Разработка урока по истории родного края на тему Социально-экономическое развитие Царицына во второй половине XIX – начале ХХ вв.


ГБПОУ СПО Волгоградский экономико-технический колледж
ПЦК общеобразовательных дисциплин
ПЛАН
Открытого урока по дисциплине «История родного края»
Преподаватель Николаенко А.Н.
Рассмотрено
на заседании ПЦК
общеобразовательных дисциплин
протокол № __ от ____________г.
Председатель ПЦК
__________________Клинова О.В.
Волгоград 2016 г.
План открытого урока
Дата: 14.04.2016 г.
Группа: 101-ПБ
Аудитория: 303, Главный корпус
Тема урока: Социально-экономическое развитие Царицына во второй половине XIX – начале ХХ вв.
Формируемые умения и знания:
Умение проводить анализ статистического материала;
Умение применять полученные знания на занятии при ответе на проблемный вопрос;
Знать специфику социально-экономического развития региона в указанный период.
Цели урока:
Образовательные:
Формирование представлений о торгово-транспортном, сельскохозяйственном и промышленном развитии Царицына в указанный период;
Формирование понимания факторов, способствующих изменению социального облика города во второй половине XIX в.;
Развивающие:
Формирование умения работать в группе;
Формирование умения работать со статистическим материалом;
Тип урока: комбинированный урок
Оснащение урока:
Мультимедийный проектор с экраном
Раздаточный материал: карточки с заданиями, воспоминания путешественника А.С. Размадзе о градостроительном облике Царицына конца 1960-х гг., учебное пособие Скрипкин А.С., Луночкин А.В., Курилла И.И. «История Волгоградской земли от древнейших времен до современности», Москва, 2011 (Глава 5 «Царицын пореформенный», парагр. 14 «Экономическое развитие»), Рябов С.И. «История родного края», Волгоград, 1988 (Глава 5. Развитие капитализма в крае в пореформенный период), статистические материалы «Динамика роста населения Царицына с конца XVIII по начало XX вв.», фотографии Царицына во второй половине XIX в.
Ход занятия:
Этапы занятия Содержание этапа Время
Деятельность преподавателя
Организация деятельности студентов Организационный момент
Приветствие, проверка наличия студентов; Цель: настроить студентов на работу.
Здравствуйте, уважаемые студенты.
Проверка наличия студентов.
Тема занятия «Социально-экономическое развитие Царицына во второй половине XIX – начале ХХ вв.». Слушают преподавателя, записывают тему 3 мин.
Актуализация ранее изученного материала
Фронтальный и индивидуальный опрос
(Приложение №1) Прежде чем рассматривать особенность социально-экономического развития Царицына во второй половине XIX в. вспомним, что из себя представлял Царицын в начале века.
1. Какой статус имел Царицын в пер. пол. XIX в.?
2. Какие территориальные изменения произошли в Царицынском уезде?
3. Охарактеризуйте демографическую ситуацию в уезде.
4. Какие секторы экономики были развиты в Царицыне?
5. Какие изменения произошли в окрестностях Царицына? Слушают
Отвечают на поставленные вопросы устно.
Отдельная часть студентов работает самостоятельно, выполняя задания по индивидуальным карточкам. 7 мин.
1. Постановка целей занятия и проблемного задания.
Изучение нового материала
Закрепление полученных знаний
Формулировка вывода Цель этапа: Обеспечить усвоение нового материала.
Цели занятия:
Рассмотреть особенности торгово-транспортной системы, развитие сельского хозяйства и промышленности в Царицыне;
Выявить специфику социального развития Царицын в пореформенный период;
Определить факторы, способствующие обновлению социально-экономического облика Царицына во второй половине XIX в.
(Слайд 3) Преподаватель цитирует воспоминания путешественника А.С. Размадзе о градостроительном облике Царицына конца 1960-х гг.
Вопрос: 1. Какие настроения передают данные воспоминания современника?
2. Какие эпитеты использует автор, характеризуя облик Царицына?
(Слайд 4) Преподаватель выводит слайд с изображением Царицына в конце 1860-х гг. и Царицына конца 1880-х гг.
