Разработка открытого урока русского языка на тему Односоставные и двусоставные предложения





Ход урока:

I. Орг. момент
II. Объяснение нового материала:

1) Слово учителя:
Окружающий нас физический мир, все вещества, предметы - всё состоит из мельчайших элементарных частиц. Это доказано современной наукой. В языке происходит то же: слова состоят из ЗВУКОВ (а при написании – из БУКВ); звуки объединяются друг с другом, и появляются МОРФЕМЫ – это наименьшие значимые части слова. Из морфем состоят СЛОВА. Из слов строятся СЛОВОСОЧЕТАНИЯ и ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Вот о предложении и пойдет сегодня речь на уроке, об односоставном предложении. Мы будем тренироваться опознавать односоставные предложения в тексте, определять их вид, а также продолжим подготовку к ЕНТ. Запишем в рабочую тетрадь дату урока и его тему.
Мы знаем, что по строению грамматической основы простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.
- В чём различие этих предложений?
( Ученики отвечают на вопросы)

II. Работа со слайдами.
1) Перед вами 7 предложений, запишите их номера в 2 столбца, расположив слева односоставные, справа – двусоставные. ( Слайд № 3)
Проверим результаты нашей работы. На экране правильные ответы.( Слайд № 4)
- У кого в характеристике предложений ответ неверный? Где именно?

2) Дома вы изучили теорию вопроса, пользуясь материалом учебника. Насколько хорошо усвоен материал, поможет проверить тест «Односоставные предложения».

Перед вами тест с 9 заданиями. В ЕНТ вам предстоит отметить из пяти вариантов один правильный ответ. Здесь в листе теста даны 5 вариантов ответа, из которых 1 правильный. (Слайд № 5,6,7).
Проверим, правильно ли вы выполнили задание. (Слайд № 8) Перед вами на доске правильные ответы, проверьте и оцените сделанное по 5-тибалльной системе самостоятельно. В чем были трудности?







3) А сейчас проведём небольшой терминологический орфографический диктант.
Назовите и запишите термин вида односоставного предложения, ... Слайд №№ 9-13)
* назывное
* неопределенно-личное
* определенно-личное
*безличное
*обобщенно-личное
4) А теперь работаем с учебником. Упражнение № 151 (Слайд № 14)
5) Разминка
Прервем наш труд на несколько минут. Перед вами стихотворение. Прочитайте.
- Какому поэту принадлежат эти поэтические строки?
Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира. Лев Толстой восторженно отмечал: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». Другие усматривали в безглагольности посягательства на законы поэтики.
- Есть ли в этом стихотворении односоставные предложения? Какие?
( Слайд № 15)
III. Закрепление.
Чтобы основательно закрепить материал и без проблем успешно ответить на вопросы, связанные с данной темой на ЕНТ, мы повторим изученное на предыдущих уроках. ( Слайд № 16, 17 )
IV. Комментирование оценок.
V. Домашнее задание.