Открытый урок по чтению на тему Осознанное чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». (3 класс)

Согласовано:
Заместитель директора по учебной работе
_______________________ О.Ф. Цепелева
«____»_____________________ 2015г.


Урок чтения в 3 классе

Подготовила и провела урок
Покровских Любовь Алексеевна, учитель начальных классов,
Первая квалификационная категория.

Сроки и место проведения: 18 ноября 2015 год с 09.50 до10.30
в учебном кабинете 3 класса.
Тема урока: Осознанное чтение рассказа В.Осеевой «Волшебное слово».
Цель: создание условий для формирования у учащихся навыка беглого, выразительного, осмысленного чтения.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формирование у учащихся представления о жизни и творчестве писательницы В.Осеевой, через ознакомление с рассказом « Честное слово»;
Коррекционно-развивающие:
-коррекция и развитие связной устной речи на основе осознанного чтения текста, расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся; развитие процессов запоминания и воспроизведения прочитанного текста;
- коррекция и развитие словесно-логического мышления, умения анализировать произведение, выделять главную мысль при анализе содержания произведения и установлении взаимосвязи между людьми;
- коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти при работе с иллюстрациями и произведением, прослушивании рассказов;
- коррекция и развитие артикуляционной и общей моторики.
-Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы учащихся.


Коррекционно-воспитательные:
- воспитание нравственных качеств учащихся, вежливости, уважения к старшим;
- формирование познавательного интереса к литературе, произведениям
В. Осеевой.
- формирование положительной мотивации учащихся к обучению, и познавательного интереса к учебным предметам.
Тип урока: Изучение нового материала.
Структура урока:
учащиеся смогут плавно читать по слогам рассказ "Честное слово" с переходом на чтение целым словом двусложных слов, простых по семантике и структуре;
отвечать на вопросы по содержанию 1 части рассказа;
ориентироваться в причинно-следственных связях;
Основные методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый (по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе).
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная.
Планируемые результаты:
Личностные (ЛР):
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами, сформировать собственную позицию поведения ребенка;
Метапредметные (МПР):
- регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;
- познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации), сформировать правила бесконфликтных взаимоотношений;
- коммуникативные:, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы; работать в паре: обсуждать, сравнивать прочитанное произведение, моделировать взаимоотношения.
Предметные (ПР):
соотносить содержание рассказа с пословицей; моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила поведения.
Применяемые методы, педагогические технологии:
технология деятельностного метода обучения, технология проблемно-диалогического обучения, технология развития критического мышления;
методы: построение модели взаимоотношений, метод сравнения, метод конструирования правил поведения.
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация, слайды с изображением , учебники у учащихся, слайд с изображением словарных слов, закладки ,таблички с корректурной пробой: (ВVОSЛШWЕБRНОIЕ СLЛОGВQО)

ХОД УРОКА
I.Организационный момент (2 мин)
Доброе утро! Придумано кем-то
Просто и мудро при встрече здороваться!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
Повернитесь друг к другу - улыбнитесь!
Повернитесь к нашим гостям - улыбнитесь!
Повернитесь и улыбнитесь мне! Садитесь.
Открываем календарь! Послушаем отчёт дежурного (Настя Ш.),закрепляет Саша М.
- Какой урок? (Ответы детей)
- Который по счету? (Ответы детей)
- Чему учимся на уроках чтения? (Ответы детей)
-Где пригодится умение читать? (Ответы детей)

