Конспект логопедического занятия на тему:Слоговой анализ и синтез

слоговой анализ и синтез (овощи) (обобщающее занятие по профилактике дисграфии в группе учащихся 1 классов)
Цель: учить делить слова на слоги, составлять слова из слогов.
Задачи:
– добиваться понимания учащимися слогообразующей роли гласных;
– совершенствовать навык деления слов на слоги и составления слов из слогов;
– способствовать расширению словарного запаса учащихся;
– развивать умения образовывать относительные прилагательные, изменять прилагательные по родам, графомоторные навыки;
– совершенствовать зрительное внимание, логическое мышление;
– воспитывать желание осваивать новые способы деятельности.
Оборудование: интерактивная доска; наложенные изображения овощей; карточки с образцом изображения для копирования; иллюстрация по теме «Овощи»; мяч.
Ход занятия
1. Организация детей к началу занятия, введение в тему.
На партах у каждого учащегося наложенные изображения овощей.
– Сядет тот, кто узнает и назовёт один из предметов на картинке.
Дети по очереди называют овощи и садятся.
– Назовите одним словом все эти предметы. (Овощи.)
– Тема нашего занятия – «Овощи». Мы также потренируемся в делении слов на слоги.
2. Разминка. Развитие графомоторных навыков, зрительного внимания.
В тетрадях у детей – образец изображения корзины.
– Чтобы собрать урожай овощей, нам понадобится корзина. Скопируйте изображение корзины по клеточкам.
Логопед каждому выдаёт иллюстрацию с огородом и спрятанными в нём овощами.
– Давайте соберём урожай. Найдите и назовите все овощи.
Называют спрятанные овощи.
3. Закрепление умения делить слова на слоги (с использованием интерактивной доски).
На доске 3 корзины и изображения овощей.
– Ребята, нам надо распределить овощи по 3 корзинам. За основу распределения возьмем количество слогов в словах, называющих те или иные овощи: в одну корзину положите овощи, в словах-названиях которых обнаружите 3 слога, в другую – два слога, а в третью – три слога. Что нам поможет справиться с заданием? (Знание правила.) Какое правило деления слов на слоги мы знаем? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)
Дети по очереди выходят к доске, называют слово по слогам и перемещают картинку в нужную корзину.
Капуста, картофель, огурцы, морковь, свёкла, кабачки, баклажаны, помидоры, кукуруза, перец.
4. Разрешение проблемной ситуации (с использованием интерактивной доски).
– Слоги, из которых состоят названия овощей, перепутались в нашей корзине. Получились вот такие странные овощи:
Бак ми чок, по ла жан, ка ба дор.
– Вы угадали, части каких трех слов перепутались? Назовите эти слова. (Баклажан, помидор, кабачок.)
Учащиеся восстанавливают по слогам слова, записывают в тетрадь, проговаривая их орфографически по слогам.
– Запомните, как пишутся эти словарные слова.
Физкультминутка
Образование прилагательных.
– Назовите, какое блюдо получится из разных овощей.
Логопед бросает мяч и называет овощ, дети отвечают, какое блюдо получится из:

· свёклы (свекольное);

· огурца (огуречное);

· картофеля (картофельное);

· кабачка (кабачковое);

· моркови (морковное);

· капусты (капустное);

· тыквы (тыквенное);

· лука (луковое);

· кукурузы (кукурузное).
Каждое прилагательное дети проговаривают и отхлопывают по слогам.
Логопед называет различные блюда, дети отвечают, какое это блюдо.
Салат из свёклы – свекольный салат, запеканка из свёклы – свекольная запеканка и т. д.
5. Упражнение на развитие слогового анализа и синтеза (с использованием интерактивной доски).
На доске слова с лишним слогом (каждое слово написано определённым цветом):
тыкпова, ревардис, регопа, готорох, чесвитнок, песупрец.
– Найдите лишний слог в названии овощей и запишите его в тетрадь.
Дети выходят к доске, убирают из слова лишний слог. Записывают лишний слог в тетрадь.
6. Работа с предложением (с использованием интерактивной доски).
– Давайте составим слова, соединив слоги одинакового цвета в нужном порядке. Из этих слов получится предложение.
Дети составляют предложение: Повар готовит суп.
Уточняются правила написания предложения (предложение пишется с большой буквы, в конце ставится точка).
Записывают предложение в тетрадь, делят слова для переноса.
– Как называется суп, сваренный с капустой? (Щи.)
– Со свёклой? (Борщ.)
– С солёными огурцами? (Рассольник.)
– Какие из этих слов нельзя разделить на слоги? (Борщ, щи.)
– Почему нельзя? (В слове один гласный – значит один слог.)
Записывают слова в тетрадь, делят на слоги.
7. Итог занятия.
– Ребята, наш суп готов. Вы молодцы!
– Какие новые слова вы сегодня узнали на занятии?
Оценка деятельности детей.


Рисунок 28115