Формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ».


Работа над собственным педагогическим (методическим) исследованием
Я, Харатян Элмира Георгиевна, работаю в МБОУ гимназии №11
г. Пятигорска с 2000 года, педагогический стаж 32 года. Тема по самообразованию, над которой я работаю, - «Формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ».

Русский язык в общеобразовательной подготовке подрастающего поколения имеет стратегическое значение: от уровня владения языком зависят успехи в учёбе не только по данной дисциплине, но и по всем остальным предметам; уровень владения языком в значительной мере определяет социальное лицо человека, его культурные и интеллектуальные показатели, его общественную активность, стремление к самообразованию своего духовного начала.Всем известно, что русский язык – это предмет, который выносится на экзамены на протяжении всего школьного курса. Как же сделать так, чтобы итоговая аттестация была успешной. Конечно, начинать готовить к ЕГЭ и в 11 классе и даже в 9 классе уже поздно.
Анализ результатов выполнения экзаменационной работы показывает устойчивость тенденции в выполнении заданий, проверяющих уровень сформированности предметных компетенций: на прежнем уровне остались результаты выполнения заданий, проверяющих владение тестируемыми языковой компетенцией, что во многом объясняется процессами, происходящими в современном обществе: широко распространенные в речи ошибочные грамматические формы часто воспринимаются носителями языка как верные и наоборот, что приводит к неверным ответам при выполнении экзаменационного теста. Статистика показывает, что остался низким процент выполнения части заданий, проверяющих сформированность лингвистической компетенции. При этом остаются недостаточно усвоенными разделы речеведения, связанные с интерпретацией содержания текста, комментарием проблематики текста, выяснением способов и средств связи предложений. Несформированность понятийного аппарата, недостаточно развитые навыки аналитической работы со словом и текстом, отсутствие достаточной практики анализа языковых явлений сказываются и на качестве выполнения учащимися сочинения.
Исходя из анализа результатов выполнения экзаменационной работы, который показывает достаточно высокий процент выполнения орфографических заданий ввиду использования различных методик, все же можно сделать вывод, что при создании сочинения требуется значительная работа по совершенствованию коммуникативной компетентности учащихся, развитию навыков практической грамотности с точки зрения орфографии, пунктуации, грамматики.
Грамотность – это фундамент высшего образования. Поэтому и требования к уровню грамотности в современном мире очень высокие.
Эту тему для самообразования я выбрала потому, что в современном обществе очень мало людей, которые говорят и пишут грамотно. Почему? Причин наберется десятка полтора. Однако самые главные носят психологический характер. Среди заблуждений, которые существуют на Земле, есть и еще одно по поводу орфографии. Оно заключается в том, что ОРФОГРАФИЯ – трудная наука и что стать грамотным человеком тоже очень трудно. На самом деле это не так. Орфография – одна из простых и доступных каждому человеку дисциплин, а сам процесс овладения грамотным письмом, хоть и не очень короткий, но вполне доступный практически каждому человеку.
Первое основание заключается в том, что законов орфографии не так много.
Второе основание заключается в том, что существует целых три пути стать грамотным человеком:
Первый путь – это путь осмысления и применения правил. Другими словами, это путь изучения орфографии как науки и применение ее на практике.
Второй путь – путь запоминания конкретных слов. Другими словами, это память.
Третий путь – развитие орфографической и пунктуационной интуиции, орфографического и пунктуационного чутья.
Но усвоить и даже осмыслить правила – это еще не значит избавиться от проблем. Задача учителей-словесников – сделать процесс овладения грамотным письмом доступным каждому учащемуся.
Подготовку к ОГЭ и ЕГЭ я начинаю с 5 класса, именно в этот период формируется основная база знаний по русскому языку. На первом этапе проводится диагностика остаточных знаний за курс начальной школы, психологическое тестирование. Здесь нужна еще и практическая подготовка по предмету.
Не секрет, что многие учащиеся, зная правило, не всегда может применить их на практике. С чего начать? Как подступиться к проблеме? Правил орфографии много, необходимо выбрать правильное направление. Четыре морфемы (приставка, корень, суффикс, окончание). Ведь все орфографические правила привязаны к морфеме. Самое главное – выбрать что-то вроде условного рефлекса на каждую орфограмму.
