МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ


-514353810Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Семилукский политехнический кколледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
специальности ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
(по отраслям)
для обучающихся очной и заочной формы обучения
Семилуки
2015
Одобрено методическим советом ГБПОУ ВО «СПК»
Составители:
Бороздинова Н.А. преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ВО «СПК»
Методические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи» для обучающихся очного и заочного отделения предназначена для помощи в организации самостоятельной работы при освоении учебной дисциплины. Методическая разработка состоит из пояснительной записки, содержания учебной дисциплины, вопросов для самоконтроля, практических и контрольных заданий.
© Бороздинова Н.А., 2015 г.
© Семилукский государственный
технико – экономический колледж
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Фонетика 4
Лексика и фразеология 5
Словообразование 7
Морфология 8
Синтаксис 10
Нормы русского правописания 11
Функциональные стили речи 11
Приложения 14
Список литературы 23


Введение.
Методические указания по изучению учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» предназначены для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования по заочной форме обучения, обучающихся по техническим и экономическим специальностям.
В результате изучения курса «Русский язык и культура речи» студент должен знать:
соответствующие единицы языка – фонетические, лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические;
соответствующие языковые нормы устной и письменной речи;
выразительные средства литературного языка;
уметь:
владеть навыками связной устной речи;
применять знания к речевой деятельности, совершенствуя культуру речи,
повышая грамотность.
В содержание рабочей программы входят разделы:
«Фонетика»;
«Лексика и фразеология»;
« Словообразование»;
« Морфология»;
«Синтаксис»;
«Нормы русского правописания»;
«Стили речи».
В процессе обучения на основе данной программы обучающиеся должны осознать различие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах литературного языка, знать и употреблять выразительные средства современного русского литературного языка.
Наряду с теоретическими занятиями предусмотрены практические занятия, цель которых состоит в том, чтобы помочь учащимся повысить речевую культуру и улучшить грамотность. Задания, предлагаемые в практических работах, направлены на то, чтобы добиться от студентов полного понимания теоретических данных курса дисциплины и умения использовать эти данные как в устной, так и в письменной речи.
Задания к практическим работам по дисциплине аналогичны заданиям, представленным в методических указаниях.
Зачетная контрольная работа, которая выполняется обучающимися на заключительном уроке, предусматривает дифференцированную оценку качества знаний учащихся по данной дисциплине.
Введение.
Язык и речь. Основные единицы языка. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы норм. Словари русского языка. Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).
Должен знать:
различия между языком и речью;
функции языка;
признаки литературного языка и типы речевой нормы;
основные компоненты культурной речи.
Должен уметь:
создавать тексты в устной и письменной форме;
различать элементы нормированной и ненормированной речи.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
Дайте определения понятиям «язык» и «речь».
Назовите сферы употребления языка и речи.
Охарактеризуйте две формы речи (устную и письменную).
Перечислите функции языка и речи.
Назовите основные единицы языка и соответствующие им разделы науки о языке.
Что такое литературный язык?
Что такое норма? Какие существуют типы норм?
Зачем нужно соблюдать языковые нормы?
Что такое общение? Какие необходимы условия, чтобы общение состоялось? Приведите примеры.
Дайте определение понятию «культура речи».
Чем отличается речь правильная и речь хорошая?
Раздел I. ФОНЕТИКА.

Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение.
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.
Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов.
Фонетические средства речевой выразительности.
Должен знать:
особенности русского ударения и произношения;
орфоэпические нормы.
Должен уметь:
владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности;
пользоваться орфоэпическими словарями.
Самостоятельная работа: выполнение заданий и упражнений.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
Что изучает фонетика?
Что такое фонема и какова ее роль в языке? Чем отличается фонема от звука речи?
Что такое орфоэпия?
Каковы особенности русского ударения?
Каковы особенности русской орфоэпии
Какая речь считается благозвучной?
Какую роль играет интонация в речи?
