План к уроку Основание (8класс)


Тема урока «Основания»
Цель урока: Познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией, представителями класса оснований и основными способами получения оснований.
Образовательные задачи
Формирование знаний учащихся о классе веществ – основания.
Развивающие задачи.
Развитие умения работать самостоятельно и в группах.
Углубление знаний учащихся о применении оснований.
Воспитывающие задачи
Продолжить работу по воспитанию у учащихся умения выслушивать товарищей, дискутировать.
Оборудование: Таблица растворимости, на столе у учителя реактивы: CuSO4, NaOH, на столе у учащихся реактивы: FeCI2, FeCI3, KOH.
Ход урока
Организация урока.
Проверка и учет знаний
У доски работают 3 учащихся.
Дописать уравнение реакций:
А) K + H2O
Б) MgO + H2SO4
В) NaOH + HCI
4
2) Осуществить превращение:
CaCI2
Ca CaO Ca(OH)2
CaSO4
3)Домашнее задание упр. 4 с.155
4) 2 ученика выполняют экспериментальное задание на местах.
Диктант (учитель называет вещества, а учащиеся пишут их формулы).
Оксид магния, соляная кислота, сульфат кальция, карбонат, натрия, оксид калия, угольная кислота, оксид меди (II), серная кислота, нитрат калия, оксид алюминия, KOH, Mg(OH)2,Al(OH)3.
Затем подчеркивают оксиды одной чертой, кислоты – двумя черточками, а соли – волнистой линией.
(взаимопроверка)
Вопросы классу
Какие вещества называются оксидами?
Какие вещества называются солями?
Какие вещества называются кислотами?
III.Изучение новой темы.
Дайте названия веществам, которые мы не подчеркнули. Относятся ли они к одному из изученных нами классов веществ.
Рассмотрим их состав. Мы видим в их составе атом металла и группа OH, которая называется гидроксильной группой.
Попробуйте дать определение новому для нас классу веществ.
Основания – это сложные вещества, в которых атома металлов соединены с одной или несколькими гидроксильными группами.
Чем отличаются эти формулы веществ друг от друга?
А как вы думаете от чего зависит количество гидроксильных групп, связанных с атомами металла?
Все основания можно разделить на 2 большие группы. Посмотрим в знакомую нам Таблицу растворимости. Вспомним, что это за буквы P,M,H.
Значит, на какие группы можно поделить основания?
Основания
Растворимые (щелочи) KOH,NaOHНерастворимые Cu(OH)2, Fe(OH)2
Приведите примеры: а) щелочей; б) нерастворимых оснований.
Каждый настоящий химик, начиная изучать вещества, задает себе вопрос: А как можно получить эти вещества?
И мы с вами должны поставить этот вопрос и ответить на него. Посмотрите на доску и назовите гидроксид, который получил Раис (это первый способ получения).
Получение
Получить гидроксид бария, взаимодействием металла с водой
Ba+2H2O Ba(OH)2+H2 (1 учащийся выходит к доске)
Назовите гидроксид, который получил Максим (это II способ)
Получить гидроксид натрия взаимодействием его оксида с водой
Na2O + H2O 2NaOH (1 учащийся выполняет у доски)
Но так можно получать только растворимые основания.
А нерастворимые получают другим способом: взаимодействием соответствующих солей со щелочами.Опыт проводит учитель.
Получим Cu(OH)2 взаимодействием сульфата меди (II) с гидроксидом натрия
CuSO4 + 2NaOH Cu(OH)2 + Na2SO4
А теперь вы сами получите некоторые основания.
У вас на парте лежит инструктивная карточка по выполнению опыта.
Согласно этой карточке выполните работу .
Закрепление (в конце урока сдадите тетради на проверку).
Опишем физические свойства оснований. Обычно это твердые вещества, большинство белого цвета, но запомните:
Cu(OH)2 – голубого цвета, Fe(OH)3 - бурого цвета, Fe(OH)2 – серо-зеленого цвета.
Послушаем сообщение о применении некоторых оснований.
Подведение итогов.
Что нового вы узнали на уроке?
На какие группы делится этот класс?
Как можно получить растворимые основания?
Как можно получить нерастворимые основания?
(Комментирование оценок)
Домашнее задание: $ 8.3 упр 2 письменно) с.159