Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «ЛИТЕРАТУРА»


КОГПОБУ «Нолинский техникум механизации сельского хозяйства»
Методические указания
к выполнению внеаудиторной
самостоятельной работы студентов
по дисциплине «литература»
Нолинск, 2015
ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой) комиссией общеобразовательных дисциплин
Протокол № 1 от
«29» августа 2015 г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии _______________________ Ю.М. Новоселова
Зав. УЧ:
___________________
Ю.А.Клабукова « ____ » _________ 2015 г.
Разработал: Суслова И.Е., преподаватель общеобразовательных дисциплин.
Рецензенты: Ентальцева С. Н., руководитель информационно-методического центра.
Данная работа предназначена для студентов первого курса технического профиля.
Она содержит указания для выполнения самостоятельных работ по русскому языку.

Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………….. 3
Анализ лирического (поэтического) произведения. ……….......................... 4
Анализ эпического произведения (рассказа, повести).…………............. 6
План характеристики героя литературного произведения………………. 8
Анализ эпизода литературного произведения……………………………. 9
Методические рекомендация по подготовке и написанию сочинения на литературную тему ………………………………………………………..... 9
Методические рекомендации по написанию эссе ………………………… 10
Методические рекомендации по написанию реферата ………………….. 11
Приложения…………………………………………………………………..
1. Список стихотворений для самостоятельного анализа
2. Список прозаических произведений для самостоятельного анализа
3. Перечень примерных тем сочинений
4. Примерные темы рефератов по литературе 16
Литература…………………………………………………………………….. 20
Пояснительная записка.
Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса в рамках федерального государственного образовательного стандарта.
Самостоятельная работа студентов по литературе является ключевой в формировании как лингвистических, литературоведческих, коммуникативных, так и общих компетенций студентов. Это - личностные компетенции (общая культура, терпимость, способность к критике и самокритике, умение работать в коллективе, самостоятельность), общенаучные (эрудированность, умение работать с информацией), базовые компьютерные компетенции. Важную роль в процессе организации самостоятельной работы студентов играет установка на развитие творческих способностей. Творческие способности позволяют нестандартно подходить к решению задач различного характера, проявлять индивидуальный стиль самостоятельной деятельности. Это помогает заинтересовать учащихся. Развитие творческих способностей в процессе самостоятельной работы может происходить на уроках литературы и во внеурочное время.
Во внеурочное время должна осуществляться большая часть самостоятельной работы. Она требует от обучающихся собственной инициативы, заставляет анализировать и осуществлять самостоятельно решения, использовать информационные технологии, общаться с преподавателями и однокурсниками. При этом, безусловно, не последнюю роль играют настойчивость, увлеченность и другие качества, которые развиваются вместе с самостоятельностью. Для развития творческих способностей в процессе самостоятельной работы во внеурочное время могут быть применены следующие приемы:
1. Домашние сочинения (по литературным произведениям).
2. Рефераты и доклады.
3. Подбор иллюстраций, выполнение презентаций по различным темам.
4. Выполнение домашних работ творческого характера. Задания творческого характера могут даваться обучающимся индивидуально или же всей группе. Это работы по составлению викторин и тестов по теме, составление плана и т.д.
Анализ лирического (поэтического) произведения.
Анализ лирического произведения – это один из вариантов сочинения. Как правило, темы такого рода выглядят примерно так: «Стихотворение А.А. Блока «Незнакомка»: восприятие, истолкование, оценка». В самой формулировке заложено то, что необходимо вам сделать для раскрытия идейно-тематического содержания и художественных особенностей лирического произведения:
1) рассказать о своём восприятии произведения;
2) истолковать, то есть приблизиться к авторскому замыслу, разгадать
идею, заложенную в произведении;
3) выразить своё эмоциональное отношение к произведению, рассказать о том, что затронуло, удивило вас, обратило ваше внимание.
Схема анализа лирического произведения.
1. История создания произведения:
• факты из биографии автора, связанные с созданием поэтического произведения
• место произведения в творчестве автора.
• кому посвящено стихотворение (прототипы и адресаты произведения)?
2. Жанр стихотворения. Признаки жанра (жанров).
3. Название произведения (если есть) и его смысл.
4. Образ лирического героя. Его близость автору.
5. Идейно-тематическое содержание:
• ведущая тема;
• идея (основная мысль) произведения
• развитие мысли автора (лирического героя)
• эмоциональная окраска (направленность) произведения и спосо-
бы её передачи
6. Художественные особенности:
• художественные приёмы и их значение;
• ключевые слова и образы, связанные с идеей произведения;
• приёмы звукописи;
• наличие/отсутствие деления на строфы;
• особенности ритмики стихотворения: стихотворный размер,
рифмы, рифмовки и их связь с идейным замыслом автора.
7. Ваше читательское восприятие произведения.
Анализ эпического произведения (рассказа, повести).
1. История создания произведения:
• факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения.
• связь произведения с исторической эпохой его создания;
• место произведения в творчестве автора.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
3. Название произведения и его смысл.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
7. Система образов произведения:
• персонажи произведения (главные, второстепенные; положи-тельные, отрицательные;
• особенности имён и фамилий персонажей;
• поступки персонажей и их мотивация;
• предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;
• связь персонажа с общественным окружением;
• отношение к герою произведения других персонажей;
• самохарактеристика персонажей;
• авторское отношение к персонажам и способы его выражения.
8. Композиция произведения:
• деление текста произведения на части, смысл такого деления;
• наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл;
• наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их
смысл;
• наличие эпиграфов и их смысл;
• наличие лирических отступлений и их смысл.
9. Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?
10. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
11. Особенности языка произведения.

