Методическая разработка по применению упражнений на занятиях по изобразительной деятельности


Упражнения на занятиях по изобразительной деятельности.
Методические рекомендации по проведению упражнений.
Развитие устойчивого интереса к занятиям по изобразительной деятельности у детей возникает только тогда, когда ребенок заинтересован, увлечен, уверен в себе, когда ему понятна технология выполнения работы.
Игровые ситуации на занятиях, систематические упражнения, особенно у детей младшего возраста, вызывают особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности.
Проведение на занятиях упражнений по технике живописи, рисунка, лепки, игровых упражнений способствуют повышению качества знаний, умений и навыков детей.
Упражнения не имеют основного значения. Развиваемые с его помощью навыки и умения или действия должны органично влиться в состав более сложных изобразительных задач.
Цель: формирование у детей конкретных умений и навыков.
Задачи:
Оценить качество усвоения учащимися материала.
Создать условия для развития у детей сложной мыслительной деятельности.
Организовать условия для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего занятия.
Тезаурус:
Упражнение – это выполнение вспомогательного задания по отношению к основному (набросок, эскиз, длительная работа), способствующее более качественному и быстрому выполнению основного задания.
Дидактическая игра – это вид учебных занятий организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового активного обучения, отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системой оценивания.
Викторина – игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знаний.
Сюжетно-ролевая игра – это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.
Дидактические материалы – особый вид учебных пособий, раздаваемых учащимся для самостоятельной работы на занятии или дома, или демонстрируемых педагогом перед всеми детьми, а также сборники заданий и упражнений.
Обучающие и развивающие игры – игровые материалы с описанием сценария игры, методики ее проведения и оценивания результатов.
Виды упражнений:
упражнения с целью освоения нового материала;
упражнения с целью повторения и закрепления знаний и навыков;
творческие упражнения;
технические упражнения.
Формы упражнений:
изобразительные (рисунок, живопись, лепка);
устные (ответы по теоретическим вопросам);
зрительные (копирование действий педагога);
письменные (анализ произведений искусства).
Типы упражнений и их основные разновидности.
Навыки движения руки:
проведение вертикальных линий;
проведение горизонтальных линий;
проведение линий в наклонном, заданном и произвольном направлении, штриховка в заданном направлении;
проведение округлых и изогнутых линий произвольной и заданной формы;
рисование окружностей;
рисование более сложных форм одним движением (ромбы, цветы, листья).
Техника акварельной живописи:
промывка бумаги водой с помощью тампона;
нанесение цвета кистью;
тонирование бумаги цветом (равномерная отмывка);
вливание одного цвета в другой;
работа красками по влажному фону;
работа красками по сухому фону;
упражнения на плавные переходы.
Упражнения в передаче явлений объекта и пространства.
отработка основных этапов организации перспективной формы рисунка простого предмета;
зарисовка простого предмета с целью отработки навыка быстрого определения точки и линии горизонта относительно данного предмета;
зарисовка предметов в сложном пространственном положении (под различными углами, выше и ниже горизонта);
определение основных элементов перспективной формы(линии горизонта, точки схода) по заданному рисунку;
условное изображение предмета с нанесением схемы распределения света и тени.
Упражнения в цвете.
смешение основных цветов в разных пропорциях и получение ряда промежуточных оттенков;
подбор гаммы тёплых цветов;
подбор гаммы холодных цветов;
подбор вариантов тона одного из основных цветов;
организация отношения выступающих и отступающих цветов.
Композиционные упражнения:
составление композиции заданной формы (в круге, квадрате, в прямоугольнике) из ограниченного набора однотипных плоских геометрических фигур, полукругов, кругов, квадратов, прямоугольников, фигур произвольной формы, вырезанных из цветной бумаги;то же упражнение из фигур одного или нескольких цветов(цветовая композиция, цветовой ритм) как разновидность упражнений в цвете;
составление композиции натюрморта, аналогично основному заданию, из плоских фигур предметов быта, вырезанных из цветной бумаги;
составление тематической композиции из заданного числа схематических силуэтов (дом, человек, животное, дерево);
составление композиции к заданию декоративного характера из вырезанных цветов, листьев;
составление схемы цветового решения тематического рисунка.
Игровые упражнения:
Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего урока следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы.
Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры-занятия лучше проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов.
Примеры дидактических игр и упражнений.
Выполнение изображений  из готовых фигур геометрической и произвольной формы
Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение.
1. Составить изображения отдельных предметов из геометрических фигур.
Используя изображенные на доске геометрические фигуры, учащиеся в альбомах рисуют предметы, составленные из них.
2. Составить композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?».
Из готовых силуэтов составьте натюрморт. Игра может проводиться в виде соревнования двух (трех) команд. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения.
Темы, при изучении которых может быть использована данная игра:
выполнение натюрморта «Мир моей бабушки»;
выполнение декоративной композиции «Наш сад».
Составить из геометрических фигур изображения животных.
Задание носит творческий характер («Фантастическое животное, птица, рыба»).
4. Составить из готовых геометрических фигур орнамент.
 Упражнение на закрепление знаний об особенностях  орнамента.
5. Выполнить аппликацию, состоящую из деталей разного цвета, но одинаковой формы. Дать название работе.
Развивает умение компоновать. Способствует развитию чувства формообразования в плоском изображении. В дальнейшем это упражнение может быть использовано для выполнения заданий в технике разрезной мозаики.
