Модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в учреждении дополнительного образования


Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр внешкольной работы
«Планета взросления»
Проект по теме:
«Модель
психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях учреждения дополнительного образования»
Авторы-разработчики: Бурнос Н.Л.,
зав.метод отделом
Вычужанина Т.В.,
зав. орг.-массовым отделом
Давыдкина С.В., методист
Хабаровск, 2014г.

«Образование детей с особыми потребностями является
одной из основных задач для страны. Это необходимое
условие создания действительно инклюзивного общества,
где каждый сможет чувствовать причастность
и востребованность своих действий. Мы обязаны
дать возможность каждому ребенку, независимо
от его потребностей и других обстоятельств,
полностью реализовать свой потенциал, приносить
пользу обществу и стать полноценным его членом»
Дэвид Бланкет
СОДЕРЖАНИЕ
АНАЛИТИКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
Описание проблемной ситуации стр. 4-5
Цель и задачи проекта стр.6-8
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТНОЙ МОДЕЛИ
Структурно-концептуальная характеристика
проектируемой модели стр. 8-10
Особенности организации психолого-педагогического
сопровождения детей с ОВЗ и их родителей стр. 11-13
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ МОДЕЛИ
Организационно-управленческое обеспечение стр. 14-16
Кадровое обеспечение стр. 17-18
Информационно-аналитическое обеспечение
организации работы с детьми с ОВЗ стр. 18-19
Особенности организации образовательного процесса стр.19-20
Финансово-экономическое обоснование проекта стр. 20
РИСКИ И ПРЕПЯТСТВИЯ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТА стр. 20
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА стр. 21-22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр. 23-24
ПРИЛОЖЕНИЕ стр. 25-53
АНАЛИТИКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Описание проблемной ситуации
В настоящее время в мировом сообществе остро встала проблема социализации детей-инвалидов. Число детей с ограниченными возможностями неуклонно растёт. По статистике количество детей со статусом «инвалид» за последние пять лет в России удвоилось. Зарубежная статистика подтверждает факт увеличения количества таких детей на западе. Законом о социальной защите зарегистрировано право этой категории людей на различные льготы и социальные пособия. Но инвалиды, особенно дети, находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность. 
В Российской Федерации с 2011 года действует государственная целевая программа «Доступная среда».  «Доступная среда» – безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах. Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.
     В связи с тем, что социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. 
   Ни для кого не секрет, что процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае обучение более эффективно. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и детям-инвалидам.
При инклюзивном обучении дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом "Об образовании", федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ", а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Современные исследования доказывают, что наиболее успешно процесс социализации детей с ОВЗ осуществляется в системе инклюзивного образования. При этом в системе дополнительного образования детей инклюзивное образование реализуется частично, носит бессистемный характер. Отсутствуют также комплексные научные и методические разработки по технологическому обеспечению этого процесса в учреждениях ДОД, тем самым остаются невостребованными креативные, социализирующие ребенка ресурсы образовательного процесса в кружках и объединениях учреждений этого типа. 
Также важно учитывать, что проблема воспитания и развития «особого» ребенка, ребенка с ОВЗ, является очень сложной для семьи. Родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Родителям необходимо с кем-то поделиться своей проблемой, найти поддержку, понять, что они не одиноки и с этим можно жить. Такие семьи нуждаются в комплексной психолого–педагогической помощи. Важно ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, на выработку у него умения мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-социальной помощи именно в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребенка, улучшить его развитие, обеспечить его социальную адаптацию.
В прошлом году центр абилитации детей и подростков с генетическими отклонениями «Содружество» обратился за помощью в МАУДОД ЦВР «Планета взросления» в организации образовательно-досуговой деятельности детей с синдромом Дауна (цикл мероприятий для детей и их родителей), в создании условий для занятий. Такая необходимость возникла в связи с тем, что в Хабаровске нет специализированных учреждений, оказывающих не только абилитационную и коррекционную помощь детям с нарушениями в развитии, но и помощь их родителям для создания в семье оптимальных условий для развития ребёнка, включения в повседневную жизнь семьи коррекционно-развивающих подходов. Семьи, имеющие детей с ОВЗ, находятся наедине со своим горем. При совместном обсуждении, беседах специалистов с родителями, при проведении клуба выходного дня и знакомстве с детьми, возникла необходимость в разработке данного проекта.
Цель и задачи проекта
Обозначенные проблемы позволили сформулировать тему проекта: «Модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях учреждения дополнительного образования».
Цель проекта: создание психолого-педагогических условий для успешной социализации детей с ОВЗ в учреждении дополнительного образования.
Задачи проекта:
Организовать практику социальной адаптации детей с ОВЗ в группе сверстников и взрослых;
Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение интеграции детей с ОВЗ в досугово-образовательную среду Центра;
Сформировать систему содействия и психолого-педагогической помощи семьям с детьми с ОВЗ;
Реализовать педагогические технологии, развивающие базовые умения и навыки детей с ОВЗ (сенсомоторики, воображения, речи, внимания, памяти, мышления, произвольности и саморегуляции);
Организовать систему просвещения родителей в вопросах обучения детей с ОВЗ в новой образовательной среде;
Расширить и обогатить навыки личностного общения детей с ОВЗ со сверстниками и взрослыми.
ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОЛОГИИ ПРОЕКТА
1. Тема проекта Модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях учреждения дополнительного образования
2. Авторы: Бурнос Н.Л., зав. метод. отделом
Вычужанина Т.В., зав. орг.-массовым отделом
Давыдкина С.В., методист
3. Краткое содержание проекта Апробация модели психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях учреждения дополнительного образования
4. Управленческая и проектная специфика Данный проект может быть реализован в сфере дополнительного образования Хабаровского края
Классификация проекта (перечень типов проектов по классификатору)
По уровневому виду проектирования:
По срокам реализации проект долгосрочный
По требованиям к качеству и способам обеспечения
По степени уникальности
По особенностям финансирования
По составу участников и географии
По характеру целевой задачи
По масштабу Проект имеет организационно-управленческую структуру.
Для реализации данного проекта потребуется 4 года.
Проект имеет среднюю степень сложности, т.к. предполагает минимальное техническое оснащение, ресурсное обеспечение и организацию системы подготовки кадров.
Проект относится к инновационным. Представляет собой конструкцию, которой не было на предшествующей стадии развития учреждения.
Проект – бюджетный. Для его осуществления будут привлечены бюджетные средства.
Проект – местного значения, так как проводится в рамках одного учреждения – МАУДОД ЦВР «Планета взросления».
