Игровые технологии на уроке как средство реализации системно-деятельностного подхода


Игровые технологии на уроке как средство реализации системно-деятельностного подхода
Одна из важнейших задач современной начальной школы - помочь научить ребенка быть счастливым: найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии. Развитие самодеятельности начинается с первых уроков посредством игровых приемов. Это способствует реализации системно-деятельностного подхода, заложенного в стандартах нового поколения.
Игровые приемы позволяют учитывать психолого- возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка младшего школьного возраста. Кроме того, любая игра содержит такие компоненты, как цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.
Это позволяет говорить о том, что универсальные учебные действия могут быть сформированы в процессе решения учебных задач в форме игры.
При этом ситуация позволяет вызвать у детей познавательный интерес к изучаемому материалу(желание узнать, открыть, научиться) и к конкретной учебной цели (понимание того, что именно нужно выяснить, освоить);сформировать способность определять необходимость выполнения определенных действий для приобретения недостающих знаний; научить определять способы применения приобретенных знаний и контролировать свои действия. Данная последовательность является содержательно-инструментальной основой системно- деятельностного подхода в обучении.
Проиллюстрируем эти положения на примерах.
На уроках русского языка в 1 классе используем следующие игровые приемы:
Загадки Незнайки
Учитель читает письмо, которое пришло от Незнайки:
"Дорогие ребята! Я, ваш друг Незнайка. Сейчас отдыхаю за городом на даче. Здесь я гуляю в лесу, собираю грибы и ягоды- нынче их очень много.
Отгадайте, какие это грибы, если в их названии есть звук Р (рыжики, сыроежки, боровики), звуки с и с (сыроежки, маслята, лисички).Какие я собрал ягоды, если в их названиях есть звук к (костяника, черника, земляника)?
Путаница
Предлагается игровая ситуация: Буратино неправильно составил из слогов слова. Например, у него получилось: ба-ры ,ва-со, за-ко, ба-со-ка, ро-во-на и т. д.
Дети должны исправить ошибки и правильно составить слова из предложенных слогов.
- Слог за слогом
1 вариант игры: один из участников игры называет слово, состоящее из 2-3 слогов.
Остальные записывают это слово, деля на слоги. Затем каждый участник должен написать цепочку слов так, чтобы последний слог предыдущего слова был началом следующего. Побеждает тот, кто первый напишет 10 слов (или другое количество по условию игры).
2 вариант игры: первый участник игры называет слово, состоящее из 2-3 слогов.
Остальные записывают это слово, деля на слоги. Учащиеся называют новое слово, и тот, кто первый назвал слово, начинающееся на последний слог, диктует, а остальные его записывают.
На уроках русского языка в 3 классе используем игровые приемы:
Цепочка
Учитель или первый учащийся произносит сочетание количественного числительного с существительным в косвенном падеже (например, двумя руками). После чего участники игры передают это слово по цепочке, называя следующие по порядку числительные и подбирая новые существительные, например, тремя днями, четырьмя яблоками, пятью тетрадями и т.д. Игра помогает овладеть приемом изменения числительных по падежам.
Дружная семейка
На каждую букву по вертикали подберите такие слова, чтобы из них можно было составить предложение. В помощь можно дать сюжетную картинку.
Л Прилагательное (лесной)
И Союз (и, или)
Т Существительное (тигр)
Е Глагол (ездить)
Р Прилагательное (речной)
А Союз (арбуз)
Т Местоимение (ты, тот)
У Предлог (у)
Р Существительное (рычать)
А глагол (а)
Уроки математики могут содержать игровые приемы:
Назови соседей
Ведущий бросает мяч, называя числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать "соседей" данного числа, т.е. числа на один меньше и на 1 больше названного, или предыдущее и последующее.
После этого он возвращает мяч ведущему. Если поймавший мяч ребёнок дважды ошибается в названии "соседей", он выбывает из круга и внимательно следит за игрой со стороны.
Кто быстрее нарядит ёлочку?
Вывешиваются два плаката с изображением ёлочек. На доске записаны столбики примеров, по 8 - 10 в каждом. К доске выходят два ученика. У каждого из них по 8-10 картонных игрушек с крючками. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, ученик вешает игрушку на свою елочку.
Молчанка
На доске или карточке записаны числа по кругу, а в центре знак действия. Учитель молча показывает на два числа и на кого-то из учащихся. Тот должен выполнить с ними определённое действие и назвать ответ. Остальные сигнализируют о правильности решения.
Космонавты
Класс делится на 3 экипажа по количество рядом. На 1 парте каждого ряда лежит ракета с выражениями. Число их соответствует числу членов экипажа и одинаково у каждого ряда. Учитель говорит: "Мы отправляемся в космическое путешествие. Первой взлетит та ракета, экипаж которой первым найдет правильно значения всех выражений." По сигналу учащиеся начинают решать примеры по очереди по одному примеру. Последний ученик, решив, поднимает ракету.
Решение проверяется и, если всё правильно, экипаж "отправляется" в космос.
Таким образом, применение игровых приемов позволяет в нестандартной учебной ситуации приобретать опыт самодеятельности и навык последовательно "открывать" новое знание