Мастер-класс Использование инновационных технологий на уроках внеклассного чтения


ГУО «Гимназия №1 г. Жодино»
Использование инновационных технологий
на уроках внеклассного чтения
Учитель начальных классов
Н. И. Карпович2017г.
Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий.
Использование инновационных технологий на уроках имеет большие преимущества. Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.
Цель внеклассного чтения – сформировать у учащихся интерес к детским книгам как источнику знаний, желание и привычку читать книги.
Я остановлюсь на использовании в своей работе использовании приёмов технологии развития критического мышления (ТРКМ) и информационных технологий.
Цель технологии РКМЧП:
Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.
Умение принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений.
В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз:
Фаза вызова
Фаза реализации смысла (осмысление)
Фаза рефлексии
Технологические приёмы в рамках технологии РКМЧП
Кластер;
Верные и неверные высказывания;
Инсерт;
Чтение с остановками;
Перевёрнутые логические цепочки;
Бортовой журнал;
Дерево предсказаний;
Ромашка БлумаТолстые и тонкие вопросы;
Синквейн;
Шесть шляп мышления.
Первая стадия – вызов.
Её присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома.
На данном этапе можно использовать следующие приемы и методы: составление списка «известной информации», рассказ – предположение по ключевым словам; графическая систематизация материала в кластеры, таблицы, схемы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; рассматривание иллюстраций; мозговой штурм.
Одним из приёмов технологии развития критического мышления являются КЛАСТЕРЫ.
КЛАСТЕР – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям.
Грозди – графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а "гроздятся", то есть, располагаются в определенном порядке. (слайд1)
Так как же составлять и применять в работе данный приём.
Кластер «Виды сказок»
Практическая работа над рассказом С. Воронина «Трусишка»
Рассмотрим составление кластера на примере произведения «Трусишка».
Сначала надо написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (слайд3)
По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Кластеры бывают разных видов.
(Перед вами текст Г. Скребицкого «Дружба», прочитайте его и попробуйте составить кластер.)
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
- Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
- Продолжать работу, пока не закончится время или идеи не иссякнут.
- Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объём информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
Советы учителю.
- Записывайте все идеи учащихся.
- Не судите о качестве идей (не комментируйте).
- Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо.
- Не переставайте писать, пока не закончится отведенное время. При необходимости можно помочь с идеями учащимся, задавая наводящие вопросы.
- Постарайтесь построить как можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними.
- Помните о том, что групповое составление кластера служит в качестве стержня для идей группы.
Следующий прием это "Верные и неверные утверждения"
Практическая работа над рассказом С. Воронина «Трусишка»
Этот приём может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).
Заяц Беляк встретил молодого Русака.
Лиса гналась за Беляком.
Беляк выскочил, лиса погналась за ними обоими и не догнала.
Русак больше не пришел на поляну.
(Составить "Верные и неверные утверждения" по произведению Г. Скребицкого «Дружба»)
Вторая стадия – осмысление.
Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися. На данном этапе актуальны такие приемы, как: чтение текста с маркировкой по методу insert; ведение различных записей типа двойных дневников и бортовых журналов, концептуальных таблиц; выделение ключевых слов; новый кластер; сюжетная таблица (кто? что? где? когда? сколько?). Результаты: систематизированное новое знание, укрепление целей, заявленных на стадии вызова.
Я хочу познакомить вас с приёмом ТРКМ ИНСЕРТ (чтение с пометками). Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения, интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления. Во время чтения следует рекомендовать учащимся карандашом делать пометки на полях текста.
«v» - если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
«+» - если то, что вы читаете, является для вас новым;
«-» - если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;
«?» - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
«!» - если то, что вы читаете, вас удивило.
После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-5 колонок, где значки станут заголовками граф таблицы. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.
Рассматривание «Инсерта» на примере рассказа «Трусишка».
Эффективным я считаю приём «чтение с остановками».
Этот прием требует подготовительной работы:
1. Учитель выбирает текст для чтения.
