Разработка урока по истории Древнего мира Основание греческих колоний

Тема урока: Основание греческих колоний

Тип урока: урок-путешествие

Цели урока:
создать представления о причинах, процессе и значении греческой колонизации;
расширить представление о понятии колония и освоить новые понятия (метрополия, Эллада, эллины).
продолжить накопление у учащихся опыта локализации исторических объектов во времени и пространстве на основе их соотнесения с современными источниками знаний;
формировать ценностное отношение к взаимообогащению народов культурными достижениями друг друга.

Оборудование урока:
А.А. Вигасин. История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Презентация “Основание греческих колоний”
Рабочие листы


Актуализация
В VIII –VI веках до н.э. тысячи греков уезжали за море, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Этот период называют Великой греческой колонизацией – временем, когда греки активно осваивали новые земли и основали множество колоний.
Называется тема урока (слайд 1).

Для определения плана изучения нового материала учащимся предлагается ответить на вопрос:
Предположите, на какие вопросы нам предстоит дать ответы в ходе изучения этой темы?
Учитель записывает на доске предложения учащихся:
почему греки стали покидать Родину,
куда они уезжали,
как происходило переселение на новые земли
кто были их соседи
значение колонизации

На доске фиксируются предложения учащихся и сообщается, что на все эти вопросы мы постараемся ответить на сегодняшнем уроке

Изучение нового материала
1.Причины колонизации

Ученикам предлагается подумать над вопросом, что заставляет греков навсегда покинуть родной полис (в слабом классе - прочитать материал параграфа о причинах греческой колонизации и назвать их).
Выполнить задание 1 в рабочих листах.
2. Направления колонизации изучаются по анимированной карте

Учитель показывает основные направления колонизации.
Обращает внимание на карту, которая имеется в учебнике.
Греческая колонизация имела три основных направления.
Самым значительным было западное направление - в сторону острова Сицилия, Аппенинского полуострова и еще дальше – до Пиренейского полуострова.
О привольной жизни здесь рассказывались чудеса. В Таренте было больше праздников в году, чем будней, а в Сибарисе были такие богачи, которые спали на розовых лепестках и еще жаловались, что им жестко. Слово «сибарит» с тех пор стало означать лентяя и неженку:
Среди других колоний этого направления назовем Сорренто (это название переводится как - "земля Сирен". Именно их описывал Гомер в своей "Одиссее")
На юг греки плавали к северным берегам Африки. Но здесь они встретили сопротивление египетских фараонов. Поэтому на территории Египта был основан только город Навкратис «одерживать победу на море»).
На северо-восток путь шел в сторону проливов, соединявших Средиземное море с Черным морем, и далее к его берегам. Ольвия, Херсонес, Пантикапей

Ученики в рабочих листах выполняют задание 2.

3. Как происходило переселение.
Чтобы лучше представить себе, как происходило переселение, я предлагаю вам повторить их путь из родного полиса в неизведанные земли. На этом пути нам встретится много различных трудностей, но надеюсь, вместе мы с ними справимся.
Демонстрируется слайд № 4 и зачитывается отрывок из стихотворения

Все неизвестно! А пока туманы
Плывут под парусами корабля.
Там позади, – покинутая Эллада,
Там впереди чудесная страна.
Эдуард Багрицкий


Мы отправимся в путь из города Милета самого могущественного и богатого из греческих городов в Малой Азии. Милетцев в Греции считались счастливыми и удачливыми людьми, так сказать «баловнями судьбы». Богатство города объясняется выгодным географическим положением и наличием 4 гаваней. Во времена своего расцвета он имел более 80 колоний на всем побережье Средиземного моря. Такие города, как Милет, греки называли «метрополия» или «город-мать», т.к. даже уезжая за море, они не теряли связи с родным городом.
Вместе с выходцами из этого города мы отправимся с вами на берега незнакомого ранее для греков Черного моря, туда, где ими была основана Ольвия.
Первым делом мы проложим самый удобный маршрут.
Задание на контурной карте:
На контурной карте отметьте Милет и Ольвию
Нарисуйте с помощью стрелок удобный маршрут плавания (подпишите названия морей, по которым он пройдет)

Теперь пришло время составить список самого необходимого, чтобы отправиться в плавание

Задание «Определи, что брали с собой в путешествие отъезжающие?»
Задание преследует цель закрепить умения учеников относить вещественные источники к исторической эпохе, обратить их внимание на недопустимость в науке модернизации исторических объектов

Мы хорошо подготовились к плаванию, запаслись всем необходимым и определили маршрут. Нам осталось только взять горсть родной земли и священный огонь из храма Милета, чтобы вспоминать о родине.