Что делает речь неблагозвучной?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Поставьте в словах ударение:
Статуя, паралич, аристократия, алфавит, каталог, процент, намерение, фарфор, свекла, компас, шофер, мышление, обеспечение, маркетинг, звонит, ветеринария, завидно, умно, усугубить.Поставьте ударение:
А) кратких формах прилагательных;
Б) в глаголах прошедшего времени
А) весел – весела – весело – веселы;
молод – молода – молодо – молоды;
дорог – дорога – дорого – дороги;
горек – горька – горько – горько;
прав – права – право – правы;
Б) дал – дала – дало – дали;
взял – взяла – взяло – взяли;
занял – заняла - заняло – заняли;
начал – начала – начало – начали;
понял – поняла – поняло – поняли.
Образуйте формы женского и среднего рода следующих слов и поставьте в них ударение:
Начал, занял, послал, брал, отнял, отбыл.
Произнесите следующие слова, обращая внимание на то, как вы произносите согласны перед звуком [э], твердо или мягко:
Бартер, бизнесмен, бутерброд, гангстер, компьютер, лазер, лотерея, темп, тезис, тенденция, энергия, шатен, брюнет, агрессия, бандероль, депо, дефис, музей, сейф, термин, террор, фанера.Раздел II. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ.
Слово, его лексическое значение
Лексические и фразеологические единицы русского языка. Лексико-фразеологические нормы.
Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Употребление профессиональной лексики и научных терминов.
Лексические ошибки и их исправление: плеоназм, тавтология, лексическая избыточность, лексическая недостаточность. Афоризмы.
Должен знать:
Лексические и фразеологические единицы языка.
Должен уметь:
владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова;
находить и исправлять в тексте ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов;
уметь определять функционально-стилевую принадлежность слова;
определять слова, относящиеся к авторским новообразованиям.
Самостоятельная работа: выполнение заданий и упражнений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
Что изучает лексикология?
Назовите отличительные признаки слова.
Что такое «многозначность слова»?
Какие значения может иметь слово?
Что такое лексическая сочетаемость слов?
Дайте толкование определениям «плеоназм» и «тавтология».
Что такое лексическая недостаточность? Как ее избежать в речи?
Что такое словарный состав языка? Какие существуют пласты лексики? Приведите примеры каждого из них.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Назовите лексическое и грамматическое значения следующих слов:
Весна, яркая, подошел, красиво, из-под, так что.
Назовите сферы употребления следующих слов:
банально – тривиально
актриса – актерка
бросать – брякать – шваркатьвкусный – смачный
вложения – инвестиции
вмешиваться – встревать
вместе – гуртом
вовлечься – втянуться
воин – вояка.
Определите значения слова «добрый» в следующих словосочетаниях:
Добрый человек, доброе сердце, добрые мысли, доброе слово, добрый совет, добрые пожелания, добрые люди, добрый молодец, добрая душа.Составьте по одному предложению с каждым словосочетанием.
В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов:
а) Спортсмены потерпели победу в соревнованиях.
Б) Наступило глубокое лето.
В) Этот писатель заслужил известность.
Г) В таких обстоятельствах удача нам не грозит.
В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой недостаточностью:
А) Язык Пушкина отличается от Гоголя.
Б) Условия в городе не такие, как в деревне.
В) На стене висела картина маслом.
Г) Каждый классный руководитель должен обеспечить явку своих родителей.
В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью:
А) Перед своей смертью он написал завещание.
Б) Продолжительность занятий длится в течение часа.
В) Ваши требования основаны на необоснованных предположениях.
Г) Он принял решительное решение.
Составьте словосочетания, подбирая к каждому из следующих синонимов подходящие по смыслу слова в скобках:
А) низкий, приземистый, карликовый (человек, дом, дерево);
Б) каштановые, коричневые, карие (глаза, волосы, туфли);
В) состоялось, произошло ( совещание, наводнение);
Г) бедный, убогий, скудный (обед, человек, жилище);
Д) изобразить, запечатлеть, описать (внешность, образ, пейзаж).