Критерии отбора текста:
- он должен быть неизвестным для детей (в противном случае теряется смысл и логика использования приёма);
- динамичный, событийный сюжет;
- неожиданная развязка, проблемный финал.
2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение, сделать остановку.
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.
Педагог даёт инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»)
Примерные вопросы при чтении с остановками:
▪ По названию предположите, о чем будет рассказ?
▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке?
▪ Какие ассоциации вызывают у вас герои?
▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?
▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его?
▪ Что будет с героем после событий рассказа?
Практическая работа над рассказом Г. Скребицкого «Дружба»
…Сидели мы как-то с братом…
…остался зимовать…
- Что заинтересовало мальчиков, когда они глядели в окно?
…Один раз посмотрели мы утром в окно…
…перезимует как-нибудь…
- Какое решение приняли мальчики и правильно ли они поступили?
…В это время жила у нас сорока…
…близко так, бок о бок.
- С кем подружился грач, почему?
- Как вы думаете, останется ли грач жить в этом доме? Почему?
- Предположи, что сделаешь ты, если найдёшь птенца, котёнка, щенка?
Приём «Перевёрнутые логические цепочки»
Практическая работа над рассказом Г. Скребицкого «Дружба»
Восстанови последовательность событий текста.
На листочках:
…Прошла зима, вернулись с юга грачи, загалдели в старой берёзовой роще. По вечерам усядутся парочками возле гнёзд, сидят и переговариваются, будто дела свои обсуждают.
В это время жила у нас ручная сорока Сиротка. Мы её ещё птенцом взяли и выкормили. Сиротка свободно летала по двору, по саду, а ночевать возвращалась на балкон. Вот видим мы – подружился наш грач с Сироткой: куда она летит, туда и он за ней. Однажды глядим – Сиротка на балкон прилетела, и грач тоже вместе с ней заявился. Важно так по столу разгуливает. А сорока, будто хозяйка, суетится, вокруг него скачет.
Сидели мы как-то с братом зимой в комнате и глядели на двор в окно. А на дворе, у забора, вороны и галки копались в мусоре.
Вдруг видим – прилетела к ним какая-то птица, совсем чёрная, с синевой, а нос большой, белый. Что за диво: ведь это грач! Откуда он зимой взялся? Глядим, ходит грач по помойке среди ворон и прихрамывает немножко – наверное, больной какой-нибудь или старый; улететь на юг не смог с другими грачами, вот и остался у нас зимовать.
А грач, видно, смекнул, что мы ему добро сделали, значит, нечего людей и бояться. С тех пор целые дни так вместе с курами во дворе и проводил.
Приём «Бортовой журнал» – это способ визуализации материала. Он может стать ведущим приёмом на смысловой стадии.
Бортовые журналы – обобщающее название различных приёмов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:
Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?
Грач внешне похож на ворону, но стройнее её, и, в отличие от своей ближайшей родственницы, ведущей одинокий образ жизни, предпочитает жить в колониях. Грач летает на большие расстояния, но достаточно много времени проводит и на земле, отыскивая корм; гнёзда вьёт на деревьях в загородных пролесках или в городских садах. К формированию гнезда птица относится серьёзно: в ход идут прутики и ветви, сухая трава, мягкие шерстинки. Объединившись в стаи, молодые грачи отыскивают на полях различного рода насекомых. Мы этому рады — как правило, это насекомые-вредители. Взрослый грач питается мелкими грызунами, улитками, способен поймать даже молодого зайчонка. Зимует на побережье Черного моря, в Средней Азии и Северной Африке. Для весеннее-осенних перелётов грачи собираются в огромные стаи. В апреле месяце мама-самка откладывает от трех до пяти зелёных с пятнышками яиц. Время насиживания – до двадцати дней. Спустя месяц после рождения птенцы оставляют гнездо. Если грачи прямо на гнездо летят – впереди дружная весна.
Даётся информация о птице грач. Дети заполняют таблицу.
