Рабочая программа по учебной дисциплине Основы-философии


Государственное профессиональное образовательное учреждение
“Ижемский политехнический техникум”
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы
“ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ”
2015 г.
Программа учебной дисциплины “Основы философии” разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 23.02.01 « Организация перевозок и управление на
транспорте ( по видам)»
Организация – разработчик: ГПОУ ИЖПТ (Ижемский политехническийТехникум)Разработчик: Канева Надежда Ивановна, преподаватель дисциплины “Основы философии”.
Рассмотрена на заседании предметно - цикловой комиссии теоретических дисциплин «_____» _______________ 2015г протокол №___ и на заседании методического совета«_____» _____________ 2015 г. протокол №___

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по учебной работе ___________________ О.З.Иванова
“______”___________________2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации программы учебной дисциплины
14
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
15
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
“ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ”
Область применения программы:
Программа учебной дисциплины “Основы философии” является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 190701 « Организация перевозок
и управление на транспорте ( по видам)»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина “Основы философии” входит в общий социально-гуманитарный и экономический цикл дисциплин специальности 190701 « Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)»
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
-ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 48часов;
самостоятельной работы студента 10часов,
максимальной учебной нагрузки 58 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 58
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 48
в том числе: лабораторные занятия -
практические занятия 10
контрольные работы -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 10
в том числе: составление конспектов
заполнение таблиц
написание рефератов 3
2
5
Итоговая аттестация - в форме зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины“Основы философии”

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень усвоения
1 2 3 4
Раздел 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества Тема 1.1. Происхождение философии. Философия как наука. Содержание учебного материала 2 1
2
3 Вечные вопросы как предпосылка философского освоения действительности. Философия как выражение мудрости в рациональных формах. Категории как предмет философского знания и как результат его развития.
Мировоззрение и его структура. Мифология, религия и философия – исторические формы мировоззрения.
Человек и его бытие как центральная проблема философии. Философия и ее человеческое измерение.
1
Тема 1.2. Вопросы философии. Основные категории и понятия философии Содержание учебного материала 2 1.
2.
3.
Бытие как основной предмет философского знания. Понятие объективного и субъективного. Материализм и идеализм – основные направления в философии. Понимание природы бытия в материализме и идеализме.
Основной вопрос философии. Неотделимость проблемы познания от проблемы бытия. Рациональное и внерациональное; рациональное и эмпирическое в философском знании.
Основные разделы философии: онтология, гносеология, аксиология, социальная философия, философская антропология. 1
Тема 1.3. Специфика философского знания и его функции. Содержание учебного материала 2
1.
2.
3. Специфика категорий, законов, принципов и методов философии. Анализ соотношения философского и научного знания, родства и различия функций.
Обоснование философии как источника полноты человеческой духовности. Изучение методологической роли философии и ее функций. 1
Практическое занятие.
Изучение роли и места философии в духовной жизни общества, в системе высших нравственных ценностей.
2 Раздел 2. История философии Тема 2.1. Философия Древнего Востока. Содержание учебного материала 2 1
2
Истоки прафилософского мировоззрения в Древней Индии. Веды. Упанишады. Брахман и атман. Буддизм. Дхарма. Йога как философия и медицина. Идеалы в философии, религии и медицине Древней Индии.
Китайская специфика в философии. Учения Лао-Цзы и Конфуция. Проблема человека в традиционных древнекитайских учениях.
1
Тема 2.2. Развитие античной философии. Содержание учебного материала 2 1
2
3
4
5 Периоды развития античной философии.: досократовский, классический, эллинистический, римский. Космоцентризм ранней античной философии.
Проблема «первоначала» у милетских философов. Элеаты. Атомизм Демокрита. Первые идеи диалектики. Гераклит.
Софисты. Сократ.
Философская система Платона. Теория идей.
Аристотель и первая систематизация знаний. Учение Аристотеля о бытии. Римское государство и развитие философии.
1
Тема 2.3. Философия эпохи Средневековья , Возрождения, Нового времени. Содержание учебного материала 2 1
2
3 Теоцентризм средневековой духовной культуры. Статус философии. Патристика. Блаженный Августин. Схоластическая философия. Учение об универсалиях: номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского – вершина схоластики.
Гуманизм как ценностная ориентация философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Достижения возрожденческой науки и искусства. Пантеизм и натурфилософское естествознание эпохи Возрождения. Николай Кузанский. Джордано Бруно. Николай Коперник, Галилео Галилей.