Выпишите антонимы из приводимых ниже слов:
День, мир, смелый, истинный, холодный, правдивый, находить, ненавидеть, говорить, мириться, глупый, острый, веселье, черный, терять, темный, спать, ложный, трусливый, война, ночь, любить, ссориться, работать, горячий, играть, лживый, светлый, белый, грусть, тупой, умный, молчать, бодрствовать.Дайте дефиниции каждого из паронимов, приведенных в следующих паронимических рядах, и составьте словосочетания, используя слова, данные в скобках:
Благодарный – благодарственный (надпись, ученики, зрители, письмо, грамота, читатели);
Буквальный – буквенный (перевод, восприятие, обозначение, смысл);
Взрывной – взрывчатый (вещество, механизм, устройство, характер, смесь);
Вкусный – вкусовой (пища, ужин, свойства, запах, ощущения);
Демократический – демократичный (человек, государство, взгляды, печать, стиль, поведение, воспитание).
Объясните значение следующих фразеологизмов. (В случае затруднения обращайтесь к словарю).
Без году неделя; беречь как зеницу ока; бросать камешки в чей-нибудь огород; ловить рыбу в мутной воде; вот где собака зарыта; выеденного яйца не стоит; выносить сор из избы; держать камень за пазухой; купить кота в мешке пыль в глаза пускать.
Практическая работа:
лексические изобразительные средства языка;
происхождение, строение и назначение фразеологизмов;
лексические ошибки и их исправление;
словотворчество поэтов и прозаиков;
стилистический анализ текста.
Раздел III. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
Способы словообразования.
Стилистические возможности словообразования.
Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.
Должен знать:
способы словообразования.
Должен уметь:
пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике;
использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях.
Самостоятельная работа: выполнение заданий и упражнений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТОРОЛЯ.
Что изучают такие науки о языке, как морфемика и словообразование?
Что такое морфемы и аффиксы? В чем их различие и какова их функция?
Почему окончание не является значимой частью слова и не входит в его основу?
Назовите все способы словообразования в русском языке, охарактеризуйте каждый из них и приведите свои примеры на каждый способ.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
Подберите по три слова, которые состоят:
А) из одного корня;
Б) из корня и окончания;
В) из приставки, корня и окончания;
Г) из приставки, корня, суффикса и окончания.
2. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор следующих слов:
Любопытный, медвежонок, беспросветный, безжалостный, самоучитель, перераспределение, благотворительность, потеряешься, шестигранный.
Определите способ словообразования в следующих словах:
Подснежник, бродяжничать, синь, переспросить, мостовая, огнетушитель.
В следующих предложениях найдите слова, в которых есть ошибки в словообразовании или в употреблении. Исправьте эти предложения.
а) Нас всех поразила его бесстрашность.
б) Бессомненно, это очень важно для меня.
в) Вдалеке показался какой-то невзрачныйдомушко.
г) Мой дедушка говорил, что мед очень пользителен для здоровья.
д) Мимо нас пронеслась какая-то легковушка.
Раздел IV. МОРФОЛОГИЯ.
Самостоятельные и служебные части речи.
Нормативное употребление форм слова.
Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова.
Должен знать:
Самостоятельные и служебные части речи.
Должен уметь:
употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста;
выявлять грамматические ошибки в чужом и своем тексте.
Самостоятельная работа: выполнение заданий и упражнений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
Что изучают грамматика и морфология? Как они связаны между собой?
Дайте определение следующим понятиям: «грамматическое значение слова», «словоформа».
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
Определите род следующих существительных:
Рояль, какао, госпиталь, лебедь, мозоль, шампунь, дитя, тезка, картофель, задира, непоседа, забияка, кенгуру, Баку, СМИ, жалюзи, Сочи, пенальти, алиби.Образуйте множественное число следующих существительных:
Фамилия, объединение, обещание, кольцо, сверло, колесико, платье, чудо, сосед, дворянин, болгарин, цыган. Фарфор, крем, рожь, молоко, молодость. Доктор, директор, тополь, отпуск.
В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении форм имен существительных и исправьте их:
а) Я вымыла голову хорошейшампунью.
