Николай Алексеевич Заболоцкий Не позволяй душе лениться


Тема урока: Н. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…»
Цель урока: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством поэта
Задачи урока:
1)раскрыть идейно-тематическое содержание стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»; научить понимать, анализировать поэтический текст;
2) развить устную и письменную связную речь, совершенствовать познавательную деятельность и творческие способности учащихся
3)привить любовь к труду, умение оберегать
человеческие достоинства, достигать добрые цели в жизни.
Тип урока : урок усвоения новой темы
Методы урока: метод проблемного вопроса, иллюстративный, словесный, поисковый
Оборудование: презентация, интерактивная доска
Ход урока
І. Вводно -мотивационный момент. (Психологический настрой к уроку).
II. «Мозговой штурм»
Работа со словом.
Жизнь в современном мире постоянно повышает комфорт
человека. Наш мир перенасыщен электрическими устройствами. Компьютер давно уверенно вошѐл в жизнь каждого человека. Многие люди даже не представляют свою жизнь без компьютера. Современные люди стали общаться друг с другом по электронной почте, находят новых друзей, спутников жизни. Но иногда нам не хватает живого общения с друзьями, с родными, с близкими людьми. Да, компьютер не может заменить общения с человеком. Почему?
2) Кластер «Душа» (Запись ассоциаций на доске).
Примерные ответы учащихся:
(Душа – сердце – отдых – человек – организм)
(Душа – ребѐнок – любовь – чистота – состояние человека)
3) Работа со значением слова.
Задание: сделайте попытку сформулировать, что такое душа.
(составляется одно общее определение)
Учитель: Душа – внутренний, психологический мир человека, его осознание (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка). Душа – это человек.
III. Работа над стихотворением
Короткое вступительное слово учителя о Н.Заболоцком.
Учитель: Известный поэт Николай Алексеевич Заболоцкий тоже размышлял, как и вы, над словом «душа».Сегодня мы познакомимся со стихотворением автора «Не позволяй душе лениться» и будем работать над ним. Вслушиваясь в слова стихотворения, мы постигаем спрятанный в них колоссальный смысл, понять который – и есть задача нашего сегодняшнего урока. Запишите в тетради тему урока и вопрос, на который мы постараемся ответить в ходе урока: Что такое труд души?
2. Выразительное чтение стихотворения наизусть учителем.
3. Выразительное чтение стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» учащимися.
Работа над стихотворением:
1) найдите в тексте глаголы в повелительном наклонении.
Перечислите их. Почему их так много? Как вы думаете?
Опишите состояние души с помощью глаголов.
(для работы предлагается заполнить два столбика)
ДУША
открывается страдает
радуется болит

2) обратите внимание на то, какие знаки препинания
преобладают в стихотворении. Как вы думаете, какова их роль в тексте?
3) в каких образах и картинах рисует поэт душу? (с помощью каких частей речи). Почему душа – это «рабыня», «царица», «работница», «дочь»? Что произойдѐт с душой, если она не будет трудиться?
Почему душу нужно заставлять работать и не давать лениться?
4) Учитель: приведите в качестве примера ситуации, когда, по-вашему мнению, «душа трудится» и когда «душа ленится». Вам знакомо состояние : когда ничего не хочется делать? Вы понимаете, что надо готовиться к урокам, писать рефераты, идти на занятия секции, кружка. Но вас побеждает лень, заставляя откладывать всѐ на завтра. И бесконечное завтра...
IV. Подведение итогов урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Что запомнилось вам больше всего?
V. Домашнее задание: 1. Выучить наизусть стихотворение
Н.А.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».
2. Написать эссе на тему «Труд души».
VI. Выставление оценок и комментирование.