выполнение мозаичного панно.
Игры и упражнения по цветоведению.
1. Составить пары (контрастные цвета, сближенные цвета).
Учащиеся работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов. По просьбе педагога ученики поднимают составленные пары. Это упражнение помогает усвоению основных понятий.
2. Назовите основные, дополнительные, производные цвета.
Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально, командами.
3. Холодные и теплые цвета.
Учащиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй — для оперения Жар-птицы. Упражнение на определение цвета и его выразительного аспекта.
4. Игра-соревнование «Кто больше?».
На полосках бумаги учащиеся делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше накрасок различной светлоты. Игра на закрепление понятий о разбеливании цвета.
Данные игры и упражнения способствуют развитию осмысленного восприятия цвета, различительных, аналитико-синтетических способностей и культуры восприятия ребенка; имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер.
Отгадывание кроссвордов (составление).
При их составлении у учащихся развиваются навыки работы со словарями, различного рода справочной литературой. Процесс создания и разгадывания кроссвордов способствуют овладению содержанием основных понятий.
При начертании геометрической формы кроссворда у учащихся развивается пространственное образное мышление.
Викторина.
Знания учащихся по теории искусства можно проверить с помощью викторины «В мастерской художника», используя специально подобранный материал (репродукции, открытки, художественные материалы).
Игры
«Репортеры газетной рубрики “Шедевры искусства». Заранее сообщается тема занятия. Например, «Человек в искусстве. Жанр портрета».
Ученики самостоятельно ведут подбор материалов к нему в виде репродукций, фотографий, стихов, сами пишут заметки (мини-сочинение). Всё это крепится на стенд. Такая игра носит продуктивный характер, воспитывает потребность самостоятельно искать материалы, читать литературу по искусству, развивает навыки поисковой деятельности.
VI. Сюжетно-ролевые игры
1. Игра «Следствие ведут знатоки».
По описанию примет «пропавшей из музея картины (скульптуры)» знатоки искусства ищут среди репродукций на доске нужную картину. Описание делает «хранитель музея». Дополнительные сведения могут сообщать «свидетели» - учащиеся.
2. Игра «Лучший экскурсовод».
Выбранные на соискание почетного звания учащиеся рассказывают о сюжете, мотиве произведения, композиции и ее элементах, средствах выразительности. Игра такого рода способствует развитию зрительной памяти, речи, логического мышления, способности эмоционального и образного выражения, умения сделать анализ художественного произведения. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений, выводов является обязательным условием проведения таких игр-занятий.
3. Игра «Поможем подобрать краски художнику».
Материал: небольшие прямоугольники разных цветов и оттенков (5-6 цветов) несколько штук.
Ход игры: на середине стола «краски» (разноцветные прямоугольники). Рассказ о художнике-пейзажисте, который решил нарисовать картину о лете. «Задумал художник нарисовать лето. Он решил изобразить луг с пёстрыми цветами, за ним густой лес и быструю речку. А над ними высокое ясное небо».
Предложить детям подумать, какие краски понадобятся художнику для картины, и подобрать их для него. Дети подбирают «краски» и рассказывают, что какой краской изобразит художник.
Рассказ о другом художнике, который задумал изобразить осеннюю рощу с клёнами, берёзами, рябинами, тонкими осинками. А рядом с лесом - опустевшее поле, с которого уже убрали урожай.
Дети подбирают «краски» для осеннего пейзажа и говорят, что художник поле нарисует коричневой краской, а листву на деревьях – жёлтой, оранжевой, красной.
В одном из описаний картины следует упомянуть о небе при закате или восходе солнца.
Аналогично можно описать зимнее утро, картину цветущей весенней природы.
4.Игра «Художественный салон».
Дети рассматривают, выставленные в «художественном салоне» репродукции, желающие - «покупают» понравившиеся. Тот, кто приобрёл наибольшее количество картин, имеет право оформить выставку.
Основное правило: картина «продаётся» в том случае, если ребёнок назвал художника или жанр, для чего он хочет приобрести картину (в подарок, для украшения дома) и т. д.
Вопросы для продавца: сюжет картины, какое настроение, почему понравилась и другие.
«Купивший» большее количество картин, оформляет выставку и получает роль продавца картин.
5. Игра «Выставка картин»
Двое обучающихся оформляют выставку картин, отличных по содержанию и жанру. Остальные дети придумывают рассказ от имени экскурсовода по следующему плану:
Почему эти произведения размещены так? (общая тема или один жанр)
Какое произведение понравилось и почему?
Что особенно живописно показал художник? Каким образом? (цветом, построением, передачей настроения)
«Лучшим оформителем» становится тот, кто удачнее расположил картины, подобрал их по теме, жанру, цветовому сочетанию. «Лучшим экскурсоводом» - составивший наиболее интересный и последовательный рассказ по картине и верно ответивший на вопросы детей, а задавший самый интересный вопрос получает звание «Лучший зритель».
Разработка других типов упражнений составляет задачу творческого участия педагога.
На занятиях по изобразительному искусству упражнения решают одну или несколько задач.
развивают внимание, глазомер;
тренируют наблюдательность;
развивают творческие способности и практические навыки;
воздействуют на эмоции и чувства;
раскрывают личностные возможности ребенка.
Большинство игр переводят ребенка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, в позицию творца.
Адресат разработки: педагоги по изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству.