов самостоятельной работы на учебную деятельность студентов, и систематизировать их. Эффективность самостоятельной работы студентов растет благодаря использованию в процессе обучения всего комплекса представленных выше методов и форм.
Одной из разновидностей является лекция с «учебными ошибками». За несколько дней преподаватель предупреждает студентов про то, что лекция из основ философии будет считаться с намеренно сделанными ошибками. Выявить и исправить их имеют студенты. Накануне они должны ознакомиться с материалом по учебнику и дополнительной литературой.
За 15 минут до окончания занятия студенты, прослушав и записав лекцию, вносят коррективы и находят ошибки. Способствует повышению заинтересованности, активности и самостоятельности студентов.
Особого внимания заслуживает лекции с элементами проблемности. Используется метод разыгрывания жизненной ситуации по ролям. Цель метода - определить отношение студента к конкретной жизненной ситуации, помочь приобрести опыт путем игры.
Студенты должны четко придерживаться своей роли, пытаться слушать партнеров по игре, не комментировать действия других, выйти из роли по окончании сцены, принять участие в обсуждении разыгранной ситуации поделиться своими впечатлениями. Например, подросток не уступил место в автобусе бабушке, стоявшую рядом. Это вызвало осуждение пассажиров, поднялся шум. Пассажиры успокоились только тогда, когда парень встал. Таким образом развиваются моральные качества студенческой молодежи.
Самостоятельная работа студентов на семинарских занятиях. Метод «Микрофон» дает возможность быстро определить мнение или позицию преподавателя - проверить знания студентов. Правила проведения говорить имеет только тот, у кого «символический микрофон» ответы не комментируются и не оцениваются.
Например, к теме «Духовные измерения человеческого бытия» для дискуссии предлагаются следующие вопросы:
1. Какими путями можно повысить духовный потенциал человека и личности?
2. Какие факторы оказывают решающую роль на формирование определенного типа сознания?
Метод «Анализ философской мысли в различные исторические периоды»
Этот метод дает возможность студентам анализировать историю развития философской мысли, ее сопоставимость с экономическим развитием общества, провести ролевую игру сопоставимости экономики и политики опираясь на действие закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил и принимать решения. Студенты делятся на группы и каждая получает задание.
Таким образом, эта система организации учебного процесса поднимает мотивацию студентов обучения через постоянный контроль их знаний и умений, гласности результатов, соревнования и использования системы поощрения. Она активирует работу студента на протяжении семестра, заставляет его трудиться систематически и самостоятельно, разширяет возможности для всеобщего разкрытия способностей студентов, развивает их творческое мышление, индивидуализирует обучение, разширяет границы самостоятельной работи и основательно изменяет взаимоотношения в структурепреподаватель-студент, создавая атмосферу сотрудничества.
Учебный процесс становится полностью открытым для студентов и имеет демократический характер , что позволяет каждому выбрать уровень обучения и способ получения итоговой оценки с дисциплины, постоянно контролировать свой уровень подготовки, вносить своевременные коррективи в учебную работу .
Вышеуказанные методы и формы самостоятельной работы студентов используются для самостоятельной аудиторной работы. Кроме этого неотъемлемой частью общего процесса является самостоятельная внеаудиторная работа студентов. Формы и методы, используемые в внеаудиторной самостоятельной работе: подготовка сообщений, рефератов, составления информационных текстов, оформления наглядных пособий, (альбомов), аудиозапись, запись видеофильма и т.д.
Таким образом, самостоятельная работа дает студентам не только крепкие как известно усвоенные знания, а и развивает в них способность к творческому осмыслению учебного материала, формирует устойчивые навыки для повседневной практической деятельности.