Проект является реформаторским, так как предусматривает создание и внедрение модели (прежде не существующей) психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях учреждения дополнительного образования детей.
Проект является малым
(по показателю численности детей)
6. Основные недостатки проекта Отсутствие в содержании проекта методик, основанных на использовании широкого спектра технических средств обучения.
7.Ключевые слова
(по классификатору) область деятельности: досугово-образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей;
практическая значимость: способствует социализации и адаптации детей с ОВЗ к жизни в обществе (в детском сообществе).
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТНОЙ МОДЕЛИ
2.1. Структурно-концептуальная характеристика проектируемой модели
Потенциал методов и приемов, накопленный в дополнительном образовании, позволяет:
погрузить ребенка с ОВЗ в среду сверстников;
включить в совместную деятельность не только с ребятами, но и с педагогом;
приобщить к общепринятым нормам и правилам общения и поведения;
раскрыть индивидуальные способности, данные природой;
проявить творческую инициативу и самостоятельность;
почувствовать свою значимость и ценность;
оказать психолого-педагогическую помощь родителям.
Учитывая психологические особенности детей с синдромом Дауна и выше перечисленные факторы, МАУДОД ЦВР «Планета взросления» была организована группа «Солнечный город» и разработан спектр досуговых мероприятий для детей и их родителей (см. Приложение 1), которые будут проводиться 1 раз в месяц на каждом этапе реализации проекта. Проведение таких мероприятий позволит детям с ОВЗ адаптироваться к среде учреждения дополнительного образования.
Образовательный процесс для таких детей будет представлен циклом учебных занятий, направленных на развитие у детей моторики, музыкально-ритмических движений, навыков работы с различными материалами (ДПИ) развитие речи (см. Приложение 2). Только после того как дети с ОВЗ смогут адаптироваться к образовательному процессу, их будут вводить в группы детей с нормой развития.
Каждый этап обучения будет сопровождаться проведением диагностики уровня развития способностей и познавательных возможностей детей с ОВЗ (см. Приложение 3,4).
Немаловажное значение в проекте отводится и работе с родителями: проведение родительских школ, организация мастер-классов, круглых столов, лекций, с привлечением специалистов. Все это позволит родителям не только скорректировать свое поведение в отношении детей с ОВЗ, но и найти ответы на вопросы, касающиеся их развития и воспитания.
МАУДОД ЦВР «Планета взросления» была разработана модель, которая позволяет наглядно увидеть, как будет осуществляться психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях учреждения дополнительного образования (см. схему № 1).

2.2. Особенности организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей.
Инклюзивное образование — это совместное обучение и воспитание детей  с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.
Существует восемь принципов инклюзивного образования:
— ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
— каждый человек способен чувствовать и думать;
— каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
— все люди нуждаются друг в друге;
— подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
— все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
— для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
— разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Синдром Дауна – тяжелая генетическая аномалия. По статистике, один младенец из шестисот-восьмисот появляется на свет с этим отклонением, с одной лишней хромосомой. Во всем мире людей с синдромом Дауна называют «солнечными» – настолько они добры, дружелюбны, открыты и беззащитны. Они просто не способны кого-либо обидеть, поскольку напрочь лишены агрессии. Они не умеют обижаться и злиться. И, как все дети, они любят играть, танцевать, читать, шалить, узнавать что-то новое. Но жить, развиваться, учиться и проявлять свои таланты дети с синдромом Дауна способны лишь в атмосфере любви. Им нужно чуть больше помощи, внимания и понимания – как со стороны семьи, так и всего общества.

Большинство детей с Синдром Дауна могут научится ходить, говорить, читать, писать, вообще, делать большую часть того, что умеют делать другие дети, нужно лишь обеспечивать им адекватную среду жизни и соответствующие программы обучения.
Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислании. Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. «Дауʜᴎϲты» могут быть ласковыми, послушными, доброжелательными. Они могут любить, смущаться, обижаться, хотя иногда бывают раздражительными, злобными и упрямыми. Большинство из них любопытны и обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов. Уровень навыков и умений, которого могут достичь дети с синдромом Дауна, весьма различен. Это обусловлено генетическими и средовыми факторами.
Дети с синдромом Дауна фиксируют своё внимание на единичных особенностях зрительного образа, предпочитают простые стимулы и избегают сложных изобразительных конфигураций. Такое предпочтение сохраняется на протяжении всей жизни. Ошибки в воспроизведении зрительно воспринятых форм связаны у них с особенностями внимания, а не с точностью восприятия.
Дети не видят детали, не умеют их искать и находить. Не могут внимательно рассмотреть часть мира, отвлекаются на более яркие образы. Однако в результате многочисленных экспериментов было выяснено, что лучше оперируют материалами, воспринимаемыми зрительно, чем на слух.
Трудности в освоении речи у детей с синдромом Дауна связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта, задержкой в интеллектуальном развитии.
Кроме того, у детей с синдромом Дауна маленькие и узкие ушные каналы. Всё это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные согласованные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их.
При развитии речи существенное значение имеют тактильные ощущения как внутри ротовой полости, так и внутри рта. Они нередко испытывают трудности в распознании свои ощущений: плохо представляют себе, где находится язык и куда его следует поместить для того, чтобы произнести тот или иной звук.
Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения - одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя.
У некоторых детей с синдромом Дауна овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена. Из-за трудностей выражения своих мыслей и желаний эти дети часто переживают и чувствуют себя несчастными. Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания.
Дети с синдромом Дауна часто говорят быстро или отдельными последовательностями слов, без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга.
Ребёнок, к сожалению, исключается из общественной жизни. Всё вышеперечисленное определяет значимость проблемы социальной адаптации и коррекции соответствующих контингентов детей.
Люди с синдромом Дауна могут гораздо лучше развить свои способности, если они живут дома, в атмосфере любви, если в детстве они занимаются по программам ранней помощи, если они получают специальное образование, надлежащее медицинское обслуживание и ощущают позитивное отношение к себе общества. Коррекционное обучение детей с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам в развитии ребёнка, что должно повлиять на качество его жизни и его дальнейшую судьбу.
3. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ МОДЕЛИ
Схема № 2
3.1. Организационно-управленческое обеспечение
Научный консультант


Координатор проекта
(сотрудник МАУ ДОД ЦВР «Планета взросления»



Педагоги дополнительного образования
Педагог-психолог
Методисты
орг.-массового отдела
Привлеченные специалисты
( логопед, невролог, дефектолог, психиатр)



Дети с ОВЗ и их родители

Звенья управления педагогическим процессом по организации деятельности с детьми с ОВЗ и их родителями находятся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.