Грач (из семейства вороновых) – стройная черная птица, длиной до 50 см, весом около 400 граммов. В оперении грача присутствует, в основном, чёрный цвет с металлическим отливом. Самцы крупнее самок, между собой птицы общаются, громко каркая.
Грач внешне похож на ворону, но стройнее её, и, в отличие от своей ближайшей родственницы, ведущей одинокий образ жизни, предпочитает жить в колониях.
Грач летает на большие расстояния, но достаточно много времени проводит и на земле, отыскивая корм; гнёзда вьёт на деревьях в загородных пролесках или в городских садах. К формированию гнезда птица относится серьёзно: в ход идут прутики и ветви, сухая трава, мягкие шерстинки.
Грач – перелётная птица, она возвращается на родину в марте, и, как говорится, открывает весну. А зимует на побережье Черного моря, в Средней Азии и Северной Африке. Для весеннее-осенних перелётов грачи собираются в огромные стаи.
Приём «Дерево предсказаний»
Рисуется силуэт дерева:
Ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), «листья» – обоснования этих предположений. На стрелочках-линиях школьники записывают объяснения своим версиям. Так они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.
Рассмотрим на примере произведения С. Воронина «Трусишка»
Учитель дочитал до слов Но Беляк не побежал, только ... .
На доске – рисунок дерева с тремя веточками, на которых записаны вопросы:
Как вы думаете, что будет дальше?
Как будут развиваться события дальше?
Чем все закончится?
СТВОЛ ДЕРЕВА
1. Что будет дальше?
2. Чем закончится рассказ?
3. Что может произойти в рассказе с таким названием?
Ствол – вопросы, ветви – предположение, листья - обоснование.
На эти же вопросы дети отвечают у себя в группах. Затем они озвучивают свои предсказания, а учитель их записывает на листках – получается дерево с ветками, на каждой из которых – листочки-предсказания.
После прочтения рассказа, вместе с классом выясняем, что из предсказаний подтвердилось, а что нет.
При использовании этого приёма необходимо помнить следующее:
 не стоит использовать приём на уроке больше одного раза,
 все версии должны быть аргументированы, основаны на предложенном тексте,
 после прочтения дети возвращаются к своим предсказаниям и смотрят, какие из них сбылись, а какие нет и почему.
Главными задачами на фазе осмысления или поиска ответов является активное получение информации, соотнесение новых знаний с ранее изученными. Задача учителя на этом этапе – установление последовательной связи между известными и полученными знаниями для создания нового понимания. Этот прием на уроке используется один раз.
Ромашка «Блума»
Выделяется шесть типов вопросов:
Простые вопросы или «тонкие» вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов:
То есть ты говоришь, что...?
Если я правильно понял, то...?
Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику возможности обратной связи с тем, что он только что сказал.
Объясняющие вопросы или «толстые» вопросы. Обычно начинаются со слова Почему? Они направлены на установление причинно-следственных связей.
Творческие вопросы. Тот случай, когда в вопросе есть частица бы, а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: Что бы изменилось…, если бы...? Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Почему что-то хорошо, а что-то плохо? Чем один герой отличается от другого?.
Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например, Как бы вы поступили на месте героя?
Такая классификация помогает научить детей задавать вопросы к тексту самостоятельно. Учащимся нравится формулировать и записывать вопросы к произведению (на любом этапе работы), работу можно проводить в парах, группах и индивидуально.
Приём «Тонкие и толстые вопросы»
Тонкие вопросы: однозначный ответ (кто…?что..? когда..?)
Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы (может…?будет…?мог ли…?согласны ли вы…?дайте объяснение почему…?почему вы думаете…?в чём разница…?предположите, что будет…?верно ли…?)
«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы
   Кто ?   Что ?    Когда ?   Может ..?   Будет ...?   Мог ли ... ?   Как звать ...?    Было ли ...?   Согласны ли Вы ...?   Верно ли ...?
Объясните, почему...?
Почему Вы думаете ...?Почему Вы считаете ...?В чем различие ...? Предположите, что будет, если... ?Что, если ... ?Практическая работа над рассказом Г. Скребицкого «Дружба»
- Кто автор рассказа?