Проблемный вопрос: за счет каких факторов Царицын к концу XIX в. из небольшого уездного, провинциального, захолустного городишка, притулившегося к берегу Волги посредине великой степи, превратился в промышленный центр, претендующий на статус губернского города.
(Слайд 5) Задача студентов по ходу занятия заполнить кластер указанного на слайде образца, в котором должны быть указаны и раскрыты факторы, обусловившие форсированное социально-экономическое развитие города.
(слайд 6) Экономическое развитие.
Студенты работают в группах с раздаточным материалом по указанным вопросам.
1 группа – «Царицын – крупный торгово-транспортный узел»
1. Назовите и охарактеризуйте виды транспорта;
2. Что являлось предметом торговли?
3. Какое значение имело налаживание транспортной сети в Царицыне для торговых отношений.
2 группа – «Развитие сельского хозяйства в Царицыне»
1. Как изменилось положение крестьян после реформы 1861 г.?
2. Какие формы зависимости крестьян сохранялись;
3. Назовите основные занятия сельского населения.
3 группа – «Царицын – промышленный центр»
1. Какие отрасли промышленности были развиты в Царицыне?
2. Какие заводы были открыты в городе?
3. Какое значение имело развитие промышленности для экономики Царицына?
После окончания работы – устное обсуждение, фиксирует особенности каждого направления в тетради.
(Слайды 7-13)
Таким образом, экономическое развитие Царицына в пореформенный период способствовало качественному обновлению промышленной, торговой, транспортной и с.х. сфер. К началу XX в. в Царицыне действовало более 400 предприятий, город занимал 1 место среди приволжских рынков, служил главным пунктом сбыта лесопромышленной продукции и т.д.; была налажена транспортная сеть Царицына с Москвой, портами Балтийского моря, сев. Кавказом, Украиной и пр.
Экономическое развитие города способствовало изменению и социальной картины Царицынского уезда.
(Слайд 16) Перед студентами слайд «Динамика роста населения Царицына с конца XVIII по начало XX вв.
Студенты отвечают на вопросы:
1. О чем свидетельствуют статистические данные?
2. За счет чего происходил рост населения в Царицыне?
3. Как демографические изменения могли повлиять на статус Царицына?
Т.О. Социальное развитие Царицына во второй половине XIX в. характеризуется массовым притоком населения, которое к 1900 г. составляло 63 тыс. чел., а к 1915 г. – 135 тыс. По числу населения Царицын, будучи уездным городом, обгонял такие развитые губернские центры как Орел, Пермь, Владимир, Калуга, Кострома, Вятка и др. В правительстве обсуждаются вопросы о получении Царицыном статуса губернского города, но эти планы нарушает Первая мировая война.
Кроме того, Царицын из центра поселочного типа с деревянными постройками, превращается в город, в центре которого сконцентрирована торговая и деловая жизнь: появляются 3-4 этажные каменные здания, в которых размещаются государственные и общественные учреждения. Например, дом М.А. Божескова (1880 г.), в котором размещалась гостиница для гостей города, кабинеты мировых судей, типография, магазин и пр. Следует отметить, что к концу XIX в. Царицын стал привлекать иностранных туристов: французы, китайцы. Среди китайцев были и гастарбайтеры, торговавшие чесучей (х.б. ткань), безделушками из цветной бумаги, развлекавшие «царицан» (так называлось население Царицына до революции 1917 г. (после – «царицынцы») и пр. В 1889 г. была открыта городская телефонная станция, собственные телефоны могли иметь только богатые горожане.
Однако, санитарное состояние Царицына оставалось ужасающим. Стоки предприятий сбрасывались прямо в Царицу и Волгу, водопровода не было, потому питьевая вода набиралась оттуда же. Свалки мусора находились в черте города, на улицах не было никакой растительности. В 1879 г. в Астраханской губернии вспыхнула эпидемия чумы. В Царицыне побывал генерал-губернатор Нижнего Поволжья М.Т. Лорис-Меликов и предпринял меры по оздоровлению города: распорядился закрыть старое кладбище в центре города, провел чистку захламленных оврагов и улиц, но после прекращения эпидемии и отъезда генерала антисанитария вернулась в город. Холера разразилась в 1892 г. и унесла жизни 1176 чел. В 1890 г. в Царицыне был пущен водопровод.