Распределение обязанностей педагогического коллектива по организации работы с детьми с ОВЗ (см. таблицу 1).
Таблица № 1
Распределение обязанностей основных работников,
участвующих в реализации проекта
Должность Основные функции Должностные обязанности
Научный консультант Научное сопровождение проекта Консультирует по вопросам научной обоснованности и методической целесообразности проекта;
Принимает участие в разработке модели диагностирования детей с ОВЗ;
Оказывает консультационную и обучающую помощь в вопросах выбора методов и технологии организации психолого-педагогического сопровождения на всех этапах проекта.
Координатор проекта Осуществляет научно-методическую работу по организации проекта Осуществляет руководство по организации проектной деятельности.
Организует встречи с привлеченными специалистами.
Планирует работу родительских школ.
Организует и осуществляет научно-методическую поддержку в рамках повышения квалификации педагогических кадров по работе с детьми с ОВЗ.
Осуществляет корректировку дополнительных образовательных программ.
Педагог-психолог Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса Осуществляет психологическую поддержку детям с ОВЗ, содействует их развитию и социализации в детском коллективе.
Проводит психологическую диагностику развития детей с ОВЗ.
Оказывает консультативную помощь детям и их родителям.
Консультирует педагогов по вопросам организации работы с детьми с ОВЗ.
Анализирует достижения детей с ОВЗ.
Методисты организационно-массового отдела Организация досуговой деятельности Планирование мероприятий для детей с ОВЗ.
Написание сценариев.
Проведение праздничных мероприятий и конкурсно-игровых программ для детей с ОВЗ и родителей.
Педагоги дополнительного образования Организация образовательного процесса в кружках Планирует и осуществляет образовательный процесс, в соответствии с образовательной программой.
Продумывает формы и методы работы с детьми с ОВЗ на занятии.
Осуществляет тесную связь с родителями.
Повышает свою профессиональную квалификацию, участвует в деятельности методических объединений, педагогических мастерских и других формах методической работы.
Кадровое обеспечение
Для организации работы с детьми с ОВЗ будут привлекаться не только методисты и педагоги дополнительного образования МАУДОД ЦВР «Планета взросления», но и привлеченные специалисты на договорной основе (см. схему 3). По запросам родителей специалисты будут проводить консультации по интересующим их вопросам.
Схема № 3
Кадровый состав
Привлеченные работники на договорной основе:
Специалисты Краевого
центра психолого-медико-социального сопровождения
( логопед, невролог, дефектолог, психиатр)
Постоянные работники:
Научный консультант;
Координатор проекта;
Педагог-психолог;
Методисты организационно-массового отдела;
Педагоги дополнительного образования.

Этапы подбора кадров
А. Подготовительный – 1 месяц
Расчет координатором проекта числа кадров, необходимых для реализации проекта.
Подбор и утверждение состава педагогических кадров.
Б. Обучение педагогического коллектива работе с детьми с ОВЗ (обучающие занятия) – 1 месяц
В. Реализация проекта – 4 года.
Методика расчета кадрового обеспечения проекта
Особенности развития детей с синдромом Дауна позволяют объединить в группу 10-12 чел. Возраст от 3 до 9 лет.
В организации и проведении мероприятий с детьми и их родителями будут привлечены методисты организационно-массового отдела, в количестве 3 чел.
Педагог-психолог будет организовывать работу с родителями, оказывать психологическую помощь, а также проводить диагностику развития детей с ОВЗ на каждом этапе реализации проекта.
В разработке и реализации проекта будет участвовать 5 педагогов дополнительного образования. Педагоги, которые будут проводить развивающие занятия по моторике, развитию речи, музыке, ИЗО и ДПИ.
Психологические и физиологические особенности детей (нарушение слуха, речи, зрения и др.) с синдромом Дауна вызывают необходимость привлекать специалистов на договорной основе, таких как: логопед, дефектолог, невролог, психиатр.
Диагностика подбора педагогов дополнительного образования для участия в организации досугово-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ включает:
Анкетирование педагогов;
Оценку мотивации профессиональной деятельности по методике К. Замфир в модификации А.Реана;
Академическую мобильность пед. кадров (поиск в Интернет-сети инновационных программ, форм и методов работы, способствующих развитию, коррекции поведения детей с ОВЗ).
Информационно-аналитическое обеспечение
организации работы с детьми с ОВЗ
В процессе реализации проекта специалисты МАУДОД ЦВР «Планета взросления» будут изучать и анализировать опыт социализации и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в городе и крае; разрабатывать и выпускать методический и дидактический материал (брошюры и буклеты для родителей, методические рекомендации по специфике проведения занятий с детьми с ОВЗ для педагогов); проводить мониторинг качества образования через опросы и наблюдения (опросы родителей, рисуночные тесты, «поляна настроения» для детей); организовывать и проводить конференции, конкурсы в рамках деятельности, по сопровождению детей с ОВЗ и их родителей.
Специалисты МАУДОД ЦВР «Планета взросления» должны осуществлять взаимодействие с участниками образовательного процесса (педагогами, учащимися, родителями) с целью своевременной помощи.
Публиковать информацию о реализации проекта на интернет-ресурсах, обеспечивать доступность всех материалов, разрабатываемых сотрудниками центра, а также возможность получения консультаций по запросу пользователей в режиме on-line.
3.4. Особенности организации образовательного процесса
Организация работы с детьми с ОВЗ начинается, прежде всего, с родителей.
Воспитание ребенка с нарушениями в развитии требует от родителей больших физических и духовных сил, поэтому так важно взрослым сохранить физическое здоровье и душевное равновесие, оптимизм. От того, как дальше поведут себя родители, во многом будет зависеть судьба ребенка и самой семьи. Помогают родителям справиться со сложившейся ситуацией: консультирование специалистов, беседы, обсуждения, тренинги.
В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные типологические особенности детей с синдромом Дауна. Необходимо делать скидку на определенную инертность психических процессов, существенный латентный период между предъявляемой информацией и ответной реакцией ребенка. Продвигаться в обучении ребенка нужно медленно и маленькими шажками, начиная обучение с шага, следующего после тех, которые уже усвоены ребенком, и переходить на следующий этап лишь тогда, когда ребенок к этому готов. Для усвоения материала требуется большое количество повторений, значительно больше, чем нормально развивающимся детям. Правильное использование повторяемости вызывает заинтересованность детей, помогает им оперировать приобретенными знаниями, так как повторяемость – один из основных принципов обучения детей с особенностями. Лексический и грамматический материал повторяется не только на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, но и в разнообразных видах деятельности.