II. Логопедическая зарядка (2мин)
Слайд № 1
Чтобы красиво говорить, грамотно читать, подготовим губы и язык.
В одном маленьком домике жил язычок!
Как всегда по утрам дверка домика открывалась (открыли широко рот).
И оттуда появлялся язычок!
А вот и язычок показался! Потянулся! (высунуть язык).
Посмотрел направо, посмотрел налево (язык в стороны).
Полежал на крылечке (пожевали язычок и замерли)
Затем вернулся в домик и побежал чистить зубки! (рот закрыт, круговые движения языком по зубам)
Ну, вот теперь наш язычок готов работать вместе с нами!Молодцы!
Мы готовы к проверке домашнего задания.
III. Проверка домашнего задания.(4 мин)
Чтение рассказа Н.Носова « Огурцы» Слайд № 2
- Как называется рассказ, который мы с вами читали на прошлом уроке?
Чтение учащимися вслух (Настя К, Настя Ш.)
- Почему рассказ называется «Огурцы»?
Итог проверки домашнего задания.
IV. Сообщение темы и цели урока. Беседа.(1 мин)
Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса. Девизом сегодняшнего урока будут слова, которые записаны на доске. Давайте прочитаем их вместе:
«Волшебное слово помочь всегда готово»!( слайд3)
Сегодня мы будем с вами читать выразительно, правильно и осознанно
Настраивайтесь на работу на уроке. Желаю успехов!

V.Рассказ о биографии писательницы( 5мин)
Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве, детство её прошло в Самаре. Отец работал инспектором на элеваторе, мать – корректором в газете. (Слайд 4)
После революции 1905 года семья оказалась в тяжёлом положении и вскоре вновь вернулась в Киев, где Валентина поступила в гимназию. Окончив гимназию, она училась на актёрском факультете в Киеве.
Но закончить институт ей не удалось, так как семья переехала в Москву. Здесь В. Осеева стала педагогом – воспитателем. Поэтому, став детской писательницей, В. Осеева в своих произведениях продолжала решать воспитательные задачи.
В её произведениях рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята.
Разнообразна тематика рассказов В. Осеевой. Особой добротой и сердечностью согреты произведения из жизни детей военной поры.
Герои её живые, взяты они из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними.
- Обратите внимание на выставку книг (Слайд 5) Можно ли по обложкам догадаться, о чём они?
-Ребята, а чтобы узнать, с каким произведением мы будем работать на уроке, надо выполнить корректурную пробу. Возьмите, пожалуйста, листочки и зачеркните буквы английского алфавита. Так с каким произведением мы будем сегодня работать.
ВVОSЛШWЕБRНОIЕ СLЛОGВQО (СЛАЙД 6)
Итак, рассказ Валентины Осеевой "Волшебное слово". Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе? (выслушиваются ответы детей)
( СЛАЙД 7)
VI.Первичное знакомство с текстом произведения (учебники закрыты) (8мин)
Сегодня мы с вами прочитаем первую часть произведения и попробуем догадаться, о каком волшебном слове идет речь в этом рассказе. Первоначальное чтение рассказа учителем до слов "Он вскочил и побежал домой"+
Чтение учителем текста произведения.
-Понравилось ли вам I часть произведения?
-Определите жанр произведения: рассказ, сказка, стихотворение?
-Докажите, что это рассказ? (Ответы детей)
- Могла ли произойти такая история в жизни? (Ответы детей)
- Значит это познавательный рассказ?
- Назовите героев рассказа. (Ответы детей)
- С чего все началось? (Ответы детей)
- Почему? (Ответы детей)
VII.Работа над текстом рассказа, словарная работа (2 мин)
- Будем работать на этом уроке над первой частью рассказа, стр. 83-85
- Прочитайте I часть рассказа глазами, отметьте непонятные слова, подготовьтесь читать вслух. (Дети читают: I группа – 1 часть,II группа –с.83 (до Один поругает –другой пожалеет) , III группа -3 абзаца)
- Какие слова вам не понятны? (Ответы детей) (На доске слова) (СЛАЙД8)