Общие выводы об особенностях социального развития Царицына студенты записывают в тетрадь.
(Слайд 17)
(Слайд 19) Опережающее задание: Сообщение «Открытие водопровода в Царицыне» и последующие 3 вопроса от докладчика.
Строительство водопровода в Царицыне способствовало кардинальным изменениям природно-ландшафтного облика города.
К началу XX в. город значительно расширил свои границы от Ельшанского оврага до Мамаева кургана. Появились новые улицы и площадки, в городе были высажены первые деревья, обустроены улицы и пр.
(Слайд 20) Итак, за счет каких фактором произошло обновление Царицына во второй половине XIX в.?

Общий вывод формулирует преподаватель.
Таким образом Царицын за короткое время превратился в крупный промышленный узел Нижнего Поволжья через который пролегали крепкие связи между центральной и южной частями России, за пол века кардинально поменялся его социально-экономический облик. Слушают
Студенты приводят эпитеты: серость, незатейливость, отсутствие благоустройства, бедность и пр.
Работа в группах с последующим устным обсуждением по заданным вопросам.
Общие выводы по каждому направлению экономического развития Царицына студенты записывают в тетрадь.
Проводят устный анализ статистических материалов по заданным вопросам.
Устно отвечают
Выводы записывают в тетрадь.
Слушают сообщение и отвечают на заданные вопросы.
Студенты устно
отвечают н
проблемный вопрос на
основе заполненного
ими кластера
27 мин
5 минут
Обобщение по уроку
Цель этапа: оценить урок с точки зрения достижения поставленной цели и решенных задач, дать оценку работе группы, выставление отметок.
Таким образом, мы определили факторы, за счет которых произошел процесс социально-экономического обновления Царицына. За работу на сегодняшнем уроке вы получаете следующие оценки…
3 мин
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тестовые задания
Царицын в первой половине XIX в.
1. Какая территория Царицынского уезда была передана Астраханской губернии по указу 19 мая 1806 г.?
А. Светлый Яр и ЧапурникиБ. с. СелитренноеВ. Посад Дубовка
Г. Спартанка
2. В каком году Николаем I был утвержден официальный герб Царицына?
А. 1852
Б. 1854
В. 1856
Г. 1860
3. Какой сектор экономического развития в Царицыне в первой половине XIX в. был развит крайне слабо?
А. Аграрный
Б. Торговый
В. Промышленный
Г. Промысловый
4. Верны ли суждения?
1. В Царицыне в первой половине XIX в. ежегодно работало две ярмарки – Троицкая и Ивановская.
2. Главным занятием горожан в первой половине XIX в. было бахчеводство и рыбная ловля.
А. Верно только 1
Б. Верно только 2
В. Оба суждения верны
Г. Ничего не верно
5. Какие из ниже перечисленных сельских населенных пунктов Царицынского уезда были основаны в первой половине XIX в.?
1. Городище; 2. Спартанка; 3. Разгуляевка; 4. Ерзовка; 5. Рудня; 6. Акатовка; 7. Камышин.
Воспоминания путешественника А.С. Размадзе о градостроительном облике Царицына конца 1960-х гг.
«Едва вы подъехали к берегу, как вас поражает самый этот берег, являющий полное отсутствие благоустройства; рытвины, канавы, ямы и никакого проезда во время дождей; ничем не огороженная, не мощенная набережная, подмываемая ежегодно Волгой, а за ней расположен город, имеющий вид, с какой стороны вы на него не посмотрели, громадного русско-азиатского селения, к которому приютилось несколько деревень. Все серо, незатейливо и грязно или пыльно, смотря по сезону; мостовых нет, уличного освещения не полагается, и только торговая площадь, на которой сосредоточены магазины, лавки и пр., хоть сколько-нибудь напоминает собой город и то город, лишенный всяких забот о внешней красоте, порядке и опрятности… По части зелени Царицын беднее бедного; без ежедневной обильной поливки зелень отказывается здесь существовать…».