Частичное введение детей с ОВЗ в группы здоровых сверстников предусмотрено только во втором полугодии II этапа реализации проекта. Прежде всего, это связано с тем, что детям с синдромом Дауна нелегко дается смена обстановки, знакомство и принятие новыми людьми.
Все занятия необходимо проводить в игровой форме. В процессе игровой деятельности ребенок учится взаимодействию и сотрудничеству с другим человеком, осваивает основы простой сюжетной игры, совершенствует двигательные навыки и способность владеть своим эмоциональным состоянием. Правильно организованная подвижная игра отлично стимулирует не только моторные навыки, но и навыки взаимодействия, речи и процессы познания.
Участвуя в развлекательных мероприятиях (см. Приложение 4), ребёнок с ОВЗ может извлечь из них немалую пользу. Помимо других положительных моментов, они могут дать ему возможности: ощутить успех, осознать способности собственного тела, столкнуться и попытаться решить задачи физического и умственного характера; повысить самооценку; приобщиться к жизни местного общества, посоревноваться; творчески выразить себя; завести новых друзей; развлечься, поупражняться, испытать ощущение причастности; обнаружить в себе новые таланты; улучшить спортивные навыки; развивать мышечный тонус и координацию движений, найти выход для эмоций, расслабиться, получить удовольствие.
3.5.Финансово-экономическое обоснование проекта
Для реализации проекта на базе МАУДОД ЦВР «Планета взросления» необходимо материально-техническое обеспечение, что позволит создать необходимые условия для организации досугово-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ и их родителями.
Материально-техническое обеспечение проекта:
Мультимедийные установки;
Компьютеры;
Экраны для презентаций;
Музыкальный центр;
Синтезатор;
Видеокамера;
Канц. товары;
Дидактический материал;
Наглядные пособия с возможностями мультимедиа и телекоммуникации;
Аудиовизуальные средства;
Спортивно-игровой инвентарь.
РИСКИ И ПРЕПЯТСТВИЯ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТА
Таблица № 2
Проблемы и риски Пути решения
Недостаточные психолого-педагогические знания педагогов в работе с данной категорией детей. Обучающее консультирование педагогов
Нерегулярное посещение мероприятий, занятий по причине заболеваемости детей Дополнительные занятия, индивидуальная помощь ребёнку, родителям.
Не принятие детей с ОВЗ в группы сверстников Проведение бесед на этические темы с детьми «в норме».
Ролевые игры, моделирующие нравственные проблемы.
Тренинги на проживание.
Работа с родителями.
Индивидуальные нарушения
психофизического развития ребенка, ограничивающие возможности реабилитации. Индивидуальная работа специалистов с ребёнком.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА
Оценка эффективности проекта позволяет выявить степень продвижения к результату по организации деятельности с детьми с ОВЗ, своевременно откорректировать отклонения от управленческого алгоритма, задач и этапов реализации проекта. На основе оценки эффективности проекта принимаются административные решения об урегулирования возникающих проблем и уточнений дальнейшего пути осуществления проекта.
Таблица № 3
Оценка эффективности работы по проекту
Критерии эффективности Показатели Методы мониторинга
Развитие социальных компетенций детей с ОВЗ и детей в норме развития Адаптация в детском коллективе Наблюдение за деятельностью ребенка
Беседа с родителями
Развитие опыта сотрудничества Наблюдение за деятельностью ребенка
Формирование учебных умений Выполнение задания по образцу Диагностическое обследование
Умение отвечать на вопросы Диагностическое обследование
Умение сравнивать Тестирование
Умение контролировать свою деятельность Наблюдение за деятельностью ребенка
Умение выполнять доступные обязанности Анкетирование родителей
Беседа с родителями
Развитие эмоционально-двигательной сферы детей Участие в мероприятиях Наблюдение за деятельностью ребенка
Развитие крупной моторики
(координация движений) Выполнение ребенком стандартных функциональных проб (тест Озерецкого)
Ожидаемые результаты деятельности Центра
Оказание помощи и поддержки детям с ОВЗ, реализация их интересов, потребностей, возможностей, потенциала.
Появление новых форм работы с родителями.
Создание благоприятного морально-психологического климата на занятиях.
Повышение уровня индивидуальных достижений детей в творческих областях, к которым у них есть способности.
Участие детей с ОВЗ в работе кружков и совместных мероприятиях Центра.
«Живой» сайт по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:1. Абраменкова В.В. Совместная деятельность дошкольников как условие развития познавательной сферы. \\ Вопр. Психологии. – 2003 – №5. С. 60–64.
2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии. М, Медицина, 1994. – 216 с.
3. Атлашкина Т.В. Развитие памяти и интеллекта у детей с задержкой психического развития. СПб.: Респекс. – 2005. – 384 с.
4. Афонькина Ю, Урунтаева Г. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников. \\ Дошкольное воспитание. – 1992. №1.
5. Булкина Т.В. В объятиях ласкового «дауна»: о детях с синдромом Дауна // Фактор. 1998. №8, с. 69.
6. Ворсанова С.Г., Юров Ю.Б., Демидова И.А., Берешева А.К. Хромосомные синдромы, выявляемые в первые годы жизни ребенка; данные клинических, цитогенетических и молекулярно-цитогенетических исследований// Дефектология. – 2001. – №1.
7. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М. 1995. – 468 с.
8. Детская психология: Учебное пособие / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; – Минск: Университетское изд., – 1998. – 399 с.
9. Дефектология. Уч. Пос. под ред. И.П. Серова. М.: Гуманитарий. – 2005, -368 с.
10. Житникова Л.Н. В защиту прав детей-инвалидов. // Новый регион. – 2006. №3. с. 64–69.
11. Забрамная С.Д. Отбор детей во вспомогательные школы. СПб.: Нева, 1999. – 258 с.
12. Исследование памяти у детей с различными нарушениями психических функций. / Отв. ред. И.Н. Корж. – М: Наука, – 1990. – 216 с.
13. Ковалева Е., Синицина Е. Дети-инвалиды в современном обществе. – М.: Лист-Нью, – 2005.-136 с.
14. Краузе Е. Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика – СПБ. – «КОРОНА-ВЕК», 2007г.
15. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии М., 1991. 143 с.
16. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. С- Петербург, «Речь», 2008.