Применение почти 80% орфографических правил предполагает знание состава слова. Способность безошибочно определять состав слова, точнее осознать его лексическое значение и стилистическую окрашенность. Всем этим определяется важность изучения раздела «Морфемика» и формирования морфемной зоркости – умения быстро и безошибочно ориентироваться в морфемном составе слова, а отсюда и в формировании орфографической зоркости.
«Вчитываться» в структуру слова, сосредотачивать внимание на значении морфемы заставляет задание «вставить пропущенную морфему». Такое задание в учебнике встречается редко, но методически целесообразно при изучении ряда правил, например: «Буква з и с на конце приставок», «Гласная в приставках пре- и при-«, «Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных».
Вот пример, как проводится работа на основе заданий этого типа.
Усвоение орфографического правила «Буквы з и с на конце приставок».
Задание. На месте пропусков поставить недостающую приставку.
В качестве дидактического материала учащимся предлагаются сначала отдельные слова, а потом текст.
..срочный ..сонный ...дуть
..застенчивый ..злобный ..пугать
..заботный ..сильный ..дать
Вставляя не букву, а морфему, ученик воспринимает ее как значимый элемент слова.
Здания подобного типа способствуют формированию морфемной зоркости, а значит, и формированию прочных орфографических навыков.
В своей работе я использую также методику, которая называется «Орфография без правил»(автор Тоцкий), способствующую развитию орфографической зоркости. Суть ее сводится к механическому запоминанию правописания, т.е. так называемому орфографическому проговариванию. Для закрепления орфографических навыков эффективна графическая работа – выделение орфограмм. Ученик запоминает условия выбора орфограммы, а потом и правописание этих слов. Следующий этап – научить находить и объяснять орфограммы в тексте, где нет пропущенных букв и знаков препинания. Таким образом идет работа по орфографии «от слова к тексту». Для слабоуспевающих использую простое списывание с самопроверкой и проверкой родителями. Такие упражнения развивают внимание, память, орфографическую зоркость. На следующем этапе провожу словарные диктанты из учебника с последующей самопроверкой, а потом и диктанты-тексты.
Немаловажную роль в подготовке и сдаче экзаменов по русскому языку в новой форме итоговой аттестации играет комплексный анализ текста, который предполагает целостное рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, синаксиса и пунктуации.
Главной целью комплексного анализа текста является обучение правилам, технологиям построения текста на примере классики.
Знания о тексте накапливаются постепенно, начиная с 5 класса, где даются сведения о типах речи (рассуждение, описание, повествование), о видах связи предложений в тексте(параллельная, последовательная), о лексических средствах языка(синонимы, антонимы и др.), учащиеся знакомятся с некоторыми видами, стилями описания (деловой, художественный).
С 5 класса начинаю специально обучать школьников анализу и пониманию речевой формы высказывания и поиску выразительных средств при написании творческих работ.
В 6 классе знания учащихся о лексике пополняются сведениями о словах общеупотребительных, диалектных, профессиональных, о роли в речи фразеологизмов. Шестиклассники учатся составлять сложный план, делать описание природы, убедительно доказывать свои мысли.
К 7 классу учащиеся знакомы уже со всеми стилями литературного языка, их признаками, жанрами, языковыми средствами.
В 8 классе ученики овладевают умением совершенствовать написанное, заменять предложения и словосочетания синонимичными конструкциями, вводить в текст сочетания, уточнения, цитаты.
Таким образом, к 9 классу перед учителем и учащимися стоит задача обобщить и систематизировать сведения, необходимые при анализе текста, ликвидировать пробелы в знании теории и практики, закрепить умение проводить анализ художественного и публицистического текста.
Все это в комплексе способствует эффективной подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, а в конечном счете - развитию грамотности. Это позволяет эффективно готовить учащихся к ЕГЭ и ОГЭ и снимает эмоциональную напряженность при сдаче экзамена.
Необходимость подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА подтолкнула к использованию различных форм тестирования на различных этапах урока. В 5-8 классах я создаю адаптированные тесты с учетом изученного материала, а также тесты для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
Как уже было сказано выше, в формировании языковой компетенции особое значение приобретает организация комплексной работы с текстом, на которой я хотела бы остановиться подробнее.
Цель работы предполагает необходимость решения следующих задач:
1. Обеспечить качество усвоения знаний по предмету.