Волшебник – «В сказках: колдун, чародей. Добрый. Человек, очаровывающий других».
Чуть не поддал хорошенько – т.е. чуть не ударил.
Стряпать – т.е. готовить пищу.
Противень – т.е. металлический лист с загнутыми краями для жарения, печения в духовой печи.
VIII.Беседа на актуализацию знаний учащихся о волшебных словах
(2 мин)
- А теперь я хочу, чтобы вы внимательно послушали стихотворение и ответили на вопрос: Каких слов не знали дети?
-О каких дорогих словах говорит автор?
Дядя Саша огорчен,
Рассказал он вот о чем
– Встретил Витю я, соседа,
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!..
Но, представьте! – зря от Вити
Ждал я слова(ИЗВИНИТЕ)
А слово-то какое –
Очень дорогое!
Он про внучку говорил:
– Экая досада!
Я портфель ей подарил.
Вижу: очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба,
Ну сказала бы ...(СПАСИБО)
Слово-то какое –
Очень дорогое.
-Я думаю, что таких дорогих слов в русском языке не мало.
Какие ещё добрые слова вы знаете?
-добрый день. (СЛАЙД 9)
-спасибо.
-здравствуйте, будьте любезны, простите, пожалуйста
- Можно ли эту группу слов назвать волшебными? Почему?
IX. Физминутка – (1 мин)
Переключить внимание детей, снять усталость, восстановить силы.Вот и настало время отдохнуть. Вышли из-за парт. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста». Если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.
Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!
Руки на пояс!
Пожалуйста, руки на пояс!
Выполняем приседания!
Приседаем 2 раза, пожалуйста!
Прыгаем, как зайчики!
Пожалуйста, сделали вдох и выдох!
Пожалуйста, садимся на свои места!
Вывод: Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!
X.Анализ иллюстрации к рассказу.( стр.84) (1 мин)
- К какой части рассказа относится иллюстрация? (Ответы детей)
- Расскажите, что на ней изображено? (Ответы детей)

XI.Выразительное чтение I части произведения и анализ.
Работа по вопросам учителя. (5мин)
- Покажи образец выразительного чтения (Настя Ш.)
а) I часть
О ком этот рассказ?
-Кто главный герой этого рассказа?
-Что случилось с Павликом?
-Как об этом узнал старик?
-А как разговаривал Павлик со стариком?
-Как вы думаете, какое слово шепнул старик Павлику на ухо?
-Кто из ребят был прав, давая свое объяснение?
-Напомните мне, как нужно произносить это волшебное слово?
-Давайте попробуем произнести это слово!
-Повернитесь друг к другу – произнесите это слово друг другу!
XII. Гимнастика для глаз. Релакс. (1мин)
XIIIОбобщающая работа по тексту (3 мин)
б) Обобщающая беседа:
- Так какова главная мысль рассказа?
- Кто на самом деле творил чудеса?
- Как бы вы хотели, чтобы люди относились к вам?
Работа с пословицами.
- Какая пословица подходит к нашему произведению?
Чтение пословиц учащимися.
-«Добрый человек добру и учит» (Данил С)
-«За добро добром и платят» (Настя К)
ВЫВОД: В том, что если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми. За добро добром и платят, волшебные слова действительно существуют, надо говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой.
XIV.Домашнее задание (1мин)
- Прочитать внимательно рассказ В.А. Осеевой "Честное слово". Подготовиться к пересказу.
Задание дается дифференцированно.
I группа - читать текст (Настя К,Настя Ш)
II группа - читать 1 часть рассказа (Саша М, Данил С,Воскобойникова Е)
III группа - читать первые три предложения. (Андрей М.)
IV группа - читать слоги букварь стр.37. Юра и Витя.(Звук и буква Шш)
IV. Итог урока (1мин)
- Ребята, мы сегодня с вами очень много успели сделать, мы очень постарались.
- Ребята, с каким произведением начали знакомиться сегодня на уроке? ("Волшебное слово")
- Кто написал этот рассказ?
- Скажите мне, пожалуйста, как вы думаете - что произойдет во второй части рассказа? Смогут ли близкие Павлика оценить изменившееся поведение мальчика? А вот об этом вы мне расскажете на следующем уроке. Вам задание дочитать рассказ до конца.
- Понравился ли вам урок?
-Рекомендую вам почитать и другие книги В.А. Осеевой.
IVI.Дифференцированное оценивание. (1мин)
Выставка рисунков Вити Ж и Юры по теме урока(Звук и буква Шш)
Спасибо за старание, с вами приятно работать! Урок окончен! Слайд 10