17. Нестерова Г. Ф., Безух С. М., Волкова А. Н. Психолого-социальная работа с инвалидами: абилитация при синдроме Дауна. С- Петербург, «Речь», 2007.
18. Развитие логической памяти у детей с нарушениями интеллекта. / Под ред. А.А. Смирнова. – М: Просвещение, -2006. – 256 с.
19. Семенова И. С. Психолого - педагогическая помощь семье, воспитывающей «особого ребенка» // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2008, № 7.
20. Семяго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. №1. С. 66–75.
Шевченко С. Г. Коррекционно - развивающее обучение:
организационно-педагогические аспекты. - М.,1999.
.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
План воспитательных мероприятий на период
декабрь 2013г. – май 2014г.
Дата проведения Мероприятие Ответственные
30.11.13г Развлекательная программа
«День друзей»
(к Международному дню инвалидов) Прокопьева А.В., Реброва О.А.
29.12.13г Новогодний утренник
«В поисках волшебной рукавички» Мелешкина М.Н., Иванова А.А.
16.02.14г 1. Развлекательная программа «Ярмарка красок».
2. Тематическая беседа с родителями
«Праздник в нашей семье». Сушкова Е.В., Аксенникова В.В.
23.03.14г Музыкально-игровая программа
«Весеннее настроение»
(к Всемирному Дню людей с синдромом Дауна) Реброва О.А., Прокопьева А.В.
20.04.14г 1. Ремесленная мастерская
«В гостях у гончарного круга».
2. Тематическая беседа с родителями
«Развитие мелкой моторики детей при работе с глиной». Кренинг Л.А., Чайникова Т.А.
25.05.14г Праздник «Вот оно, какое наше лето!»
(к Всемирному Дню защиты детей) Мелешкина М.Н., Иванова А.А.
План воспитательных мероприятий на период
сентябрь 2014г. – май 2015г.
Дата проведения Мероприятие Ответственные
28.09.14г Развлекательная программа
«Давайте познакомимся!» Аксенникова В.В.,Иванова А.А.
26.10.14г 1. Игровая программа
«Осень, осень! В гости просим!»
2. Тематическая беседа «Психофизиологические особенности детей с синдромом Дауна» Реброва О.А.,
Прокопьева А.В.,
Воронов И.И.
16.11.14г Игровая развлекательная программа «Мама, папа, я - музыкальная семья!» Сушкова Е.В.,
Иванова А.А.
07.12.14г 1. Развлекательная программа «Вместе весело шагать!»
(к Международному дню инвалидов)
2. Тематическая беседа
«Обучение детей с синдромом Дауна» Мелешкина М.Н., Прокопьева А.В.,
Воронов И.И.
28.12.14г Новогодний утренник
«Новогоднее путешествие» Аксенникова В.В.,
Иванова А.А.
22.02.15г Игровая программа
«В гостях у клоунессы Буси» Мелешкина М.Н., Прокопьева А.В.
29.03.15г 1.Музыкально-игровая программа
«Мы дружные ребята – танцуем и поем»
(к Всемирному Дню людей с синдромом Дауна)
2. Мастер-класс «Песочная терапия». Аксенникова В.В.,Иванова А.А..
26.04.15г 1.Музыкально-развлекательная программа
«Волшебная карусель».
2. Мастер-класс «ИЗО-терапия» Реброва О.А.,
Прокопьева А.В.,
Сушкова Е.В.
24.05.15г Праздник «Лето красное»
(к Всемирному Дню защиты детей) Сушкова Е.В.,
Иванова А.А.
План воспитательных мероприятий на период
сентябрь 2015г. – май 2016г.
Дата проведения Мероприятие Ответственные
Сентябрь 2015г Развлекательная программа
«Осень - чудная пора» Аксенникова В.В.,Иванова А.А.
Октябрь 2015г 1. Игровая программа
«Маленькие волшебники»
2. Участие в городском конкурсе декоративно-прикладного искусства «Мир за моим окном» Реброва О.А.,
Прокопьева А.В.
Ноябрь 2015г 1.Игровая развлекательная программа «Праздник мам»
2. Тематическая беседа
«Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей». Сушкова Е.В.,
Иванова А.А.,
Воронов И.И.
Декабрь 2015г Театрализованное представление «В гостях у сказки»
(к Международному дню инвалидов)
2. Новогодний утренник
«Снежная сказка» Мелешкина М.Н., Прокопьева А.В.,
Февраль 2016г Спортивно-оздоровительное мероприятие
«Сильные, смелые, ловкие, умелые».
Тренинг для родителей
«Путь к взаимопониманию» Аксенникова В.В.,
Иванова А.А.,
Воронов И.И.
Март
2016г Игровая программа
«Подснежники для мамы» Мелешкина М.Н., Прокопьева А.В.
Апрель 2016г 1.Выставка декоративно-прикладного искусства «Весенняя капель»
(к Всемирному Дню людей с синдромом Дауна)
2.Мастер-класс
«Ура, день рождения!». Аксенникова В.В.,Сушкова Е.В.,
Мелешкина М.Н.
Май
2016г Музыкально-развлекательная программа
«Летний калейдоскоп». Реброва О.А.,
Прокопьева А.В.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Расписание занятий
группы детей с ОВЗ «Солнечный город»
Среда Суббота
ДПИ Музыкально-ритмическое занятие
Развитие речи Моторика
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Протокол первичного обследования
Ф.И.О. ребенка________________________________________________
Год рождения _________________________________________________
Дата обследования______________________________________________
Характер проблем, имеющихся у ребенка
________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
Сведения о семье
Состав семьи: полная / неполная
Фактически воспитанием занимается _____________________________
Количество детей _____________________________________________
Родители (Ф.И.О., год рождения, образование, место работы)
отец______________________________________________________________________________________________________________________
мать __________________________________________________________________________________________________________________________
Социальный статус семьи: благополучная /неблагополучная
Сведения о здоровье (хронические заболевания, травмы, операции)_____________________________________________________
Результаты психологического обследования:
Осведомлённость___________________________________________________________________________________________________________
Временные представления______________________________________
_____________________________________________________________Легко ли вступает в контакт, понимает ли обращённую речь__________
_____________________________________________________________Понимает ли содержание текста, сюжетной картинки_______________
_____________________________________________________________
- причинно-следственные связи
_____________________________________________________________
Особенности восприятия________________________________________
Особенности внимания:
- устойчивость_____________________________________________ - переключаемость__________________________________________
Особенности памяти:
- объём произвольной памяти________________________________
- быстрота запоминания_____________________________________
- качество воспроизведения__________________________________
Особенности мышления:
- классификация___________________________________________
- обобщение_______________________________________________
- сравнение _______________________________________________
- аналитико-синтетическая деятельность_______________________
Эмоционально-волевая сфера__________________________________
8. Результаты логопедического обследования:
Родной язык _____________________________________________________________
Словарный запас _____________________________________________________________
Связная речь _____________________________________________________________
Грамматический строй речи _____________________________________________________________
Звукопроизношение _____________________________________________________________
Фонематическое восприятие _____________________________________________________________
9.Общее заключение______________________________________________
_____________________________________________________________
Рекомендации ________________________________________________ _____________________________________________________________
Дата_________________________________________________________
Педагог-психолог _____________________________________________
Логопед ______________________________________________________
Дефектолог___________________________________________________
Диагностика
изучения конструктивной деятельности детей с ОВЗ
Конструирование объемных построек из цветных кубиков с помощью рисунка-образца:
- достаточное;
- сниженное;
- низкое.