- Как называется рассказ?
- Что делали мальчики?
- Кого увидели мальчики в окне?
- Почему грач не смог улететь на юг?
- Правильно ли поступили мальчики?
- Объясни, почему так назван рассказ?
- Кто в рассказе подружился, как мальчики поняли это?
- Как ты думаешь, какова главная мысль рассказа?
Третья стадия – рефлексия.
Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. На данном этапе используются такие приемы, как синквейн – творческая форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях; эссе; сказка; телеграмма.
СИНКВЕЙН
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала, излагаемого в предельно кратких выражениях. Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и восходит в нем к слову «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Синквейн обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формировать идею (ключевую фразу), позволяет почувствовать себя творцом.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который выражает суть темы.
Сразу дети написать синквейн не смогут, этому необходимо учить постепенно. Сначала мы учились вместе с детьми составлять синквейн по алгоритму. Это могли быть заготовки фраз, слов, из которых дети выбирают самые важные и точные.
Рассматривание синквейна «Беляк».
Составление синквейна к слову ДРУЖБА.
1. Дружба.
2. Настоящая, верная.
3. Зарождается, хранится, рушится.
4. Несчастен тот, кто ее не испытал.
5. Доверие.
«Шесть шляп мышления»
На фазе рефлексии можно использовать «Приём шести шляп».
Весь класс делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Каждой группе предлагается высказать свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.
Шляпы, т. е. выбор того или иного способа мышления, можно использовать в любом порядке. И вовсе не обязательно доставать все шляпы.
Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Детям дается задание: назовите главных героев произведений.
Жёлтая шляпа – позитивное мышление. Задание: скажите, что вам понравилось больше всего в изученных произведениях.
Чёрная шляпа – противоположность желтой шляпе. Задание: назовите, что для вас было трудным, неясным, проблематичным в этих произведениях.
Красная шляпа – эмоциональная. Задание: какое настроение вызвали у вас эти произведения?
Синяя шляпа – обобщающая. Задание: взять ответы других групп и обобщить собранный материал.
Зелёная шляпа – творческая. Задание: как можно применить новые знания? (рисунок, загадка, песня, стих).
Практическая работа на примере рассказа «Трусишка»
– Итак, представьте себе, что вы надеваете на себя белую шляпу.
Белая шляпа. Расскажите с чего всё началось? Что было дальше? Чем всё закончилось?
Красная шляпа. Какие эмоции вы испытывали, читая эту сказку?
Жёлтая шляпа. Нет ситуаций абсолютно плохих или абсолютно хороших. Что полезного в этой ситуации для зайца?
Зелёная шляпа. Давайте придумаем необычный выход из этой ситуации.
Синяя шляпа. Какой жизненный урок вы извлекли из этой ситуации?
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.
В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны, помимо философских идей, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много.
Я вам рассказала о наиболее интересных приёмах и тех, которые нравятся детям.
Используя некоторые методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, я смогла добиться следующих результатов:
- Изменилось отношение детей к урокам литературного чтения, русского языка, окружающего мира.
- Изменилось у учащихся отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе учебной деятельности.
- Изменилось отношение учеников к индивидуальной, групповой и коллективной работе.
- Повысился уровень интеллектуальных способностей учащихся.
- Формируется умение высказываться логично, задавать вопросы.
- Повысились активность детей на уроках, оживился интерес учащихся к познанию.
Сейчас я остановлюсь на использовании в своей работе информационных технологий.
Обучение в начальной школе – это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Современные образовательные технологии немыслимы без широкого применения информационных технологий, которые всё плотнее входят в нашу жизнь.
Так, на уроках внеклассного чтения дети могут посмотреть экранизацию прочитанного произведения, провести сравнительный анализ, предложить свои идеи экранизации.
Дети не знают писателей, названия произведения и его истинного содержания, они не понимают разницы между авторским текстом и экранной постановкой по данному произведению.