Фронтальная беседа
Как вы думаете, какое место подойдет для основания колонии?

Учащиеся должны назвать необходимость наличия удобной гавани, пресной воды, плодородных земель

В подтверждение выводов учитель обращает внимание учащихся на текст исторического источника
Из «Истории» Фукидида
Города строились на самом побережье, укреплялись стенами и занимали предпочтительно перешейки (ради торговых удобств и для защиты от вражеских соседей).

Работа с иллюстрацией в учебнике «В греческой колонии»
Рассмотрев ее, учащиеся отмечают, что в городе на возвышенном месте возводили храм, город тесно застроен домами и имеет гавань, куда пристают корабли.

Так же, вероятно, выглядела и Ольвия. Ее название переводится с греческого как «счастливая». Действительно, этих местах росла прекрасная пшеница, хорошие сорта винограда и оливок. В Греции рыба из этих мест ценилась очень высоко. Поставляли ее солёной в амфорах и копченной в корзинах.
Сегодня от Ольвии остались лишь руины. Время не пожалело некогда богатый город, сегодня здесь проводятся археологические раскопки, чтобы восстановить ее историю. Попробуем им помочь?

Для этого рассмотрим фотографии, сделанные во время археологических раскопок и попробуем составить рассказ о жизни колонии.

Молодцы ребята. Но рассказ об Ольвии будет неполным, если вы не узнаете о соседях переселенцев.
Ими были скифы – кочевой народ. На рисунке современного художника вы видите, как они выглядели. О жизни этого народа нам также расскажут находки археологов, которые были обнаружены в царских скифских курганах.

Со скифами греки мирно торговали и обменивались знаниями. Подробнее об отношениях скифов и жителей Ольвии вы узнаете из приведенной в учебнике легенды о Скиле дома.

Пройдет немного времени и, обустроившись на новом месте, переселенцы будут готовы снарядить корабль, чтобы совершить торговую экспедицию в родной Милет.
Предположите, какой товар они погрузят на свой корабль теперь? Что они смогут выгодно купить у скифов? (выносливых коней, стада овец, шкуры, шерсть).
Какие товары привезут в колонию мы уже обсуждали (хлеб, посуду, вино, драгоценные масла и украшения).
4. Значение греческой колонизации.
Мы знаем теперь, куда и зачем отправлялись греки , какие трудности их ждали на новом месте. Нам осталось обсудить с вами последние вопросы:
Как вы думаете, колонизация разобщила или объединила греков?
Что дало им основание большого количества колоний?
Эллинов объединяли: язык, обычаи, древние сказания, религия, единая письменность, образ жизни, государственное устройство полисов.

В ходе ответов учащихся учитель корректирует и дополняет их.
колонизация расширила знания греков о других народах,
греки стали назвать себя эллинами, а родную страну – Элладой,
в результате развития колоний успешно развиваются торговля и ремесло, растут и богатеют города.
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
В заключение занятия учитель интересуется, на все ли вопросы, поставленные в начале урока, они получили ответы
На все вопросы мы получили ответы. Пришло время проверить, насколько внимательны вы были.
На обратной стороне рабочего листа вы напишете ответы на следующие вопросы.
Надеюсь, вы справились с этим несложным заданием. Теперь пора узнать каким будет домашнее задание.
Характеристика домашнего задания


Рабочий лист
Дострой логическую цепочку, приведшую к возникновению греческих колоний.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Если задание вызвало трудность, вставь в цепочку следующие звенья:
а) население, опасаясь за свою жизнь, вынуждено были покидать свой полис
б) возникла угроза долгового рабства
в) возникла угроза голода.



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Согласен ли ты со следующими утверждениями? Поставь знак « +» у тех высказываний, с которыми ты согласен
Обозначь стрелками основные направления греческой колонизации
Проложите стрелками путь из Милета в Ольвию.
Подпишите знакомые вам географические названия на этом пути.
Греки основывали свои колонии только на берегах Черного моря
Переселенцы из Греции мечтали подчинить себе себе заморских жителей
Город, основавший поселение в дали от Греции, назывался метрополией
Милет был самой богатой колонией Ольвии
Колонии сохраняли тесную связь с метрополией
Греки, жившие в разных концах побережья Средиземного и Черного морей, порывали связь с Родиной навсегда
Из колоний метрополии получали зерно, мед, шкуры животных
Греки, независимо от того, на каких берегах они теперь проживали, стали называть себя эллинами









13PAGE 15


13PAGE 14815




1. Население Греции растет, а хлеба не хватает

2. Лучшие земли захватила знать, а земледельцы потеряли участки и залезли в долги


3. В полисах шла борьба между демосом и знатью

Греки покидают родные полисы и основывают новые поселения - колонии



15