План характеристики героя литературного произведения.
1. Определение места героя среди других персонажей.
2. Степень участия и его роль в конфликте (эпизоде).
3. Наличие прототипов и автобиографических черт.
4. Анализ имени.
5. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
6. Речевая характеристика.
7. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство
самовыражения героя.
8. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
9. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
10. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее
ярко.
11. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
12. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.
13. Оценка литературного персонажа его современниками.
14. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.
15. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
С помощью представленного плана вы сможете наиболее глубоко и точно рассказать о литературном герое любого произведения. При анализе
необязательно использовать все пункты плана, так как план предназначен для
любого героя, но не для отдельно взятого. Используйте только те пункты, которые вам действительно помогут.

Анализ эпизода литературного произведения.
Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые приводятся
ниже.
1. Определить границы эпизода, дать ему название.
2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко
пояснить:
• кто они?
• каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, несценические)?
4. Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
5. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
• автора;
• персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
6. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
7. Охарактеризовать героев - участников эпизода:
• их отношение к событию;
• к вопросу (проблеме);
• друг к другу;
• кратко проанализировать речь участников диалога;
• сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, по-
зам героев;
• выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
• определить расстановку сил, группировку или перегруппировку
героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
8. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его
завязки, кульминации, развязки.
9. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
10. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
11. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и
идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме
(развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
12. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
13. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с
другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).
Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и
аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому
любой анализ литературного произведения должен включать использование
цитат в необходимой и достаточной мере.
Обратите внимание! Работая над анализом эпизода, составляйте план
рассуждений. Проблемный план предпочтительней, так как позволяет сразу
сформулировать проблемные вопросы, развернутые и доказательные ответы, которые составят основную часть вашей работы.
Методические рекомендация по подготовке и написанию сочинения на литературную тему

Все виды работы, связанные с сочинением, способствуют в той или
иной форме развитию письменной и устной речи. Сухомлинский считал,
что, когда ученик пишет сочинение, он выражает словом движение души,
выявляет свой интеллектуальный мир, шлифует свои убеждения, определяет
свою жизненную позицию. Сочинение воспитывает волю ученика, трудолюбие развивает чувство ответственности.
Этапы работы над сочинением:
• Внимательно прочитайте тему, четко установите её границы и объём.
(Сравнить: «Мой любимый герой» и «Герой, который заставил меня
задуматься»).. • Выбрать тему соответствующую складу личности. (Иногда тему могут предложить сформулировать самостоятельно)
• Осознать главную мысль своего сочинения и отобрать нужный матери-
ал.
• Сгруппировать материал (что взять для вступления, что для основной части, заключения) и т.д.
• Особое значение имеет редактирование. Выполняется в несколько этапов:
• Сначала проверяется содержание, его логика, соответствие теме; убедительность доказательств. (Надо внести дополнения, убрать лишнее, переставить, если необходимо абзацы.)
• Далее проверить стиль. (Нет ли смешения разговорного, например, с возвышенным).
• Затем проверить ошибки в слове словосочетании, предложении.
Требования к сочинению:
1. соответствие содержания теме сочинения.
2. содержательность, завершённость, полнота охвата темы.
3. доказанность высказанной мысли, аргументация положений.
4. логичность и последовательность изложения.
5. самостоятельность в подходе к теме.
6. единство стиля.
7. точность, доступность, образность языка.
8. рациональное сочетание материалов художественного произведения, литературной критики с собственными рассуждениями учащихся.
9. отсутствие фактических ошибок и неточностей.
10. грамотность сочинения.
Методические рекомендации по написанию эссе