Эпоха научной революции. Проблемы методологии научного познания. Френсис Бэкон. Эмпиризм и индукция. Рационализм Рене Декарта. Дедуктивный метод. 1
Тема 2.4. Немецкая классическая философия Содержание учебного материала 2 1
2
3
4 Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской традиции. Немецкий идеализм и социально-исторические условия эпохи.
Критическая философия И. Канта. Обоснование активности субъекта. Априорные формы знания. Кант о возможностях и границах разума. Агностицизм Канта. Морально-практическая философия Канта. Категорический императив как априорный принцип практического разума.
Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Диалектика и принцип системности в философии Гегеля.
Антропологический материализм Л. Фейербаха. Фейербах о гносеологических и психологических корнях религии. Религия любви. 1
Тема 2.5. Русская философия. Содержание учебного материала 2 1
2.
3.
4.
5. Специфические особенности русской философии: исторические и социальные условия ее формирования. Периодизация развития философской мысли в России. «Русская идея». М.В. Ломоносов – первый русский ученый, мыслитель, просветитель. Н.А.Радищев и постановка проблемы свободы.
П.Я.Чаадаев. Западники и славянофилы в русской философии.
Русская религиозная идеалистическая философия (Владимир Соловьев, Н.А. Бердяев и др.). Философия всеединства. Идея богочеловечества. Философия свободы.
Становление и развитие отечественной диалектической мысли. Революционеры-демократы.
Русский космизм (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский). Судьба русской философии в XX веке.
1
Тема 2.6. Философия XX века. Содержание учебного материала 2 1.
2.
3.
4.
5. Политические, экономические, социальные изменения в странах Западной Европы к.XIX - н.XX в. и новая философская картина мира. Место и роль философии в культуре XX века. Философское исследование личности, творчества и свободы, жизни и смерти, любви и ненависти в качестве бытийных феноменов.
Позитивизм. Проблема соотношения философского и научного познания. Неопозитивизм и постпозитивизм.
Философское открытие бессознательного. З. Фрейд. Иррационализм. Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.
Экзистенциализм.
Западная религиозно-философская мысль XX века - неотомизм.
1
Раздел 3. Философское учение о бытии. Тема 3.1. Основы научной, философской и религиозной картин мира. Содержание учебного материала 2 1.
2.
3.
Материалистическая картина мира и научные концепции Вселенной, основанные на принципе материального единства мира.
Религиозная картина мира. Принципиальная особенность религиозного миропонимания.
Философская картина мира и ее связь с различными концепциями бытия. 1
Тема 3.2. Философская категория бытия. Материя, ее основные свойства. Содержание учебного материала 2 1.
2.
3. Категория «бытие» и ее роль в философии.
Фундаментальный характер философской категории «материя». Первичность материи как объекта отражения.
Изучение материи и ее атрибутов, уровней организации и видов. 1
Практическое занятие.
Изучение материи как фундаментальной философской категории. 2 Самостоятельная работа при изучении раздела.
Философские идеи развития. Диалектика. Законы диалектики.
Заполнение таблицы «Законы диалектики в природе и обществе». 4 Раздел 4. Философское осмысление природы человека. Тема 4.1. Человек как объект философского осмысления. Содержание учебного материала 4 1
2
3
4 Сущность проблемы человека. Историко-философский аспект проблемы человека.
Антропосоциогенез – процесс формирования человека изживотного. Основные этапы антиропосоциогенеза. Духовное и
материальное в человеке. Проблема биологического начала в человеке и его
влияние на социальные процессы. Понятие социального в человеке.
Проблема соотношения биологического и социального в человека.
Внутренняя противоречивость человеческой природы как соотношение индивидуального и надиндивидуального.
Усвоение философской проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия. 1
Тема 4.2. Сознание, его происхождение и сущность. Содержание учебного материала 2 1
2 Основные традиции в объяснении природы сознания. Сознание как субстанция. Сознание как отражение бытия. Сознание – продукт высокоорганизованной материи мозга (онтологический аспект). Сознание – отражение действительности (гносеологический аспект).
