Урок русского языка на тему Понятие об односоставных предложениях.


Урок русского языка в 8 классе
Тема урока: «Понятие об односоставных предложениях»
1. Тип урока: комбинированный.
2. Цель урока: организовать работу по изучению и первичному закреплению материала.
3. Задачи урока:
Образовательные: знать понятия односоставные предложения, определённо-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные предложения; значение и структурные особенности односоставных предложений; способы выражения сказуемого в предложениях разных типов;
уметь различать односоставные и двусоставные предложения; определять их типы и способы выражения подлежащего и сказуемого.
Развивающие: развивать умение учащихся осуществлять причинно-следственные связи при анализе предложений; обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме; развивать речевые, мыслительные и коммуникативные навыки.
Воспитательные: воспитывать ответственность в коллективном труде, заинтересованность каждого учащегося в конечном результате, воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование и материалы:
Доска.
Презентация к уроку «Понятие об односоставных предложениях» (слайды .
Компьютер.
Проектор.
Интерактивная доска
Раздаточный материал (презентация «Понятие об односоставных предложениях», слайды , задания для практической работы, тематические тесты).
Средства обучения:
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.
Русский язык. Практика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под редакцией Ю.С.Пичугова. М.: Дрофа, 2008.
Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 8 класс / Под редакцией Ю.С. Пичугова. М.: Дрофа, 2008.
Ход урока
I этап учебного занятия: приветствие
Цель Задачи Длительность
Настроить учащихся на восприятие нового учебного материала Подготовить учащихся к работе в классе.
Дать положительные эмоции. 1 минута
Деятельность учителя Деятельность учеников
Учитель: (слайд 1) Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний урок я хочу начать словами замечательного русского писателя 19 века И.А. Гончарова:«Источник знания неистощим: какие успехи ни приобретай человечество на этом пути, все людям будет оставаться искать, открывать и познавать».
-Какова, на ваш взгляд, основная мысль этого высказывания?
Учитель: Какие слова писателя могут стать ключевыми в работе на этом уроке?
Приветствуют учителя. Слушают учителя.
Ученики: И.А. Гончаров хотел сказать о том, что человечество уже обогатило себя многими знаниями, но эти знания могут стать еще шире, если люди не будут останавливаться на достигнутом.
Ученики: Искать, открывать, познавать!
II этап учебного занятия: определение темы и постановка цели урока
Цель Задачи Длительность
Определение темы урока.
Цель урока учащиеся сформулируют сами. Сориентировать и настроить учащихся на работу в течение всего урока 1 минута
Деятельность учителя Деятельность учеников
Учитель: Тема нашего урока «Понятие об односоставных предложениях». Сформулируйте основную цель урока.
Ученики: Узнаем, что такое односоставные предложения, какие они бывают.
III этап учебного занятия: актуализация знаний учащихся
Цель Задачи Длительность
Подготовить учащихся к восприятию нового материала. Вспомнить и обобщить изученный ранее материал.
Фронтальный опрос. 5 минут
Деятельность учителя Деятельность учеников
Учитель: Вспомните, что такое грамматическая основа предложения?
Учитель: Что обозначает подлежащее?
Учитель: Какими частями речи выражается подлежащее?
Учитель: Что обозначает сказуемое? Какие типы сказуемых вы знаете?
Ученики: Это главные члены предложения - подлежащее и сказуемое.
Ученики: Подлежащее обозначает предмет речи и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? (Приводят примеры).
Ученики: Подлежащее выражается:
-существительным в им. п.
-местоимением в им. п.
-другими частями речи в значении существительного:
а) прилагательным;
б) причастием;
в) числительным;
г) наречием;
д) междометием;
-инфинитивом;
-цельным словосочетанием;
-фразеологизмом. ( Приводят примеры).
