ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ


Формы и методы закрепления знаний, умений и навыков учащихся на уроках биологии
Учебная работа по закреплению и более глубокому осмыслению знаний заключается в том, что после изложения нового материала и формулирования выводов и обобщений (понятий) учитель ведет учащихся к новым фактам и примерам, но уже в плане более широкого подкрепления сделанных обобщений, их более глубокого уяснения и выработки умения применять изучаемый материал на практике. Закрепление материала в известной мере связано с тем явлением, которое в психологии называется переносом знаний.
Суть его заключается в том, что в процессе учебной работы учащимся приходится усвоенные мыслительные операции, умения и навыки как бы переносить, то есть применять в других условиях. Этот процесс, с одной стороны, облегчает учение, ибо он дает возможность использовать полученные знания, умения и навыки при усвоении нового материала, а с другой - вносит трудности, так как всякий перенос знаний осуществляется не механически, а требует внесения определенных корректив в усвоенные понятия, умения и навыки, некоторой ломки сложившегося стереотипа, то есть умственного и физического напряжения.Н.А. Мечинсткая (один из создателей отечественной психологии обучения, основополагающие идеи которой имеют и по сей день непреходящее значение для теории и практики образования как в нашей стране, так и за рубежом) указывала на то, что учащиеся сравнительно быстро забывают формулировки правил, выводов и теоретических обобщений, гораздо прочнее в их памяти удерживаются логические доказательства, а также обобщения, которые сделаны на основе ярких примеров и фактов и закреплены в процессе практических упражнений.
Только разумно поставленная система тренировочных упражнений, требующих от учащихся разнообразного подхода к усвоению учебного материала и высокого умственного напряжения, позволяет добиваться глубоких и прочных знаний.
На этапе осмысления и закрепления полученных знаний используются следующие приемы, активизирующие познавательный интерес к учебному предмету:
1) Использование натуральных объектов в заданиях для учащихся.
Перед уроком учащиеся получают раздаточный материал, с использованием которого на уроке выполняют следующие задания:
• Рассмотрите растения засушливых районов Ставрополья и найдите признаки приспособленности к недостатку влаги.
• Розданы микропрепараты крови лягушки и человека (без надписи). Задание: различить и ответить на вопрос: с чем связано именно такое строение эритроцитов крови человека?
2) Прием моделирования.
В качестве примера можно привести следующее задание:
• Учащиеся получают набор (в пакете) организмов, обитающих на определенной территории. Задание: смоделируйте, используя набор, все возможные пищевые цепи.
3) Составление схем, таблиц:
Развитию познавательного интереса способствует использование на уроках биологии заданий по построению схем, работе с таблицами.
4)  Использование символов для выполнения заданий
При  выполнении  учебных  заданий  учащимся  могут  быть  предложены идеографические знаки, характеризующие тот или иной объект изучения.
Таким образом, можно говорить о том, что процесс овладения знаниями, умениями и навыками не сводится к обычному заучиванию правил, выводов и обобщений. Он основывается на улучшении самостоятельной работы школьников, на глубоком логическом анализе того фактического материала, который лежит в основе формирования научных понятий.
Перестройка обучения требует использования активных методов. Для курса биологии 6-7 классов таковыми могут быть: проблемные беседы, исследовательские опыты, познавательные игры, самостоятельная работа с книгой. Так, беседа должна заставлять учащихся думать, а не просто воспроизводить знания тех или иных фактов.
Необходимо шире использовать специфические для биологии методы: наблюдения, эксперимента, практической работы на учебно-опытном участке, в кабинете биологии в сочетании с беседой, рассказом, работой с учебником. Они в наибольшей степени способствуют решению учебно-воспитательных задач при обучении биологии, развитию мышления, практических умений, преодолению формализма в знаниях учащихся. Методы наблюдения, эксперимента, практической работы придают обучению деятельностный характер, поэтому являются наиболее эффективными для обучения биологии.
Использование натуральных объектов, символов вызывают у школьников эмоциональные проявления, что в целом характерно для развития познавательного интереса.
Различают следующие методы закрепления нового материала на уроке:
- беседа
- работа с учебником
- практические работы
- лабораторная работа
Метод беседы чаще всего применяется тогда, когда изложенный учителем материал является сравнительно несложным и для его усвоения достаточно использовать приемы воспроизведения (повторения). Суть метода беседы в данном случае заключается в том, что учитель с помощью умело поставленных вопросов побуждает учащихся к активному воспроизведению изложенного материала с целью его более глубокого осмысления, и усвоения (запоминания).
Ответы учащихся на поставленные вопросы способствуют воспроизведению изучаемого материала и его осмысленному усвоению. Однако воспроизведение должно носить творческий характер. Это значит, что учителю необходимо делать свои вопросы разнообразными и побуждать учащихся к размышлению, поискам собственных доводов, стимулирующих развитие мышления. Беседа как метод усвоения только что воспринятого материала используется по всем предметам школьного обучения.
Работа с учебником. По каждому предмету есть темы достаточно сложные, усвоение которых вызывает определенные трудности у учащихся. В таких случаях учителю не всегда целесообразно сразу же после изложения нового материала проводить беседу по его усвоению (запоминанию). Лучше всего дать возможность учащимся поработать самостоятельно с учебником, а затем уже проводить беседу. Так, например, может быть организована учебная работа по биологии в 7 классе над темой «Сельскохозяйственные животные». При закреплении учитель предлагает сначала учащимся внимательно прочитать материал по учебнику, а затем проводит по нему беседу.
Лабораторные работы. В системе работы по восприятию и усвоению нового материала учащимися, особенно по биологии, широкое применение находит метод лабораторных работ. Лабораторная работа – это такой метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.
Метод упражнений. Умения и навыки формируются с помощью метода упражнений. Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения, и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности. Из этого определения следует, что упражнения, во-первых, должны носить сознательный характер и проводиться только тогда, когда учащиеся хорошо осмыслят и усвоят изучаемый материал; во-вторых, они должны способствовать дальнейшему углублению знаний и, в-третьих, содействовать развитию творческих способностей школьников.
При изучении биологии и других предметов необходимо формировать умения и навыки обращения с приборами и реактивами, проведения измерительных работ.
Организация лабораторных (практических) работ учащихся по применению знаний на практике включает в себя следующие приемы:
а) постановка цели лабораторных (практических) занятий,
б) определение порядка работы и руководство ходом ее выполнения,
в) подведение итогов работы.
Демонстрация некоторых опытов (верхушечный рост корня, побега, передвижение воды по стеблю и др.) позволяет закрепить с помощью опыта известные учащимся понятия. При этом о постановке опыта, особенностях его проведения и результатах рассказывает сам учитель или ученик по заданию учителя. Так, на уроке «Зоны деления и роста» в теме «Корень» демонстрируется опыт «Верхушечный рост корня». Учитель организует учебную деятельность учащихся с помощью вопросов, направленных па выяснение главного: почему нужно наносить метки на весь корень, а не на его часть? Почему расстояния между метками должны быть одинаковыми и небольшими? Обсуждение этих вопросов и наблюдение результатов опыта позволяет учащимся сделать вывод о закономерностях роста «корня в длину». При изучении закономерностей растительного организма демонстрация опыта дает наибольший эффект в сочетании с беседой, которая позволяет осмыслить результаты опыта.
При проведении лабораторных (практических) занятий учащиеся могут пользоваться учебниками и другими учебными пособиями, а также консультироваться с учителем.