Основные структурные компоненты сознания: ощущения, восприятие, представление, идеалы, мотивы, память, эмоции, воля. Мышление и его виды. Функциональная асимметрия мозга и мышление. Сознание и самосознание. Рефлексия. Мозг и психика
1
Тема 4.3. Познание как объект философского анализа. Сущность процесса познания. Содержание учебного материала 2 1
2
3
4 Познание как предмет философского анализа. Человек как субъект познания. Многообразие форм познания. Проблема субъективности и объективности в познании.
Понятие «знания». Знание, познание и язык. Роль знаковых систем и символических форм культуры в познании. Абсолютности и относительности в познании. Сенсуализм и рационализм. Интуитивное познание.
Этапы познания. Субъект и объект познания. Истина как цель познания. Теория истины. Диалектика истины. Практика как критерий истины.
Анализ форм и методов научного познания. 1
Самостоятельная работа при изучении темы.
Составление конспекта «Научное познание. Философские основания науки. Этические проблемы современной науки».
4 Практическое занятие.
Изучение форм и методов научного познания. 2 Раздел 5. Философское учение об обществе.
Тема 5.1. Общество как саморазвивающаяся система Содержание учебного материала 4 1
2
3
4
5 Целостность и системность социальной реальности. Саморазвитие социальной реальности. Взаимодействие природы и общества. Понятие о цивилизации как типе общественного порядка.
Структура общества. Соотношение общества и индивида. Духовная жизнь общества. Понятие культуры. Основные области культуры. Культура и природа: от противопоставления к коэволюции.
Ноосфера – новая форма взаимодействия биосферы и общества. Философские аспекты будущего цивилизации.
Изучение глобальных проблем современности. 1
Практическое занятие.
Изучение глобальных проблем современности, их классификации, путей решения и выживания человечества. 2 Тема 5.2. Проблема личности в философии Содержание учебного материала 2 1
2
3
4 Индивид-индивидуальность-личность. Генезис личности. Социализация личности. Автономность и целостность личности.
Структура и составные элементы личности. Физическая личность. Социальная личность. Духовная личность.
Социальные типы личности. Деградация личности.
Осмысление проблемы свободы и ответственности личности. 1
Самостоятельная работа при изучении темы.
Составление конспекта «Человек в информационно - техническом мире».
2 5.3. Мировоззренческие основы философии. Содержание учебного материала 2 2
1
2
Анализ проблем бытия, сознания, познания, свободы личности в различных философских течениях.
Анализ проблемы смысла жизни как основы формирования гражданской позиции и культуры будущего специалиста. Практическое занятие.
Проведение контроля уровня усвоения основных философских категорий. Тестирование 2 Всего: 58 Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.
3 . УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории и основ философии.
Оборудование учебного кабинета:
- 30 посадочных мест (по количеству обучающихся);
- рабочее место преподавателя.
Для чтения теоретического курса используется учебный кабинет, оснащенный комплектом плакатов по истории и основам философии, набором видеофильмов по разделам дисциплины.
Технические средства обучения:
- телевизор, мультимедийный проектор;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Волкогонова О.Д. Основы философии. / О.Д. Волкогонова, М.Н. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2009,480 с.
Гуревич П.С. Введение в философию.- М., 2009 .
Основы философии в вопросах и ответах.- Ростов -на - Дону , 2014.
Основы философии: Учеб. пособие.- 2-е изд.- М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА -М», 2012.
Философия: учеб. для вузов / под общ.ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2009.
Интернет-ресурсы:
http://labrip.com/
http://www.filosofia-totl.narod.ru/
http://intencia.ru/FAQ-5.html
Дополнительные источники:
Нижников С.А. Философия. Курс лекций. / С.А.Нижников. - М.: Экзамен, 2007, 396 с.
Стрельник О.Н. Философия. Конспект лекций. / О.Н.Стрельник. - М.: Высшее образование, 2009, 335 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения семинарских занятий, тестирования, реферативной работы, составления конспектов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Освоенные умения:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
- оценка выполнения заданий по сопоставлению основных философских категорий и понятий;
- оценка результатов тестирования.
Усвоенные знания:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
- оценка точности определений разных философских понятий в форме терминологического диктанта;
- оценка индивидуальных устных ответов;
- оценка результатов письменного опроса в форме тестирования;
- оценка результатов выполнения проблемных и логических заданий;
- оценка точности определения различных философских концепций;
- оценка результатов защиты рефератов;
- оценка выполнения заданий по сопоставлению разных философских подходов и концепций.
Итоговый контроль: зачет