Ученик: Сказуемое обозначает то, что говорится о предмете речи и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ? КАКОВ ОН? ЧТО ОН ТАКОЕ? Сказуемые бывают трех типов: простые глагольные, составные глагольные и составные именные. (Приводят примеры)
IV этап учебного занятия: введение нового материала (поисково-исследовательская работа в группах)
Цель Задачи Длительность
Расширить представление учащихся о простом предложении. Организовать исследовательскую работу в группах На основе исследовательско-аналитической работы приступить к изучению нового материала 10 минут
Деятельность учителя Деятельность учеников
Учитель: Задание группам 1, 2, 3,4,5: в предложениях, написанных на доске, подчеркнуть грамматические основы, определить, чем выражены главные члены предложения (тексты заданий для каждой группы напечатаны на листочках). Ученики работают в группах в своих тетрадях (подчеркивают грамматические основы предложений, выделяют окончания глаголов-сказуемых, определяют способ их выражения). Затем представитель каждой группы выходит к доске и отмечает в предложениях результаты работы группы.
1группа: Весенний воздух чист и прозрачен. Люблю (гл.1л., ед. ч.,наст.вр., изъяв. накл.) дымок спаленной жнивы. Не разоряйте ( мн.ч., повелит. накл.) муравейники.
2 группа: По утрам дорожки парка посыпали ( мн.ч., прош.вр., изъяв.накл.) песком. Клюкву собирают (3-е л., мн. ч., наст. вр., изъяв.накл.) поздней осенью.
3 группа: Век живи (2-е л., ед.ч., повелит. накл.) - век учись ( 2-е л., ед.ч., повелит.накл.) . Цыплят по осени считают (3-л.,мн.ч., наст.вр.,изъяв.накл.).
4 группа: Светает ( безличный гл.). От степи пахнет (личный гл. в безличной форме) терпкой горечью. Тихо и пустынно (состояние природы) в лесу. Вокруг нет (неизменяемое слово) ни души. Быть (инфинитив) дождю.
5 группа: Поздняя осень (им.п.). Вот старый деревянный дом (им.п.).
Сегодня закат красивый.
Учитель: Сравните грамматические основы первого и последнего и всех остальных предложений. Чем они отличаются? Ученики: Грамматическая основа первого и последнего предложений имеет в своем составе оба главных члена- подлежащее и сказуемое. В других предложениях есть только один главный член - подлежащее или сказуемое.
Учитель: Как называются предложения, грамматическая основа которых состоит их подлежащего и сказуемого? Этот термин вам знаком с 5-го класса.
Учащиеся: Такие предложения называются двусоставными.
Учитель: Тогда как будут называться предложения с одним главным членом? Догадались? Ученики: Предложения с одним главным членом называются односоставными.
Учитель: Правильно! Посмотрите на схему, в которой отражено деление простых предложений по строению их грамматической основы. Учащиеся рассматривают схему (слайд №2)
V этап учебного занятия: углубление знаний учащихся по теме урока
Цель Задачи Длительность
Освоить основные признаки (смысловые и структурные) односоставных предложений на практическом материале
Знать типы односоставных предложений 10 минут
Деятельность учителя Деятельность учеников
Учитель: А теперь мы познакомимся с типами односоставных предложений. Обратимся вновь к предложениям, с которыми вы работали. На какие две группы можно поделить все односоставные предложения? Ученики: Среди данных предложений можно выделить те, в которых главный член-сказуемое, и предложения с главным членом подлежащим.
Учитель: Чем выражены сказуемые в первой группе предложений?
Учитель: Какие подлежащие-местоимения можно мысленно подставить к данным сказуемым? Почему это не вызывает у вас особых затруднений?
Учитель: Какое нужное слово вы подобрали! Именно с определенностью! Ведь предложения первой группы так и называются - определенно-личные, потому что деятель ясен: это говорящий или его собеседник. Ученики: сказуемые выражены глаголами в форме 1 и 2-го лица, единственного и множественного числа, изъявительного и повелительного наклонения.
Ученики: Местоимения я, мы, ты, вы. Об этом со всей определенностью говорят глагольные окончания.
Учитель: Чем выражены сказуемые во второй группе предложений?
Какие подлежащие-местоимения можно мысленно подставить к данным сказуемым?
Учитель: Можно ли с той же определенностью, что и в первом случае, сказать, кто является деятелем?
Учитель: Верно, и называются такие предложения - неопределенно-личные. Ученики: Сказуемое выражено глаголом в форме мн. числа прошедшего времени и в форме 3-го лица настоящего времени. Можно подставить местоимение они.