б) Окна были завешены тонкой тюлью.в) Она высказала мне свои недовольства.
г) В моей авторучке было красное чернило.
д) Редактора исправили текст.
4. Следующие прилагательные в краткой форме измените по родам и числам и поставьте
ударение в каждой форме:
Добр, прав, свеж, чист, резок, пуст, глуп, прям, прост.
От следующих прилагательных образуйте, где возможно, краткую форму.
Великий, отличный, мужественный, смелый, бесчисленный, прекрасный, каменный, легкомысленный, горячий, дивой, веселый, ответственный, нелепый, торжественный.Найдите ошибки в употреблении форм числительных и исправьте их:
А) Мы пригласили в гости обоих подруг.
Б) Трое девочек играли в мячик.
В) Под окнами стояли четверо машин.
Г) Мне нужны двое ножниц.
Д) В институте учатся около двести человек.
В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении глагольных форм и исправьте их:
А) Спортсмены на поле мечут ядро.
Б) Героем двигают высокие чувства.
В) Весь его пыл скоро иссякнул.
Г) Кто-то махает мне рукой.
Д) Я одел шапку и выбежал из дома.
Практическая работа:
Морфологический разбор частей речи;
Стилистический анализ грамматический форм в тексте;
Выявление ошибок на употребление форм слова в своих письменных работах и работах других авторов
Использование заданных форм слова в предложении и тексте, использование грамматических синонимов.
Раздел V. СИНТАКСИС.
Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение.
Простое, сложное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное предложение. Актуальное членение предложений.
Выразительные возможности русского синтаксиса (инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и др. формы).
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Должен знать:
синтаксический строй предложений.
Должен уметь:
различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты;
создавать собственные тексты учебно-научного, официально-делового стилей.
Самостоятельная работа: выполнение заданий и упражнений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
Назовите выразительные средства русского синтаксиса. Приведите свои примеры.
Назовите примеры нарушения синтаксических норм и способы их исправления.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
1. Найдите ошибки при согласовании подлежащего м сказуемого, запишите правильный вариант:
А) Дед с бабушкой уехал в свой родной город.
Б) На столе лежало четыре книги.
В) Большинство людей не знали, что делать в этой ситуации.
Г) Тысяча книг поступили на выставку
2. Найдите в предложениях ошибки, связанные с порядком слов. Запишите правильный
вариант:
а) Мальчик съел котлету вместе со своей овчаркой.
Б) Сегодня ко мне в новой куртке пришел мой друг.
В) Сегодня очень жарко днем.
Г) Меня фильм этот заинтересовал очень.
Раздел VI. НОРМЫ РУССКОГО ПРАВОПИСАНИЯ.
Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения.
Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование.
Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.
Должен знать:
правила правописания;
понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания.
Должен уметь:
пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания.
Самостоятельная работа: выполнение заданий и упражнений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
Что такое орфограмма? Назовите основные типы и виды орфограмм, приведите свои примеры.
Назовите основные принципы русской орфографии. Приведите примеры.
Может ли орфографическая ошибка повлиять на изменение лексического значения?
Что такое пунктуация и что такое знаки препинания?
Для чего нужна пунктуация? Влияет ли пунктуация на смысл высказывания?
Каковы основные принципы русской пунктуации? Приведите свои примеры.
Назовите функции всех знаков препинания. Приведите примеры.
Раздел VII. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ.
Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение, характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования). Описание научное, художественное, деловое.
Функциональные стили литературного языка: разговорного, научного, официально-делового, публицистического, художественного: сфера их использования.
Жанры деловой и учебно-научной речи.
Должен знать:
функциональные стили литературного языка;
иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка.
Должен уметь:
различать тексты по их принадлежности к стилям;
анализировать речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;
продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.
Самостоятельная работа: выполнение заданий и упражнений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
Что такое текст? Каковы его признаки?
Назовите основные типы текстов. Приведите примеры.
Что такое стиль? Назовите функциональные стили литературного языка и дайте их развернутую характеристику. Приведите примеры.