Развитие исследовательских умений у учащихся (из опыта работы).


Развитие исследовательских умений у учащихся (из опыта работы).
Сергеева Ирина Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №6» НМР РТ
Перед учителем-предметником сегодня ставятся серьезные задачи по развитию навыков, позволяющих ученикам решать поставленные перед ними вопросы, используя коммуникативных и исследовательских умения. И здесь возникает вопрос: какие нужно создать условия для реализации этих задач? На мой взгляд, необходимо с младших классов прививать интерес к слову, приводить примеры из истории языка, обучать ученика работе со словарями, обращать внимание учеников на что-то необычное, интересное в текстах, привлекать их к небольшим научным изысканиям.
Работа по организации исследовательской работы сложна, и сложность ее заключается не только в том, что нужно выявить одаренных в этом отношении детей, но и в том, чтобы привлечь ученика к аналитической деятельности, чтению дополнительных источников литературы, обучить умению выступать перед публикой и защищать свою работу.
Начиная работу в этом направлении, каждый учитель задумывается о том, какой материал, какую тему предложить ученикам. Думаю, начать можно со второй половины 6 класса, ведь к этому времени будет уже изучен весь материал по теме «Лексика и фразеология». Раздел дает множество возможностей для того, чтобы взять несколько тем для исследования. Я со своей ученицей начала работать над темой, которой нет в учебнике – «Старославянизмы – заимствованные слова». Работа увлекла, а самое главное, ученица начала читать больше о том, что говорилось по данной теме в разных источниках, то есть ее знания расширялись.
Темой «Заимствованные слова» настолько увлеклась и сама, что и на следующий год взялись за лексику вновь, причем лексика эта была связана с территорией, на которой мы живем – Республикой Татарстан. Изучение тюркизмов («Роль тюркизмов в произведениях М.Лермонтова») позволило нам понять, каким образом русский язык вместил в себя такие слова, как барабан, сарафан, башмак, сундук и т.д.
В старшем звене мы пошли еще дальше и взяли за основу изучение галлицизмов, их роли в русском языке. При этом мы в качестве материала использовали произведения А.Островского, чтобы понять, почему сфера искусства, быта, моды, язык кухни был так богато представлен в нашем языке.
Выбирая тематику научных исследований, нужно помнить о том, что исследовать лексику, морфологию, синтаксис русского языка необходимо на материале художественных произведений русской литературы, это способствует формированию орфографической зоркости, развитию речи; что история и литература взаимосвязаны, а значит, надо знать приметы времени, чтобы суметь ответить на вопросы, связанные с периодом, в котором живут писатель и герой.Я своим ученикам предлагаю темы и по искусству, например, «Нэцкэ: вчера, сегодня, завтра». Такие темы расширяют представления учеников о культуре народов мира, а также помогает при подготовке к выпускным экзаменам в формате ЕГЭ, ведь тексты, связанные с культурой, искусством, вызывают у них определенные трудности.
В исследовательской работе, безусловно, помогают словари. Это этимологический словарь М. Фасмера, орфографический словарь С.И.Ожегова, словари иностранных слов и другие.
Возможности участвовать сегодня в научно-исследовательских конференциях сегодня есть у всех. Проводится множество конференций как очных, так и заочных, потому у учителя и ученика всегда есть возможность организовать свое участие.