2. Внедрить на уроках русского языка формы и методы работы с текстом, способствующие формированию языковой компетенции.
3. Разработать способы практической деятельности учащихся, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.
4. Использовать приемы комплексной работы с текстом для занятий с одарёнными учащимися.
5. Отобрать тематический текстовый материал, направленный на развитие нравственных качеств школьников.
Комплексная работа с текстом в структуре современного урока становится необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений и навыков и делает процесс обучения увлекательным.
Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
- комплексный анализ текста;
- работа с текстом при подготовке к написанию сочинения-рассуждения;
- анализ текста при работе над типами речи;
- сопоставительный анализ текстов;
- письмо по памяти;
- лингвистический эксперимент;
- работа с «деформированным» текстом;
- составление текста по опорным словам.
Активизируют творческую активность учащихся и повышают интерес к предмету нетрадиционные формы проведения уроков: урок-дискуссия; урок-практикум; урок-исследование; урок-игра; интегрированные уроки.
Комплексный анализ текста
Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется системный подход к изучению языка. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы и формирует нравственные качества школьников.
Можно выделить основные организационные формы комплексного анализа текста:
коллективная работа класса (под руководством учителя ученики прослеживают развитие мысли в тексте);
один из этапов подготовки к изложению или устному пересказу текста – комплексный анализ его в форме коллективной работы класса;
одна из форм самостоятельной работы учащихся;
одна из форм проверки знаний, умений и навыков учащихся на экзаменах.
В систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии и пунктуации. Ученик, исследуя предложенный текст и пытаясь охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, тренирует зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
Главный результат работы, которую выполняет школьник в процессе анализа текста, - это умения самостоятельно понять замысел текста, объяснить те приемы и средства, которыми автор достигает реализации своего замысла, объяснить влияния грамматических и стилистических средств выразительности для создания художественного образа, сочинить собственные тексты, адекватные заданной речевой ситуации. В процессе комплексного анализа текста проводятся следующие виды языкового разбора: фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный и этимологический, морфологический и синтаксический, стилистический.
Приведу пример с урока русского языка в 6 классе по повторению изученного в конце учебного года.
Предлагается фрагмент текста М.Шолохова. Задания  носят комплексный характер.
Сошёл последний снег на полях. Отгремели пенистые вешние ручьи, отыграли лога и речки. На заре третьего дня ветер утих, и пали над степью густые туманы, засеребрились влагой кусты прошлогоднего ковыля, потонули в непроглядной белёсой дымке курганы, буераки, станицы. Стала над широкой донской степью голубая весна.
1.     Как бы вы назвали текст? Докажите,  что в нём говорится о наступлении весны на Дону. Как вы понимаете значение слова лога, станицы?
2.     Сколько предложений в тексте? С какой целью употребляются сложноподчинённые предложения?
3.     На сколько частей можно разделить текст? Как они связаны между собой?
4.     Выделите глаголы, употреблённые в переносном смысле.
5.     Найдите эпитеты. Раскройте их значение.
Анализ текста при работе над типами речи
Школьники знакомятся с автором и названием произведения, откуда взят отрывок, отмечают, какому событию он посвящён. После выразительного чтения отрывка учителем определяется принадлежность текста к определённому типу речи и приводятся доказательства.
При описании изображаются люди, предметы, животные, природа, различные действия и т.д. Описание статично.
При повествовании обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени. Повествование динамично.
При рассуждении устанавливается взаимосвязь событий и явлений, раскрываются их причины. В схеме рассуждения выделяются три части:
-тезис (то, что надо сказать);
- доказательства (аргументы);
- вывод (общий итог).
Особое внимание необходимо уделять работе над смешанными типами речи, ведь именно они вызывают затруднения у учащихся и часто предлагаются в заданиях ГИА и ЕГЭ.
Сопоставительный анализ текстов
Разновидностью уроков-практикумов становятся уроки сопоставительного анализа художественных текстов схожей тематики. Такая работа помогает школьникам выявить особенности создания образов, выразительные возможности художественных средств, повышает интерес к слову.