Выкладывание фигур на плоскости по рисунку-образцу:
- достаточное;
- сниженное;
- низкое.
Конструирование по методике Кооса:
- достаточное;
- сниженное;
- низкое.
Конструирование из счетных палочек по словесной инструкции:
- достаточное;
- сниженное;
- низкое.
Творческие способности:
- достаточное;
- сниженное;
- низкое.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
СЦЕНАРИИ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Сценарий праздника «День друзей»
(к Всемирному Дню инвалидов)
Ноябрь 2013
До начала праздника звучат детские песни. Дети с родителями входят в зал.
Звучит фоновая музыка, выходит ведущий
Ведущий: Здравствуйте, девчонки!
Здравствуйте, мальчишки!
Здравствуйте и взрослые!
Очень вы серьезные!
У нас сегодня праздник
Света и добра Празднуем все вместе,
Взрослые и детвора!
Мы сегодня с вами отправимся на остров друзей. Там всегда
весело, звучат песни, все улыбаются и играют друг с другом. Но
для начала давайте поприветствуем друг друга и подружимся.
Для этого мы положим руки крест-накрест и похлопаем по
ладошкам соседей и будем громко говорить: «Привет! Привет!
Привет!»
Ведущий проводит затевушку с детьми «Приветствие»
Ведущий: Вот мы поздоровались и подружились. А всех прибывших на
остров друзей «Веселой песенкой» приветствует солист вокальной
группы «Веселые нотки»_________________________________.
1 концертный номер – «Веселая песенка» - солист в/гр. «Веселые нотки»
Ведущий: А мы продолжаем путешествовать по нашему острову друзей. И
сейчас.…Внимание! Вы слышите? Кажется, к нам кто-то
торопится, спешит. Кто же желает прийти на наш праздник?
Звучит музыка, на сцену выходит клоун Буся
Клоун Буся: Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть на нашем острове
друзей. Меня зовут клоун Буся. Я хочу пригласить всех
покататься на веселом автобусе. Вы сейчас встанете со своих
мест и будете повторять движения за мной под музыку.
Готовы? Тогда поехали на веселом автобусе.
Клоун Буся проводит игру-танец «Веселый автобус»
После игры
Ведущий: Спасибо тебе, Бусенька, за такую интересную поездку на
автобусе. Он привез наших деток обратно к любимым мамочкам.
Мама – самый главный человек в нашей судьбе. Мама – она о нас
заботится, кормит, одевает, играет с нами. Мамочка может будни
сделать выходными, а пасмурный день – солнечным. Так
давайте, дорогие детки, все хором скажем своим любимым
мамочкам «Спасибо»!
Дети хором говорят: «Спасибо!»
Клоун Буся: А я нашим мамочкам приготовила музыкальный подарок –
песенку в исполнении солистки вокальной группы «Спрайт»
Романенко Юлии.
Ведущий: Встречайте громкими аплодисментами
2 концертный номер – песня «Мама» - солистка в/гр . «Спрайт»
Клоун Буся: Детки, а у кого какое любимое время года?
Дети отвечают
Клоун Буся: А у меня самое любимое время года - это осень. Так здорово,
когда шуршат осенние листики под ногами. Жаль, что уже нет
листьев, их засыпало снегом.
Ведущий: Дорогая Бусенька! Ты находишься на острове друзей, а здесь все
возможно. Смотри сколько красивых листьев у тебя под ногами.
Ведущий рассыпает осенние листья
Клоун Буся: Здорово! А может кто из деток поможет мне их собрать?
Ведущий: Конечно. Мы приглашаем выйти к нам 3 помощников, которые
будут собирать листики, пока звучит музыка. Давайте поддержим
наших участников
Ведущий с Бусей проводят игру «Собери листочки»
Ведущий: Для наших победителей – музыкальный подарок в исполнении
__________________________________.
3 концертный номер – исполнение на трубе
Клоун Буся: А я на острове друзей хочу поиграть с ребятами в мою
любимую игру, которая называется «Лохматый пес».
Ведущий: А как в нее играть?
Клоун Буся: Для этого мы все вместе выйдем в центр зала. Я буду лохматым
псом, который сначала спит. Вы, ребята, подходите к собачке,
гладите ее, а потом, когда пес проснется, вы должны быстро
убежать от собачки в свой домик
Ведущий и Буся проводят игру «Лохматый пес»
Ведущий: Вот сидит лохматый пес,  В лапы свой уткнувши нос.  Тихо, смирно он сидит,  То ли дремлет, то ли спит.  Подойдем к нему, разбудим  И посмотрим, что же будет!?... 
Под этот все дети, взявшись за руки, подкрадываются к дому пса. На последние две строчки они протягивают руки и дотрагиваются до него. Пес в это время не должен шевелиться: сидя с закрытыми глазами, он позволяет погладить себя. Вдруг, неожиданно для детей, пес открывает глаза и лает, а малыши убегают в свой дом (за черту). Пес бегает за детьми, лает на них, а когда все убегут за черту, возвращается в свой дом.
После игры
Ведущий: Бусенька, мы сегодня все находимся на острове друзей – острове
дружбы, улыбок, хорошего настроения. А что ты хочешь
пожелать нашим ребятам?
Клоун Буся: Я хочу всем предложить послушать песенку «Три желания»,
которую исполнит солистка вокальной группы «Спрайт»
Романенко Юлия.
4 номер – песня «Три желания» - солистка в/гр «Спрайт»
Ведущий: Ребята, а мы тоже можем стать маленькими волшебниками и помочь нашим мамам. Знаете как? Вместе с Машей и Мишей из мультфильма мы с вами научимся стирать. Повторяйте за нами.
