Статья Здоровьесберегающие технологии как средство реализации инновационного подхода в обучении школьников на уроках физической культуры


Здоровьесберегающие технологии как средство реализации инновационного подхода в обучении школьников на уроках физической культуры
О.Н. Трощенкова,
МБ НОУ «Гимназия № 70»
г. Новокузнецк
Формирование у школьников здорового образа жизни и устойчивых здоровых привычек, сознательного отношения к собственному здоровью и уровню физической подготовленности, является самой главной социальной задачей, которая в образовательном учреждении осуществляется через совокупность инноваций и инновационных подходов к организации учебно-воспитательного процесса. Инновации в образовании направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.
Инновационный процесс, как правило, затрагивает цели, задачи, структуру в деятельности преподавателя физической культуры. Сущность нововведений, связанной с физической культурой, составляет работа по достижению новых результатов, средств и способов их получения, наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса. Наукой доказано, что здоровье и обучение взаимосвязаны. Чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение, и, следовательно, чем выше активность и противостояние возможному негативному воздействию извне, тем успешнее протекает адаптация к условиям среды.
Внедрение и использование инновационных технологий способствует повышению эффективности системы физкультурного образования в школе, обеспечению комфортных, бесконфликтных и безопасных условий в школе, развитию основных физических качеств и способностей у обучающихся. Благодаря применению инновационных технологий мы воспитываем устойчивый интерес и положительное эмоционально-ценностное отношение к урокам физической культуры, к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, что в наше время высоких технологий, особенно важно. Эти технологии позволяют школьникам расширять функциональные возможности организма, приобретать умения и навыки в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, формировать культуру движений, приобретать знания о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии. Понимать ценность роли здорового образа жизни и устойчивых здоровых привычек, и наряду с этим формировать сознательное отношение к собственному здоровью.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяются несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы. Учителям физической культуры близки физкультурно-оздоровительные технологии. Они направлены на физическое развитие учащихся. Сегодня физическая культура – это не контрольные нормативы, а совместная работа учителя и родителей над укреплением здоровья детей. Для того чтобы вырастить здоровое и физически развитое поколение, необходимо на уроках физической культуры и внеклассных занятиях создавать благоприятные условия, стремиться к повышению мотивации ребенка к занятиям физической культурой и спортом, через воспитание волевых качеств и формирование двигательных умений и навыков.
От учителя требуется выработать новое педагогическое мышление, при выборе методов обучения и воспитания постоянно необходимо учитывать интересы ребенка. Весь процесс обучения нужно выстраивать через совместную деятельность педагога и учащихся, что влияет в первую очередь на успешность развития ребенка . Учителю необходимо организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. надо учитывать физическое и психическое здоровье, что дает каждому ученику возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал, чтобы школьники проявляли интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые физические и психические качества, получали удовлетворение от уроков и каждый ребенок чувствовал себя значимым на уроке. Также учителю необходимо давать правильную физическую нагрузку на уроке. Такой подход обучения поможет формированию навыков использования оздоровительной физической культуры и овладению школьниками навыками целенаправленного использования средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья. Он должен прививать учащимся интерес к занятиям физическими упражнениями и к спорту.
Чрезмерные учебные нагрузки и недостаток двигательной активности снижает защитные функции организма и ухудшает здоровье ребенка. Детям приходится выдерживать большие умственные нагрузки, сидя на уроках в школе и за уроками дома, из-за чего почти нет времени побыть на свежем воздухе. Это приводит к тому, что у большинства школьников ухудшается зрение, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, нарушается обмен веществ, снижается сопротивляемость к различным заболеваниям.
В решении этих проблем нужен системный инновационный подход к процессам оздоровления учащихся в школьной среде. К ним относятся: закаливание, развитие физических качеств, подвижные перемены, спортивные праздники, соревнования по различным видам спорта, физкультминутки, проекты, использование ИКТ технологий.
ИКТ технологии активно вошли в нашу жизнь, превращая обычное в более яркое и интересное. Уроки физической культуры содержат большой объём теоретического материала, на который дается минимальное количество часов, поэтому использование электронных презентаций позволяет эффективно решать эту проблему. Применение новых информационных технологий помогает сформировать у учащихся устойчивый интерес к физической культуре, оказывает влияние на качество знаний, на результативность обучения, развитие учащихся. Используя ИКТ на уроке, можно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, расширять общий кругозор.
В работе используются нестандартные формы проведения уроков и внеклассных мероприятий: урок-игра «Стенка на стенку», урок-КВН «Физкультурный КВН», мультимедийный урок «Правила здорового образа жизни», урок-путешествие «Путешествие в страну здоровья», урок-экскурсия «Знатоки Олимпиады», «Веселые старты», «Дни здоровья». Проводятся соревнования по различным видам спорта. На уроках систематически проводится гимнастика для глаз, комплексы упражнений на осанку, профилактику плоскостопия, дыхательную гимнастику, самомассаж, беседы о закаливании, правилах здорового образа жизни.
Активно внедряется метод проекта. Последняя тема проекта «Береги зрение смолоду», где конечным продуктом был буклет по сохранению зрения, который ребята изготовили самостоятельно. Работая над проектом, использовался исследовательский метод. Ребята нашли и систематизировали правила по сохранению зрения, разработали памятки, выступали с докладами о важности сохранения зрения.
Наряду с проектной деятельностью используется игровая технология, с целью повышения эмоциональности и положительной мотивации к урокам физической культурой. Игровой деятельности принадлежит ведущее место в образовательном процессе. Учитывая разнообразные цели обучения выделяют:
- обучающие,
- воспитательные,
- развивающие,
- коммуникативные,
- развлекательные,
- релаксационные.
Ценность игры заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. В игре формируются такие качества как самостоятельность, инициативность, организованность, коллективизм.
Игровая деятельность на уроках позволяет усвоить информацию, основанную на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре. Дети в процессе игры учатся принимать ответственные решения в игровых ситуациях. Использование игр на уроке приводит к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и качественному освоению материала.
Перечисленные формы, пути работы позволяют совершенствовать физическое состояние учащихся через их двигательную активность. Правильная физическая нагрузка помогает школьникам успешно адаптироваться в коллективе, раскрыть свои творческие способности, и ориентирует их на здоровый образ жизни.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии позволяют получать знания обучающимся без ущерба для здоровья; воспитывать культуру здоровья, а также практически воплощать потребности вести здоровый образ жизни и являются средством реализации инновационного подхода в образовательном процессе.