Презентация к педагогическому совету Вовлечение школьников в социально-активную деятельность


Вовлечение школьников в социально-активную деятельность на примере 9 класса
Сложная, стремительно меняющаяся социальная среда требует от общеобразовательного учреждения создания условий для обучения, воспитания и развития человека разностороннего, владеющего многообразными‘ умениями и навыками, обладающего управленческими качествами, позволяющими самоорганизовываться в этой среде, быть полноценным членом общества; гражданином своей страны. Современное образование меняется, постепенно происходит переориентация с сугубо обучающих (дидактических) технологий на более глубокое внимание к воспитательной работе без организации которой невозможно эффективное развитие личности школьника. Социальный заказ общества, семьи и самого ребенка, предъявляемый к общеобразовательному учреждению все настойчивее требует изменений, которые позволят выпускнику приобрести знания, умения, навыки, социальные компетентности, помогут стать конкурентоспособным и успешным в жизни человеком, гражданином своей страны, принимающим активное участие в общественно-политической жизни строящегося гражданского общества.Одними дидактическими технологиями подобные социальные запросы, семьи и личности не удовлетворить, для формирования целостного образовательного пространства необходимо привлечение ресурсов внеурочной деятельности. Если школа не готова организовать эффективное образовательное пространство, а ребенок не умеет самоорганизовываться; противостоять негативным окружающим воздействиям, то бесцельное времяпровождение «на улице» может привести его к асоциальному поведению. Худшее, что дает улица, — это «беспорядочность впечатлений, невозможность получить навыки основательно что-либо сделать. Но она привлекает быстрым удовлетворением детских инстинктов любопытства и детской подражательности».С.Т. Шацкий Достаточно вспомнить период 1980 - 1990 годов. С разрушением системы пионерской организации и отказом школы от воспитательной работы возник вакуум, который очень быстро заполнила уличная субкультура, негативное влияние СМИ и неформальные детские объединения, что привело к резкому росту детской преступности, бродяжничеству и беспризорности. Важность проблемы создания условий и, возможностей каждому школьнику для реализации своих разносторонних способностей в режиме массовой школы очевидна, так как «если дети приучатся к созидающей деятельности, если работа будет захватывать их интересы, их творческие инстинкты, то они сами и создадут для себя прочный оплот против «улицы», против того, что ожесточает, создавая из них грозную опасность для культуры». Возникает необходимость вовлечения все большего числа учащихся, педагогов и родителей в совместную жизнедеятельность. Одну из возможностей создания образовательного пространства, которое способно отвлечь школьников от асоциальных воздействий, мы видим в массовом их вовлечении во внеурочную социально значимую деятельность. И.М. Реморенко в докладе «Образование и развитие инновационной экономики», который был заслушан на коллегии Министерства образования и науки, Российской Федерации 2 сентября 2008 года, одними из основных направлений внедрения современной модели развития образования до 2012 года выделил: социализацию, массовое повышение квалификации управленцев и учителей, «восстановление в правах внеклассной и внешкольной воспитательной работы», в частности, возобновление деятельности детских и молодежных общественных объединений, более пристальное внимание к вопросам организации школьного и ученического самоуправления, практикоориентированной системы дополнительного образования. Рассмотрение возможных форм массового вовлечения школьников во внеурочную социально значимую деятельность позволяет выделить наиболее используемые в практике общеобразовательных школ организационные формы внеурочной деятельности школьников, такие как ученическое самоуправление, детская общественная, организация, клубы, кружки, секции дополнительного образования и массовые внеурочные мероприятия годового круга школьных дел, с помощью которых каждый ребенок в процессе социально значимой деятельности может овладеть набором компетентностей, знаний, умений, навыков в области социализации, самоуправления, самореализации, наиболее полно развить свои способности и таланты. Массовые внеурочные мероприятияВнеклассная работа — это организованный педагогом вид деятельности школьников во внеучебное время. Внеклассная деятельность способствует раскрытию индивидуальных способностей, творческого личностного потенциала ребенка, его умений и навыков, которые не всегда можно рассмотреть на уроке. Проведение внеклассной работы в первую очередь направлено на удовлетворение интересов самих школьников, развитие способностей в различных сферах общения и деятельности, раскрытие творческого потенциала. Доминирующая роль в проведении внеклассных мероприятий принадлежит классному руководителю, который и является организатором воспитательной деятельности. Классный руководитель, действуя сообща с другими педагогическими работниками, организовывает слаженную деятельность коллектива, направленную на достижение определенной воспитательной цели. Особенностью внеклассной работы является добровольное участие в ней учеников, которые сами выбирают профиль занятий, согласно своим интересам. Содержание воспитательного воздействия должно отвечать потребностям общества, отражать научные, культурные и спортивные достижения. Также педагог должен учитывать интересы воспитанников.