Эссе – это жанр прозы, который формирует потребность выражать собственное мнение. Эссе - самостоятельная творческая письменная работа, представляющая собой развёрнутое и аргументированное изложение Вашей точки зрения по предложенной теме.
По форме эссе обычно представляет собой рассуждение – размышление (реже рассуждение – объяснение), поэтому в нём используются вопросо-ответная форма изложения, вопросительные предложения, ряды однородных членов, вводные слова, параллельный способ связи предложений в тексте.
Отличительные особенности стиля эссе: образность, афористичность, парадоксальность. Для эссе характерно использование разнообразных средств художественной выразительности: метафор, аллегорических образов, символов, сравнений.
Особенности эссе:
- наличие конкретной темы или вопроса; внутреннее смысловое единство; личностный характер восприятия проблемы и её осмысления; небольшой объём; свободная композиция; непринуждённость повествования; афористичность, эмоциональность речи.
Алгоритм написания эссе
1. Внимательно прочтите тему
2. Определите тезис, идею, главную мысль, которую собираетесь доказывать
3. Подберите аргументы, подтверждающие ваш тезис:
А) логические доказательства, доводы;
Б) примеры, ситуации, случаи, факты из собственной жизни или из
литературы;
В) мнения авторитетных людей, цитаты
4. Распределите подобранные аргументы
5. Придумайте вступление (введение) к рассуждению (опираясь на тему и основную идею текста, возможно, включив высказывания великих людей, крылатые выражения, пословицы или поговорки, отражающие данную проблему. Можно начать эссе с риторического вопроса или восклицания, соответствующих теме.). 6. Изложите свою точку зрения
7. Сформулируйте общий вывод.
Высказывайте своё мнение, рассуждайте, анализируйте, не подменяйте оценку пересказом теоретических источников.
Методические рекомендации по написанию реферата

Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.
Содержание реферата
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
титульный лист;
содержание;
введение;
основная часть;
заключение;
список использованных источников;
приложения (при необходимости).
Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице.
Рекомендуемый объем структурных элементов реферата
Наименование частей реферата Количество страниц
Титульный лист 1
Содержание (с указанием страниц) 1
Введение 2
Основная часть 15-20
Заключение 1-2
Список использованных источников 1-2
Приложения Без ограничений
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении дается общая характеристика реферата: обосновывается актуальность выбранной темы; определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения; описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования, а также кратко характеризуется структура реферата по главам.
Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.
Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.
Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.
Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.
Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.
В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Оформление реферата
При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:
на одной стороне листа белой бумаги формата А-4
размер шрифта-12; Times New Roman, цвет - черный
междустрочный интервал - одинарный
поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого- 1 см, верхнего-2см, нижнего-2см.
отформатировано по ширине листа
на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы.
в конце работы необходимо указать источники использованной литературы
нумерация страниц текста -
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.
Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Критерии оценки реферата
Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком.
В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Реферат оценивается по системе:
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Студент, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.
Приложение А.
Список стихотворений для анализа /по выбору обучающегося/:
А.С.Пушкин, Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Из Пиндемонти», «Поэту», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Сожженное письмо», «Я Вас любил», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Безумных лет угасшее веселье», «Зима. Что делать мне в деревне?», «Все в жертву памяти твоей...», «Желание славы», «Друзья мои, прекрасен наш союз!», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Осень», «Бесы», «Когда по улицам задумчив я брожу…».
М.Ю.Лермонтов, «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»), «Родина», «Пророк», «Она не гордой красотой», «К портрету», «Силуэт», «Мой Демон», «Я не унижусь пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Памяти А. И. Одоевского», «Желание».
Ф.И.Тютчев, «С поляны коршун поднялся…», «Полдень», «Silentium», «Видение», «Тени сизые смесились…», «Не то, что мните вы, природа…», «29-е января 1837», «Я лютеран люблю богослуженье», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Я очи знал, – о, эти очи», «Природа – сфинкс. И тем она верней…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…» и дрА.А. Фет, : «Облаком волнистым…», «Осень», «Прости – и все забудь», «Шепот, робкое дыханье…», «Какое счастье – ночь, и мы одни...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и дрИ.А.Бунин, Стихотворения*: «Вечер», «Не устану повторять вас, звезды!…», «Мы встретились случайно на углу», «Я к ней пришел в полночный час…», «Ковыль», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…».
А.А. Блок, Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Коршун», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…», «О, я хочу безумно жить…», цикл «Кармен» «Скифы».
В.В.Маяковский, «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Прозаседавшиеся», поэма «Во весь голос», «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Лиличка!», «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Про это». Пьесы «Клоп», «Баня».
С.А.Есенин, «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…» М.И.Цветаева, «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», « Генералам 12 года», «Плач матери по новобранцу…».
А.А.Ахматова, : «Смятение», «Молюсь оконному лучу..», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был», «Клятва», «Мужество», «Победителям», «Муза», «Поэма без героя».Б.Л.Пастернак, «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь». Поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт».
Н.М.Рубцов, : «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений).
Авторы «серебряного века», Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин,Авторы 20 века – поэты-шестидесятники Б.Ахмадуллина, Е.Винокуров, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Б.Окуджава и др. ; представители авторской песни: Ю Визбор, В.Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич, Б.Гребенщиков и др.

Приложение Б.
Список прозаических произведений для самостоятельного анализа
М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки: «Медведь на воеводстве», «Вяленая вобла» и др. по выбору.
А.П.Чехов «Студент», «Крыжовник», «Ионыч», «Человек в футляре», «О любви» /по выбору/
И.А.Бунин рассказ из сборника «Темные аллеи» /рассказ по выбору/
А.П. Платонов /рассказ по выбору/
В.М.Шукшин /рассказ по выбору/
Произведения о Великой Отечественной войне/ по выбору 1 произведение
«деревенская и городская проза» / по выбору 1 произведение
Зарубежная литература /по выбору 1 произведение
Современная литература/ по выбору 1 произведение
Приложение В.
Перечень примерных тем сочинений
1. Что такое талант и что он дает в жизни? (анализ жизни писателей первой половины 19 века и судьба их героев и произведений)
2. Катерина Островского в 21 веке – реальность или фантастика?
3. Проблема отцов и детей сегодня, Нужны ли Базаровы России?
4. Путем зла не доходят до добра (В.Шекспир) /по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»/
5. О чем заставил меня задуматься роман «Война и мир»?
6. Любовь – обыденность или вечное? /по поэзии 20 века/
7. Война в истории моей семьи
8.   «Поэт в России больше, чем поэт» (cочинение по литературе 60-70х годов)9. Тема войны в русской литературе.
10 . Человек и природа (по произведениям русской литературы 20 века)
11. Рецензия на рассказ В.Шукшина (по выбору)
12. Уже шестнадцать или еще шестнадцать?
13. Я хочу рассказать вам о книге…
Приложение Г.
Примерные темы рефератов по литературе
Литература 19 века
Русский романтизм 19 века.
Основные принципы русского реализма 19 века.
Пушкин – создатель русского литературного языка.
Пушкин – поэт, прозаик и драматург.
Сказки Пушкина, их проблематика и идейное содержание.
Особенности лирического героя Лермонтова.
Особенность творческого дарования и поэтического видения Н.Гоголя.
Отличительные черты русской классической литературы.
Защита национально-государственных интересов страны в творчестве Л.Н.Толстого, Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева.
Драматургия А.Н.Островского: актуальность и злободневность проблем его произведений.
Фантастика и сатира сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Проблемы нравственного выбора и ответственности человека (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
Замысел, проблематика, композиция, система образов в романе Л.Толстого «Война и мир»
Театр Чехова.
Литература 20 века
Модернистские течения в литературе и искусстве начала ХХ века.
Герои А.Куприна.
И.Бунин – поэт или прозаик?
Тема исторических судеб России (по творчеству А.Блока, С.Есенина)
Судьба и творчество М.И.Цветаевой.
Сатирические романы и повести И.Ильфа и Е.Петрова.
Трагические противоречия эпохи в творчестве А.Ахматовой.
Поэзия Великой Отечественной войны.
Военная проза.
Значение творчества М.Булгакова в русской литературе.
Творчество А.Твардовского – новатора и классика.
А.Солженицын. Роль в русской литературе.
Фантастическая проза ХХ века. (А.Беляев, бр. Стругацкие…)Лирика Н.Рубцова.
Повести В.Быкова.
Авторская песня.
Деревенская проза.
Городская проза.
Детективный роман к. 20 – нач. 21 века.
Литература
Лебедев Ю.В Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. – М., Просвещение, 2011
Русская литература ХХ века. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч., М.: Просвещение, 2006.
http://russkay-literatura.ru/
http://www.litraxixveka.ruhttp://5litra.ru/