Учащимся предлагается провести сопоставительный анализ текстов по следующим направлениям:
- смысловой анализ текстов (определение темы, идеи текста);
- стилистический анализ текста (обоснование принадлежности текста к тому или иному стилю, выделение характерных выразительных средств языка и стилистических приемов);
- типологический анализ текста (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);
- языковой анализ текста (фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический анализ указанных учителем слов, словосочетаний и предложений; анализ трудных случаев грамматики и правописания).
Подобная работа проводится среди учащихся, изучающих русский язык углублённо. Она прививает школьникам навыки исследовательской деятельности, рассчитана на подготовку к сочинениям повышенного уровня и оказывает большую помощь на занятиях с одарёнными детьми при подготовке к различным олимпиадам и конкурсам по русскому языку.
Письмо по памяти
Одним из упражнений, направленных на формирование орфографической зоркости, а также способствующих развитию речи, является письмо по памяти (воспроизведение заранее выученного текста небольшого объёма). Этот вид работы позволяет осуществлять и комплексную работу с текстом, что немаловажно для подготовки к сдаче ГИА в 9 и 11 классах.
Письмо по памяти развивает эстетическое отношение к русскому языку, формирует у учащихся языковую компетенцию, умения применять правила в процессе упражнений для закрепления изученного материала. Подобная работа занимает на уроке немного времени, но приносит хорошие результаты. Ребята всегда с интересом готовятся к её выполнению.
В ходе предварительной работы полезно познакомить учащихся с автором миниатюры, с историей её создания.
Словарная работа
Использование разнообразного материала помогает и в проведении словарной работы на уроках русского языка.
Например, учащимся предлагается записать словосочетания и указать тип подчинительной связи.
Солдатская пилотка, крошечная фотокарточка, желтый налет, материнское сердце, вечная слава, память о погибших, раненая душа, реквием Шопена, звуки страдания, сидела неподвижно, великая скорбь, павшие герои, горестно склонившие, шли молча. После проведения беседы по тексту составляется небольшой рассказ с использованием словосочетаний.
Лингвистический эксперимент
Продуктивным приёмом работы с текстом является лингвистический эксперимент, который может проводиться в ходе анализа языка художественного произведения. Цель учебного эксперимента – обоснование отбора изобразительно-выразительных средств в данном тексте и установление внутренней взаимосвязи между языковыми средствами. Лингвистический эксперимент может проводиться двумя путями - от целого текста к его компонентам или от единиц языка к тексту:
устранение данного языкового явления из текста;
подстановка или замена языкового элемента синонимичным;
распространение текста другими языковыми элементами;
свёртывание текста;
перестановка слов и других языковых единиц.
Работа с «деформированным» текстом
Важную роль в работе над орфографической зоркостью учащихся играет работа с «деформированным» текстом. Так, например, при изучении курса русского языка в 8 классе большие возможности предоставляет работа с отрывком из рассказа Е. Носова «Шопен, соната номер два». На уроке можно не только тренировать орфографические и пунктуационные навыки, знакомить учащихся со средствами выразительности, но и проводить воспитательную работу.
Составление текста по опорным словам
Подобный вид работы не только тренирует орфографические и пунктуационные навыки учащихся, но и повышает интерес к предмету, развивает творческое воображение и кругозор, воспитывает любовь к слову.
Сочинения проводятся главным образом с целью обогащения словаря учащихся, для них опорными словами являются слова, словосочетания, иногда целые фразы, тематически подобранные учителем. Их надо объяснить не только с точки зрения значения, но и орфографии, морфологии, стилистики. Это могут быть и слова из пассивного словаря учащихся, о которых им следует напомнить, а частично и совсем новые слова, которые используются с целью обогащения словаря.
Комплексная работа с текстом - одна из форм работы с одарёнными школьниками. Подготовка учащихся к олимпиадам и творческим конкурсам требует от учителя особого материала, позволяющего проникать вглубь языковых явлений. И грамотно подобранные тексты предоставляют эти возможности.
Систематическая работа с текстами повышенного уровня сложности приносит хорошие результаты: ученики становятся победителями и призёрами олимпиад и конкурсов всероссийского, областного и городского уровней.
Таким образом, использование комплексной работы с текстами на уроках русского языка способствует формированию языковой компетенции учащихся, помогает в подготовке к ЕГЭ и ГИА, развивает кругозор, повышает интерес к предмету. В процессе работы с художественным текстом на уроках русского языка происходит развитие, совершенствование чувства языка, приобщение школьников к национальной культуре.