В педагогической практике существуют такие формы внеклассной работы, как классные тематические часы, обсуждения книг и фильмов, экскурсии, этические беседы, читательские конференции, тематические диспуты, школьные вечера и утренники, соревнования турниры, выставки, конкурсы и др.)Внеклассная работа направлена на углубление и закрепление знаний учащихся с последующим применением их на практике. Она расширяет кругозор и формирует мировоззрение школьников. Не менее важным в воспитательной работе является развитие навыков самообразования, организация культурного досуга и отдыха, развитие творческих способностей школьников.Внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей желания участвовать в различных видах деятельности, формирует активную жизненную позицию. Ученическое самоуправлениеУченическое самоуправление может играть важную роль в решении сложной задачи массового вовлечения школьников во внеурочную социально значимую деятельность, но; по-мнению М.М. Поташника, одна из причин, по которой в большинстве российских школ нет самоуправления; заключается в том, что «в школах идея самоуправления не доводится до своего естественного логического завершения — до обучения, и воспитания всех детей навыкам самообразования, тс есть до управления собственной жизнью». Большинство систем ученического самоуправления сориентированы только на старшеклассников, не включают в свои компоненты ученическое самоуправление на более ранних ступенях. Детские общественные организацииВ свою очередь, детские общественные организации в большинстве случаев» вовлекают в социально значимую деятельность школьников младшего и среднего школьного возраста и, как правило, имеют определенную направленность на формирование детского коллектива, раскрытие различных способностей воспитанников (экологические, лидерские, туристические, краеведческие, творческие и пр.). Чаще всего детские организации способны охватить небольшое количество школьников, заинтересованных этой деятельностью. К тому же наличие детской организации в школе все еще остается большой редкостью, несмотря на то что развитие детского движения является одним из приоритетных направлений современного образования. Дополнительное образованиеОдной из самых популярных форм внеурочной деятельности у школьников всех ступеней является дополнительное образование. Разнообразие, количество и пропускная способность клубов, кружков, секций, напрямую зависят от ресурсов общеобразовательного учреждения, в большинство из них ориентировано» только на одаренных детей; развивающих свои способности и таланты, что делает их недоступными для большинства менее одаренных сверстников. Анализ социально-активной деятельности 9 класса МБОУ ООШ №4 Массовые внеурочные мероприятия{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Ф.И.О. обучающегося1 сентябряТурслетДень учителяДень пожилого человекаАрхипова М.+++Аушева И.+++Баландин Я.Воронков А.Гаврилова А.++++Жаравин П.+++Ивицкая С.++Колесникова М.+++Лукин Н.++++Михайлис Д.Поляков М.+++Ситникова П.+++Толтаев Н.++++Федосеева Е.+++ Ученическое самоуправлениеНе участвует не один обучающийся в связи с отсутствием ученического самоуправления Детские общественные организацииНе участвует не один обучающийся в связи с отсутствием детской школьной общественной организации Дополнительное образование{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Ф.И.О. обучающегосяКружки, секции, творческие мастерские и др.Архипова М.Аушева И.Баландин Я.ДЮЦ секция рукопашного бояВоронков А.Гаврилова А.Школа вожатых ЦДТ «Пламя»Жаравин П.Школа иностранных языковИвицкая С.Колесникова М.Лукин Н.ДЮЦ секция рукопашного бояМихайлис Д.Поляков М.Ситникова П.Толтаев Н.ДЮЦ секция рукопашного бояФедосеева Е.Школа вожатых ЦДТ «Пламя» Выводы:Противоречие между необходимостью занятости всех школьников во внеурочное время социально значимой деятельностью и незначительным количеством школьников вовлеченных в такую деятельностью на практике.Обучающиеся, которые задействованы в большей степени в мероприятиях и ведут соцально-активную деятельность более социализированы, успешны в учебе, толерантны.Обучающиеся, которые не задействованы в соцально-активную деятельность, менее успешны (низкая успеваемость, дивиантное поведение, не коммуникабельны, не могут определится с профессиональным выбором, не умеют ставить жизненных целей.)Работу по массовому вовлечению школьников во внеурочную социально значимую деятельность необходимо активно проводить в начальной школе и отслеживать преемственность при переходе обучающихся в среднее звено.