Ведущий с Бусей проводят танец-игру «Стирка»
Клоун Буся: Для всех маминых помощников – песенка в подарок в
исполнении солиста вокальной группы «Веселые
нотки»________________________________________________.
5 концертный номер – песня «Солнечный зайчик» - солист в/гр. «Веселые нотки»
Клоун Буся: Вы знаете, мне так понравилось на острове друзей, что я
предлагаю нам всем вместе сделать солнышко дружбы из
наших ладошек. Для этого мы всем дадим цветную бумагу и \
карандаши. Вы обведите свои ладошки и вырежете их, а потом
мы все вместе приклеим их к нашему солнышку.
Клоун Буся с ведущей проводят творческую игру «Создаем солнце дружбы»
Клоун Буся: А чтобы наше солнышко дружбы засветило в полную силу,
давайте станцуем вместе со мной «Танец солнечных друзей».
Клоун Буся проводит с детьми танец-игру «4 шага»
Пока клоун Буся танцует с детьми, ведущий приклеивает ладошки на солнышко
После танца
Ведущий: Посмотрите, какое интересное солнышко у нас получилось!
Но, к сожалению, путешествие по острову дружбы подходит к
концу, но наша дружба на этом не заканчивается.
Клоун Буся: Она еще больше крепнет. И в знак крепкой дружбы вы все
получаете маленькие сладкие подарочки.
Ведущий с Бусей раздают сладкие призы детям
Клоун Буся: Дорогие ребята! Мне уже пора, но мы обязательно встретимся с
вами снова.
Ведущий: Давайте скажем Бусе все вместе «До свидания!»
Дети хором говорят
Ведущий: Наш праздник на острове друзей подошел к концу. Надеюсь, что
все сегодня получили заряд отличного настроения и дружеского
тепла. Мы всем желаем крепкого здоровья, терпения и счастья.
Мы не говорим вам «До свидания», мы говорим «До новых
встреч!»
Звучат песенки группы «Барбарики», дети могут потанцевать
Сценарий музыкально-игровой программы
«Весеннее настроение»
Март 2014
До начала программы звучат детские песенки в/гр. «Барбарики»
Звучит фоновая музыка, выходит ведущий.
Ведущий: Я так хочу изобразить весну.
Окно открою и воды плесну
На мутное стекло, на подоконник.
А впрочем, нет, уборка – на потом.
Я покажу весне наш дружный, общий дом
И множество закрытых еще окон.
Потом из них я выберу одно
И распахнем весне одно наше окно.
Ну что ж пожалуй мы начнем,
Друг друга за руки возьмем.
И «Здравствуй, друг» произнесем!
Давайте все вместе со мной дружно и громко поздороваемся и
скажем хором «Здравствуй, друг»
Дети с родителями повторяют за ведущей
Ведущий: Вот так принято здороваться с друзьями. А как же здороваются с
друзьями в других странах, вы знаете? А я вас сейчас этому научу.
Ведущий проводит игру с детьми «Мировое приветствие"
Ведущий: Вы знаете, что в соседнем Китае люди здороваются, делая легкий
поклон со скрещенными руками на груди.
Давайте поздороваемся по-китайски
Дети с родителями повторяют за ведущей движения.
Ведущий: В Германии люди здороваются, пожимая друг другу руки
Дети с родителями повторяют за ведущей движения.
Ведущий: В Малайзии здороваются, касаясь только кончиками пальцев
Дети с родителями повторяют за ведущей движения.
Ведущий: А эскимосы очень смешно здороваются: они трутся друг о друга
носами
Дети с родителями повторяют за ведущей движения.
Ведущий: А с родными людьми мы, когда встречаемся, то обнимаемся и
целуем друг друга в щечку. Давайте покажем нашим мамам и
папам как мы их любим!
Дети с родителями выполняют
После игры
Ведущий: Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло.
И с весенним настроеньем
Продолжаем мы движенье.
Ребята, мы с вами сегодня отправимся в гости к весне. Готовы?
Тогда мы садимся в большой автобус, берем с собой музыкальные
инструменты и с весенней песенкой отправляемся в путь.
Ведущий проводит с детьми музыкальную игру «Мы в автобус сели»
После игры.
Ведущий: Посмотрите по сторонам. Куда же мы с вами прибыли?
Ярче солнышко сияй,
Лес весенний нас встречай!
Звучит музыка, на сцену выходит Цветок.
Цветок: Я весенний цветок Вдохновения,
Живу и расту на планете Взросления.
Вместе с вами весну буду встречать,
Песни петь да в игры играть.
А вы знаете, что я умею немножко колдовать? Давайте и вас научу.
Если мы сейчас дружно скажем такие слова
«Мы помощники весны,
Превращаемся в цветы» и 3 раза хлопнем в ладоши, то станем
весенними цветочками – помощниками Весны-красны. Готовы?
Повторяйте за мной.
Цветок проводит с детьми затевушку «Превращение в цветы». Каждому ребенку дают в руки бумажный цветок
Ведущий: Так красиво все вокруг,
Зеленеет лес и луг,
И зовет тепло лучей
На прогулку всех детей!
Встаем все в большой круг
Ведущий и Цветок проводят с детьми музыкальную игру «Танец с цветами».
После игры дети садятся на свои места
Цветок: Какие у меня прелестные цветочки появились на полянке.
Ведущий: А наши цветочки не только музыкальные, но еще и загадочные.
Цветок: Это как?
Ведущий: Они очень любят отгадывать загадки
Цветок: Я тоже это очень люблю. Но вот беда. На одной ромашке я увидала
много интересных загадок, но не смогла их отгадать. Вы мне
поможете?
Цветок достает большую ромашку, на лепестках которой написаны загадки
Ведущий и Цветок проводят игру с загадками с залом
Цветок подходит к любому родителю, тот отрывает лепесток, читает вслух загадку, а потом ведущий предлагает из 3 картинок ребенку выбрать правильный ответ и показать всем.
Загадки с залом
Хитрая плутовка
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса,
Кто это? …ЛИСА.
Не видна она из грядки,
И играет с нами в прятки.
Потяните крепко,
Вытащится …РЕПКА.
Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке
А с виду вот – одна игрушка… МАТРЕШКА
Зверь забавный сшит из плюша
Есть и лапы, есть и уши,
Мёду зверю дай немного
И устрой ему берлогу… МЕДВЕЖОНОК
Бьют его, а он не плачет,
Только скачет, скачет, скачет….МЯЧ
В пути не смолкает, вдаль увлекает
Сам не шагает, шагать помогает ….БАРАБАН
После загадок
Цветок: И нам пора шагать дальше. Ой, а что это у нас на пути? Снег
растаял, и на дорожках появились голубые лужицы. А давайте мы
поиграем с этими весенними лужицами. Какая команда быстрее
переберется на сухую сторону, не замочив ног.
Цветок и ведущий проводят с детьми и родителями подвижную командную игру «Перепрыгни через лужи»
Перед каждой командой, на расстоянии 50 см раскладываются «лужи» (вырезанные из картона). Дети по сигналу бегут вперед, добегая до лужи, перепрыгивают её и бегут дальше и т.д. Обратно точно также.
Какая команда закончит эстафету быстрее.
Ведущий: Ребята, вы так легко перепрыгивали через лужицы, что были
похожи на маленьких зайчиков.
Цветок: А я предлагаю немножко нам поколдовать. Повторяйте за мной.
Мы 3 раза хлопнем
И 3 раза топнем,
Вокруг себя повернемся,
В зайчиков превратимся
Цветок проводит с детьми затевушку «Превращение в зайчиков»
Дети выполняют
Ведущий с Цветком проводят с детьми игру «Зайка серенький»
Выбирается 1 участник, кто будет медведем. Ему одевают шапочку медведя, и он пока стоит в стороне. Дети становятся в круг, взрослый - в центре. Он говорит и показывает движения. Дети повторяют
Зайка серенький сидит
Взрослый садится
И ушами шевелит.
Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево
Вот так, вот так
Он ушами шевелит – 2 р.
Дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть! – 2 р.
Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать! – 2р.
Все прыгают на одном месте, повторяя: «Надо зайке поскакать!
Зайку мишка испугал!
Выходит мишка и говорит «У-у-у».
Зайка тут же убежал!
Дети разбегаются врассыпную
Игра проигрывается 2-3 раза.
После игры
Цветок: Серенькие зайки прискакали на мою любимую цветочную полянку.
А почему же она такая некрасивая? На ней нет ни одного цветочка!
Ведущий: Не плачь, Цветочек, ребят помогут посадить тебе цветочки. Для
этого мы возьмем по цветочку и посадим их расти на зеленой
полянке.
Ведущий и Цветок проводят коллективную работу с детьми и родителями «Посади цветок»
Родители с детьми получают каждый по цветочку с двусторонним скотчем и наклеивают его на полянку (на зеленый воздушный шарик).
Ведущий: Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
Цветок: Мне уже пора возвращаться на свою полянку, но я тоже хочу,
чтобы у вас было яркое весеннее настроение. И поэтому все сегодня
получают по разноцветному воздушному шарику.
Ведущий и Цветок раздают детям гелевые воздушные шарики.
Звучит фонограмма песни «Дружба» из м/ф «Маша и медведь».
Ведущий и Цветок запускают мыльные пузыри.
Ведущий: Наш праздник не заканчивается! Вас еще ждут сладости, чаепитие
и мини-дискотека с «Барбариками»! А мы прощаемся с вами и
желаем вам
Вместе: Всего хорошего!
Дети с родителями идут на чаепитие, также возможна маленькая дискотека.
Общее фотографирование с группой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НА ЗАНЯТИЯХ
Игры на развитие речи детей
«Волшебный мешочек» - развивать и активизировать речь детей. В мешочек положить игрушки животных. Попросить ребенка вытащить из мешочка животного. «Ой! А кого ты вытащил? Кошечку. А как она говорит? Мяу. Повтори».
«Угадай, кто кричит» - развивать слуховое внимание, активизировать речь детей.
«Опиши, яблоко»- развивать вкусовые ощущения; развивать речь детей.
«Перышко» - для развития дыхания. Дуем на перышко.
«Травка для коровки» - стимулировать звукопроизношение «му»; закреплять цвет; воспитывать интерес к рисованию.
Игры на сенсорное развитие
«Рыбак» - развивать глазомер, сгибательные и разгибательные движения кистей рук. В двух мисках с водой лежат по 3 кубика и 3 шарика вперемешку – выбрать кубики в одну миску, а шары в другую – сачком.
 
Подвижные игры
«Попади в цель» - развивать ловкость, развитие моторики, запястья. Постараться попасть мячом в цель.
«Прокати шарик в воротца»
«Накидывание на кольцеброс» - развивать ловкость, развитие моторики, запястья. Постараться попасть мячом в цель.
Игры на развитие моторики
«Скатай ленту» - развитие общей моторики. На туалетную бумагу приклеить атласную ленту, разной длины и ширины – учить ребенка заматывать и разматывать ленту, развивая запястья.
«Поймай рыбку» - развивать ловкость, развитие моторики, запястья; развивать хватательные движения. В таз с водой накидать игрушек, которые вылавливать сначала руками, а затем сачком.
«Перелей водичку» - развивать ловкость, развитие моторики, запястья. Сначала переливать воду из стакана в стакан, а затем в бутылочку с помощью воронки.
«Прокати шарик» - развитие крупной моторики и запястья. Можно взять кусочек теста. Сначала мама катает по ладошке ребенка шарик, а потом учим самого ребенка катать шарик круговыми движениями. Шарик может быть сначала большим, а затем поменьше.
«Слепи колобка» - из теста делать колобочки разного диаметра.
«Вылечи куклу» - в прозрачный стакан с водой кинуть комком гуашь – учить размешивать (сделать кукле лекарство).
Релаксационные упражнения
 “Воздушные шарики”
Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.
“Облака”
Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и  спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако …  (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.
 “Лентяи”
Сегодня мои дети много занимались, играли и наверное устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы - лентяи и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.
“Водопад”
Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза – поглаживание детей). А нежный свет течёт дальше по груди у …, по животу у … Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт  и по ногам и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.
Релаксационные упражнения
для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног
“Спящий котёнок”
Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут   хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят   равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).
“Шишки”
Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)
“Холодно – жарко”
Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).
“Солнышко и тучка”
Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло  из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.
 “Драгоценность”
Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза).
“Муравей”
Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).
Релаксационные упражнения
для снятия напряжения с мышц лица
“Улыбка”
Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).
“Солнечный зайчик”
Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).
“Пчелка”
Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).
“Бабочка”
Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).
“Качели”
Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка   садится к вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) (повторить 2-3 раза).
Реализация I этапа проектной деятельности
Праздник «День друзей» (ноябрь, 2013г)



Игровая программа «Весеннее настроение»
(март, 2014г)