Сравнительная таблица Преимущества и недостатки различных методов преподавания ОРКСЭ


«Преимущества и недостатки
различных методов преподавания курса ОРКСЭ»
№ п/п Метод Преимущества Недостатки
1. Словесные методы Развивают познавательную активности и логическое мышление школьников; позволяют создавать проблемные ситуации на уроке; развивают эмоциональную восприимчивости учащихся, вызывают чувства сопереживания. Недостаток словесных методов в том, что у младших школьников внимание может быть на чём-то сконцентрировано короткое время, а потом оно ослабевает. Поэтому нужно сочетать словесные методы с наглядными и практическими.
Наглядные методы
Метод иллюстраций Использование рисунков. плакатов, слайдов и т.д. на доске позволяет учителю последовательнее, нагляднее, конкретнее и полнее изложить материал, а учащимся легче следить за мыслью учителя, акцентируя внимание именно на той детали, о которой он говорит и которую воспроизводит в виде рисунка. При таком приеме наглядности учащийся в работу вовлечен целиком, ибо здесь активизированы и зрительная, и слуховая, и моторная память. Необходимо внимательно относиться к подбору иллюстративного материала к уроку и тщательно следить за тем, чтобы иллюстративный материал появлялся на доске только тогда и на тот промежуток времени, когда он действительно необходим.
Метод демонстраций Демонстрационные методы реализуют принцип наглядности обучения, обеспечивая непосредственное восприятие учащимися конкретных предметов и их образов. Демонстрационные методы активизируют сенсорные и мыслительные процессы ребенка, облегчая ему усвоение учебного материала. Для активизации деятельности учеников необходим постоянный контроль со стороны педагога.
Требуется много времени для подбора интересного материала, соответствующего возрасту обучающихся
3 Практические, проблемно-поисковые и методы самостоятельной работы Способствуют совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса)Требуют от ученика и учителя хорошего знания учебного материала, широкой эрудиции, умения устанавливать и поддерживать в учебной работе контакт с участниками образовательного процесса, обстановку сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы
4 Репродуктивный метод Способствует точному воспроизведению полученных знаний, их использованию по заложенному образцу либо же в переделанных, но достаточно опознаваемых ситуациях,
обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них осн. мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т.д. ). Не гарантирует творческого развития способностей обучающихся
5 Метод моральных дилемм и дискуссий Позволяет учиться детям решать проблемные ситуации, имеющие отношение к реальной жизни, Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Развивает логику, аналитическое мышление, умение аргументировать
Представляет возможность услышать и сопоставить разные точки зрения.
Воспитывается терпимость
Трудно объяснить задание в сложных видах дискуссии
Занимает много  времени
Необходима предварительная подготовка участников.
Первый (наиболее активный или эмоциональный участник) может увести в сторону
6 Эвристические методы (частично- поисковые) Увеличивается роль самостоятельности в образовательном процессе, повышается инициативность; появляется положительная внутренняя мотивация в процессе поиска решения проблем; формируется творческий подход к решению задач, применяются полученные умения и знания в новых, нетипичных ситуациях; при групповой организации работы учеников происходит укрепление межличностных отношений, развивается взаимодействие в коллективе; повышается самооценка детей; эвристические методы принятия решений дают возможность самореализации обучаемых в процессе обучения: повышается уровень усвоения нового учебного материала Эвристический метод требует большей затраты времени, если сравнивать его с сообщением готовых знаний, поэтому преподаватель не имеет возможности на всех уроках его использовать. Применение метода напрямую зависит от уровня развития и обученности учащихся, а особенно от того, сформированы ли у них познавательные умения.
7 Исследовательский метод Позволяет учить детей выдвигать гипотезу, подтверждать или опровергать ее, исходя из известных данных, делать выводы и обобщения, постигать ведущие понятия и идеи, а не получать их в готовом виде. Требует много времени для подготовки, ученики младших классов не всегда могут проанализировать полученную информацию и сделать правильный вывод