Конспект родительского собрания: Что лучше: кнут или пряник?


Родительское собрание
Тема: «Что лучше: кнут или пряник?»
Цель: совместно с родителями решить проблему наказания и поощрения.
Предварительная подготовка.
проанализировать и использовать анкеты родителей, которые были проведены на предыдущем родительском собрании
задание для родителей прочитать главу «Аванс» из книги В.Леви «Нестандартный ребёнок»
подготовить памятку для родителей «Семь правил для всех»
инициативной группе создаёт презентацию «Семь правил для всех»
Анализ детских сочинений: «Я в стране взрослых, а родители в стране детства»
Ход родительского собрания.
1.Вступление
Тема нашего собрания «Поощрения и наказание»
Наши задачи
обсудить виды поощрения и наказания
научиться хвалить и наказывать ребенка, оставаясь на позициях подлинной любви.
Разделите, пожалуйста, листок на две части.
1.В правой части вспомните своё детство и запишите, как вас поощряли ваши родители, а в левой – как вы поощряете своих детей.
2.Запишите в правой части, как вас наказывали, а в левой – как вы наказываете своих детей.
Оставьте листы у себя.
2.Работа в группах. Обсуждение ситуаций.
Ситуация 1.
Родители долго думали, что подарить дочери-первокласснице к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учебу.
Купили книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: « Я думала, что вы мне что-нибудь другое купите! Вот Лене родители велосипед купили!»
Ситуация 2.
Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьем, и наказываем, а он уроки за пять минут сделает и на улицу. Вечером придет -начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит - опять двойка».
Ситуация 3.
Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. А однажды, будучи еще только в четвертом классе, он сказал своему отцу: «Еще раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду».
Ситуация 4.
В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок — ученик третьего класса резко изменился: стал плаксивым, все чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стал предметом агрессии.
В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, третьеклассник ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители были страшно возмущены, последовало наказание за провинность.
Ситуация 5.
В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы за неделю. Если результаты были, по мнению родителей хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Ес ли родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т. д. Работу можно было найти все где, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.
3.Обсуждение главы «Аванс» из книги В.Леви «Нестандартный ребёнок»
4. Тест “Какой вы родитель?”.
А теперь давайте проведем 
Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми. Баллы
Сколько раз тебе повторять? 2
Посоветуй мне, пожалуйста. 0
Не знаю, что бы я без тебя делала. 1
И в кого ты только такой уродился?! 2
Какие у тебя замечательные друзья! 1
Ну, на кого ты похож(а)? 2
Я в твое время! 2
Ты моя опора и помощник(ца)! 1
Ну, что за друзья у тебя? 2
О чем ты только думаешь? 2
Какая ты у меня умница! 1
А как ты считаешь, сынок (доченька)? 1
У всех дети как дети, а ты … 0
Какой ты у меня сообразительный! 1
Подсчитайте общее количество баллов.
5-6 – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас: ваши отношения способствуют становлению личности.
7-8 – свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.
9-10 – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
4.Рефлексия: Презентация «Семь правил для всех»
Каждому родителю выдаётся памятка
Памятка для родителей
«Семь правил для всех».
Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Наказание должно быть полезным.
Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, не наказывайте!
За один раз – одно! Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу, а не поодиночке за каждый.
Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребёнку прошлое, не дают стать другим.
Наказан – прощён.О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
Без унижения.
Ребёнок не должен бояться наказания.
Нельзя наказывать и ругать:
когда болен, испытывает какие-либо недомогания или ещё не совсем оправился от болезни;
когда ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы;
сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, пусть даже в этой неудаче виноват только он сам) – нужно переждать пока утихнет боль;
когда не справляется: со страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старанья; когда проявляет неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, неопытность – короче, во всех случаях, когда что-либо не получается;когда внутренние мотивы своего поступка, самого пустякового или самого страшного, нам не понятны;
когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.
Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!
Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
Литература:
1. Леви В. Нестандартный ребёнок. – М.: «Знание», 1989. - 255с.
2. http://lifestripes.ru/world/8-samyx-interesnyx-faktov-o-saxare.html
3. https://yandex.ru/images/searchАнкета для родителей первоклассников.
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на перечисленные вопросы!
Фамилия, имя ребёнка________________________________________________
Расскажите,пожалуйста, о своей семье
1.Состав семьи________________________________________________________
_________________________________________________________________
2.Есть ли другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения у ребёнка с ними__
________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.К кому из членов семьи ребёнок больше привязан________________________
________________________________________________________________
4.Оснвные виды игр и занятий дома______________________________________
________________________________________________________________
5.Какие игрушки любит, кто их убирает__________________________________
__________________________________________________________________
6.Какие кружки, секции посещает ребёнок_______________________________
________________________________________________________________
7.Какие общие интересы, игры, увлечения у Вас с ребёнком?_______________
____________________________________________________________________
8.Как Вы поощряете ребёнка?______________________________________
9.Как наказываете за проступки?_____________________________________