Ученики: Нет, ведь под словом они могут «скрываться» самые разные деятели.
Учитель: Что объединяет предложения 3-ей группы с точки зрения их смысла?
Учитель: Молодцы! Еще одно удачное слово подобрали - вообще. Предложения этого типа так и называются-обобщенно-личные. Ученики: Это пословицы - мудрые выражения, которые относятся ко всем людям вообще.

Учитель: Способы выражения сказуемого в четвертой группе предложений, как мы видим, довольно разнообразны: безличный глагол, личный глагол в безличном значении, слова состояния, неизменяемое слово нет, инфинитив. Что же общего у этих предложений?
Учитель: Такие предложения называются безличными. Ученики: Действия и состояния в этих предложениях не создаются деятелем, он не мыслится.
Учитель: Предложения, грамматическая основа которых состоит только из подлежащего, называются назывными. В них утверждается наличие предмета или явления. Я очень рада, что вы не ошиблись в определении грамматической основы последнего предложения. Очень важно уметь отличать прилагательное в роли согласованного определения и в роли составного именного сказуемого!
Учитель: Рассмотрите внимательно схему, которая проиллюстрирует и систематизирует нашу работу.
Ученики рассматривают схему «Типы односоставных предложений».
(слайд №3)
VI этап учебного занятия: первичное обобщение и закрепление изученного
Цель Задачи Длительность
Познакомить учащихся с последовательностью работы по определению типа односоставного предложения Создание алгоритма определения типа односоставного предложения 3 минуты
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Учитель: Давайте, восстановим ход нашего исследования.
Последовательность наших рассуждений и будет алгоритмом к определению типов односоставных предложений. Ученики:
1. Находим грамматическую основу предложения.
2. Определяем, двусоставное предложение или односоставное.
3. Смотрим, чем выражен главный член предложения.
4. Можно ли вставить в предложение подлежащее.
5. Определяем, чем выражен главный член предложения.
(слайд №4)
VII этап учебного занятия: проверка усвоения нового материала
Цель Задачи Длительность
Контроль правильности понимания структуры и семантики односоставного предложения Проверка усвоения учебного материала 7 минут
Деятельность учителя Деятельность учеников
Организует индивидуальную практическую работу учащихся и взаимопроверку выполненной работы.
Учитель: проверьте правильность выполнения заданий по ключу ( на доске). Ученики выполняют практическую работу по вариантам.
Ученики: проверяют правильность выполнения работы по ключу.
VIII этап учебного занятия: заключительный. Подведение итогов урока
Цель Задачи Длительность
Подвести итог занятия, выставить оценки за работу на уроке, подготовить учащихся к выполнению домашнего задания Поставить задачи на следующий урок.
Дать домашнее задание. 3 минуты
Деятельность учителя Деятельность учеников
Учитель подводит итоги выполнения практической работы.
Учитель: Что нового узнали вы на сегодняшнем уроке?
Учитель: Молодцы! Выставление отметок за урок.
На следующих уроках мы узнаем о том, какую функцию выполняют односоставные предложения в разных стилях речи.
Ученики выясняют, в чем они ошиблись при выполнении работы.
Ученики:
1.Простые предложения бывают двусоставные и односоставные.
2. В составе грамматической основы односоставных предложений только
один главный член- подлежащее или сказуемое.
3.Типы односоставных предложений.
4. Алгоритм определения типа односоставного предложения
Учитель: Домашнее задание разноуровневое:
1 уровень: найти в произведениях художественной литературы 5 примеров односоставных предложений, определить их тип и записать в тетрадь.
2уровень:сочинение-миниатюра «Зимний парк» с использованием односоставных предложений.
3 уровень: оформить результаты работы групп в виде слайдов и дополнить ими презентацию «Понятие об односоставных предложениях».
Задание для всех учащихся: выучить теоретический материал по распечатанным схемам презентации к уроку. Учащиеся записывают домашнее задание.
Учитель: Прощается с учениками, благодарит их за хорошую работу на уроке. Учащиеся: прощаются с учителем, благодарят его за урок.