Поэтому, готовясь к уроку, я собираю информацию о писателе в Интернете: факты биографии, портреты, фотографии. Составляю презентации к урокам, иногда вставляя в них документальные фильмы или аудиозапись с голосом писателя. И учащимся стало интереснее, они стали сами в начале урока знакомства с новым писателем спрашивать, а что это за человек, а чем он интересовался, а он ещё жив. Сначала я предлагаю им по фотографии или по портрету предположить, а какой это человек, определит его характер. И только после высказанных детьми предположений, предлагаю посмотреть, прослушать найденный мной материал. А рассказ об интересных фактах биографии писателя служит стимулом к чтению его книг.
Таким же образом можно организовать выставку книг. Но, конечно же, нельзя забывать и о самих книгах. Ведь младшему школьнику необходима наглядность при изучении новых явлений. Сколько бы мы ни рассказывали о книгах, сколько их названий ни произнесли бы на уроке, это не вызовет у младшего школьника такого интереса, как книга, которую можно рассмотреть, подержать в руках, прочитать в ней хотя бы несколько предложений.
Для работы над текстом готовлю следующие презентации. На слайдах изображение дерева, осенний или зимний пейзаж, водоём, лесная поляна. Учащиеся «собирают» яблоки, апельсины, осенние листья, грибы, ловят снежинки. На эти картинки устанавливаю гиперссылки с вопросами к произведению. Учащиеся выходят к доске и выбирают себе вопрос. Активность детей заметно повысилась. Учащихся очень интересует, что же они будут «собирать» на уроке. Даже самые слабые учащиеся, которые ранее не поднимали руку, с огромным желанием выходят к доске.
Кроме того, на уроках внеклассного чтении часто использую работу с кроссвордами, это может быть индивидуальное задание для ученика или коллективная работа.
Рассматривание кроссворда «Герои сказок».
Есть программа по составлению кроссвордов, которую удобно использовать в работе.
Такой подход к урокам внеклассного чтения, использование ИКТ, даёт положительные результаты: каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъём, отгадывание кроссвордов стимулирует учащихся внимательно прочитывать художественный текст, расширяется круг детского чтения, учащиеся самостоятельно ищут и читают другие произведения писателей.
Презентации, приготовленные к урокам литературы, помогают учащимся образно представить изучаемое произведение любого жанра. Продуктивность уроков с использованием информационных технологий очень высокая, а также высок уровень познавательной активности учащихся.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.
Закончить хотела бы словами Симона Соловейчика – автора книги «Педагогика для всех»:
«Урок – есть искусство, и его надо возводить на уровень искусства. Бывают уроки разные: более интересные, чем любой спектакль в любом театре, – напряженные, красивые, драматически выстроенные. В педагогике не принято говорить о драматургии урока, а жаль; в хорошем уроке есть завязки, кульминация, развязки, движение сложных линий, текст и подтекст. Каждый урок учителя – это начало многих начал и продолжение продолжений, которые в самом широком смысле отражаются на нашей духовной атмосфере».
Использованная литература
1. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2011.
2. Двинянина Л. В. Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе. http://blog.zabedu.ru/garmoniya/использование-приёмов-технологии-ра/
3. Жакулина И.В. Модуль 1 «О критическом мышлении и технологии РКМЧП» http://www.itn.ru/board.aspx?cat_no=5025&tmpl=Thread&BoardId=127033&ThreadId=107559&page=7
4. Жакулина И.В. Модуль 2 «Приёмы ТРКМЧП и их применение на уроках в начальных классах» http://www.itn.ru/board.aspx?cat_no=5025&tmpl=Thread&BoardId=127033&ThreadId=108367&page=2
5. Зязюн И. А. Совершенствование профессионального развития личности на основе технологизации образования // Школьные технологии. – 2006. – №1.
6. Критическое мышление и новые виды грамотности. Сборник. Составитель О. Варшавер. - М., 2010.
7. Тягло А.В., Воропай Т.С. Критическое мышление: Проблема мирового образования XXI века.- Харьков: Университет внутренних дел, 2009.