Cтатья по использованию интерактивного обучения на занятиях биологии

ГБПОУ МО «МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №3»
НОГИНСКИЙ ФИЛИАЛ












«Использование игровых интерактивных технологий на обобщающих уроках биологии»


Преподаватель биологии
Тягунова Е.Б.



















Введение

Становление форм организации обучения происходило вместе с развитием человеческого общества. Одной из современных форм обучения является интерактивное обучение.
Интерактивное обучение – это такая форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности обучающихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
Различные формы интерактивного обучения могут быть успешно реализованы, с одной стороны, с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроке или во внеурочное время. С другой стороны, они могут быть применены для повышения мотивации обучающихся в процессе освоения информационно-коммуникационных технологий на уроках.
Показать, как можно использовать эту форму обучения на обобщающих уроках биологии – цель данной работы.
Урок – игра «Своя игра»

Этот урок основывается на сюжете телевизионной игры «Своя игра».
Такой урок – игра может быть использован в разных параллелях и при изучении крупных тем программы по биологии или в конце года. К ним можно отнести итоговые уроки.
Тип данного урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.
Форма данного типа урока: игра
Структура урока строится на сочетании этапов:
Введение в учебную деятельность,
постановки цели,
оперирования знаниями и способами деятельности,
подведения итогов и формулирования выводов, рефлексия,
определения и разъяснения домашнего задания.
Цель - более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.
Задачи:
образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: обобщить материал как систему знаний.
воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.
развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности:, закономерности:, анализировать:, сопоставлять:, сравнивать: и т.д.
Преподаватель – ведущий игры готовит задачи творческого характера, позволяющие по-новому взглянуть на ранее изученный материал.
Урок повторения и обобщения знаний в форме игры позволяет применять групповую форму учебной работы. Разные группы обучающихся могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала. При такой организации учебной работы обучающиеся убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности. На этих уроках восстанавливаются знания, предупреждается забывание. Их развивающая функция проявляется через способы анализа, систематизации материала. Воспитательные задачи решаются не только через методы, содержание учебного материала, но и через организацию коллективной деятельности обучающихся.
Учебная игра дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и обучающиеся, и сам преподаватель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, спланированы способы оценки результатов.
Типов игр много. Наиболее часто встречаемыми в педагогической практике являются игры:
деловые;
организационно-деятельностные;
инновационные игры.
«Своя игра» относится к инновационным играм, так как участники попадают в конкретную игровую ситуацию, каждый со своей точкой зрения. Они могут приходить из различных специализированных предметных областей, могут иметь любые представления, несовпадающие социальные установки. А функцию координации действий всех участников осуществляют организатор – преподаватель или специально выделенная группа.
Методика организации урока «Своя игра»

1 этап – создание игрового поля.
Игровое поле (оно присутствует во время всей игры) должно содержать название тем или общих понятий, которые будут закрепляться, и обобщаться на уроке. По аналогии с телевизионной игрой их должно быть не менее пяти.
Для каждой темы или общего понятия формируются разноуровневые вопросы – от простого к сложному (А, В, С). При этом можно прибегнуть к помощи обучающихся, объявив конкурс на лучший вопрос. Количество вопросов к каждой теме должно быть отобрано одинаковое (желательно не меньше пяти, что соответствует пятибалльной системе оценок).
В зависимости от того сколько приготовлено вопросов, пять или десять, составляется оценочное поле. Каждому вопросу, в зависимости от сложности присваивается оценочный бал – «цена» и ячейка с этой «ценой» располагается напротив названия соответствующей темы.
2 этап – создание электронной презентации
Презентация создаётся с помощью программы Microsoft Power Point.
На первом слайде располагается игровое поле, которое было спланировано выше.
На последующих слайдах размещаются поочерёдно по одному вопросу. Если на игровом поле 30 ячеек, соответственно должно быть тридцать слайдов с тридцатью вопросами. Причём вопросы могут быть оформлены не только печатным текстом, но и рисунками, схемами, видеосюжетами.
С помощью функции «Гиперссылки» каждая ячейка игрового поля связывается со слайдом соответствующего вопроса, чтобы при нажатии на эту ячейку открывался определённый вопрос. В последующем, после нажатия, эта ячейка выделяется другим цветом, что указывает, на то, что этот вопрос уже рассматривали.
3 этап – реализация проекта
Реализация проекта происходит на уроке обобщения и закрепления знаний по теме как подготовка к итоговой работе.
Презентация выводится с помощью проектора на большой экран или на интерактивную доску.
Ход игры может быть организован разными вариантами:
Вариант №1. Группа делится на команды, и каждый вопрос обсуждается всей командой, а отвечает один человек (алгоритм игры «брейн – ринг»). Подсчёт очков ведётся открыто - на доске. Команда, которой предоставляется первой выбрать вопрос, определяется по жребию. Если ответ даётся верный, команда имеет право выбрать новый вопрос на своё усмотрение. Участникам команды, набравшей наибольшее число очков, ставится за урок «отлично».


Вариант №2. Группа не делится на группы и каждому обучающемуся предоставляется возможность быть игроком. При этом он должен подряд ответить без ошибок на столько вопросов, чтобы набрать соответствующие балы для получения положительной оценки: 500 балов – «5»; 400 балов – «4»; 300 балов – «3». Если отвечающий ошибается на каком-то вопросе, не набрав желаемой суммы, он не получает оценки, а ход переходит тому, кто первый поднимет руку, чтобы ответить на этот вопрос. В этом варианте каждый отвечает сам за себя, демонстрируя глубину и объём знаний. В случае проигрыша – участник игры ничего не теряет, а наоборот видит свои слабые места, над чем надо поработать, что надо подучить.
В ходе игры преподаватель комментирует полноту и правильность ответов, а в конце игры анализирует ее результаты и дает рекомендации всей группе для подготовки к проверочной работе дома.
Заключение
Опыт показывает, что за счет активного использования в учебном процессе интерактивных и проектных методов обучения и информационно-коммуникационных технологий возможно достижение образовательных результатов, необходимых для жизни в информационном обществе, а именно:
повышение познавательной активности на основе умения получать информацию из различных источников;
становление активной позиции в учебной деятельности, вплоть до создания собственных образовательных информационных ресурсов;
развитие навыков общения и взаимодействия как в малой группе, так и в целой учебной;
принятие нравственных норм и правил совместной деятельности, межкультурного взаимодействия, т.е. воспитание толерантности.

Библиография
Кларин М.В. Технологии обучения: идея и реальность. Рига, 1999.
Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн.для учителя. - М.: Просвещение, 1988.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: 1996.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.Питер, 2000.
Педагогика/Под ред.П.И. Пидкасистого. - М.,1996.
Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Мн.: Университетское, 2000.
Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. - М.:Просвещение,1993.
Захарова Л.Н. и др. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: Учеб. пособие. Н.Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 1993.














13PAGE 15


13PAGE 14215




15