Конспект урока по теме Картина подневольного труда и мысли о величии народа в стихотворении Н.А. Некрасова Железная дорога


6 класс
Тема: Картина подневольного труда и мысль о величии народа в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога».
Цель урока: проанализировать стихотворение «Железная дорога» через работу с кластером. Создать условия для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать текст, вычленить авторское отношение к простому мужику, доказать, что народ – истинный строитель Железной дороги.
Ход урока:
Организационный момент.
Сегодня, мы продолжаем разговор о творчестве Н.А. Некрасове. Дома вы перечитали стихотворение «Железная дорога».
- О чем данное произведение? (О строительстве в 1852 году железной дороги, соединившей Москву и Петербург).
Давайте вспомним эпиграф. По словам генерала, дорогу строил Петр Андреевич Клейнмихель, главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий. Он курировал строительство Николаевской железной дороги. Именно он руководил строительством дороги. Согласен ли с такой точкой зрения автор? Кто же все-таки истинный строитель дороги? (Народ)
Цель нашего урока – доказать, что народ – истинный строитель железной дороги. Мы попробуем увидеть главного героя глазами автора, а поможет нам в этом анализ текста и заполнение кластера. (Учитель показывает на доске заготовку кластера). (Это систематизация всего, что касается народа, описание его жизни, характера. Вы можете вставить в кластер изобразительные средства, сами строки из произведения.) Самое главное -понять, какой народ и как видит его автор.
Итак, Стихотворение начинается с красивого пейзажа лунной ночи.
Славная осень! Здоровый ядреный
Воздух усталые силы бодрит!
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит.
В этих звучных строках побеждена усталость, крепнут силы. Природа прекрасна.
- Какие изобразительные средства вы можете назвать?
- Автор любуется своей Родиной:
Нет безобразия в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни –
Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Поэт отмечает, что нет безобразия в природе, но следующие строки стихотворения указывают на безобразие в человеческих отношениях. На фоне благодатной природы человеческие страдания кажутся более чудовищными.
И вот появляется образ царя Голода, который заставил «массы народные» наниматься строить железную дорогу. Дорога строилась 10 лет. Многие «гроб обрели здесь себе»; это сейчас красивые насыпи, столбики, рельсы, мосты, но дороженька построена на «русских костях».
- Чтобы усилить художественный эффект, автор прибегает к мистике (фантастике).
И вот автор останавливает ход своих мыслей, и появляется в стихотворении междометие «Чу». Вспомните, где мы с ним недавно встречались и что оно обозначает? (Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Оно обозначает – «Слушай!»)
И начинается страшное. Кто появляется на дороге?
(Мертвецы встают из могил).
- Почему они появились именно сейчас? (Лунная ночь – время, самое подходящее для контакта живых с призраками, которые должны исчезнуть перед рассветом).
- Чего они хотят? Зачем бегут за паровозом? О чем рассказывают? Давайте зачитаем отрывок.
(Они поют о том, как им при жизни было холодно и голодно, как они болели, как их обманывали десятники, то есть старшие над группой рабочих).
- Обратите внимание на слова: «Эту привычку к труду благородную нам бы не худо с тобой перенять». Как вы их понимаете?
- Когда исчезают мертвецы? Что их напугало?
В эту минуту свисток оглушительный
Взвизгнул – исчезла толпа мертвецов
(Здесь паровозный свисток сыграл традиционную роль петушьего крика, разгоняющего призраков и предвещающего зарю).
Как Ваня воспринял появление призраков?
(Сон – «Вот они – нашей дороги строители!...»)
Обратите внимание, как генерал относится к народу, который строил дорогу?
Вот ваш народ – эти термы и бани,
Чудо искусство – он все растаскал!
(Генерал презирает грубый и черный народ)
Итак, строительство дороги закончено, мертвые в земле, больные в землянках, рабочие собрались у конторы. Большие деньги получили рабочие?
(Еще и должны остались!)
Таким образом, кто является истинным строителем дороги? (Простой мужик, народ)
Работа с кластером (на доске Твидла):
- Итак, в центре у нас народ. Наша задача – собрать воедино характеристику образа народа, которую нам представил Некрасов в своем произведении.
Обманутый
«Привычка к труду благородная»
Бедный
Народ
Кластер
Бесправный

«Это все братья твои – мужики!

Как народ относится к труду?
Как поступает с рабочими купчина?
Как рассказчик относится к мужикам?
Могут они кому-нибудь пожаловаться?)
Подведем итоги. Что хотел сказать стихотворением «Железная дорога» Н.А. Некрасов своим современникам? (Автор призывает увидеть очевидное, не закрывать глаза на бедствия народные, призывает признать в мужиках таких же людей: «Это все братья твои – мужики!») Кстати, многие дворяне писали потом Некрасову о том, что благодаря его стихам, они открыли для себя то, что раньше не замечали. Я предлагаю посмотреть минутный фильм о реакции царской власти на стихотворение «Железная дорога».
Фильм (2 минуты).
- В чем заключалась претензия властей к редактору журнала «Современник»? (Пишет неправду)
- Испугается поэт? (Конечно, нет)
На следующем уроке мы продолжим говорить о жизни народа 19 века, обратимся к сказу Лескова «Левша». Дома прочитайте произведение. Спасибо за урок!
Использованный ресурсы:
Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.П. Полухиной/авт.-сост. С.Б. Щадрина. – Волгоград: Учитель, 2008.
https://yandex.ru/video