Мастер класс для учителей школы Уроки истории- уроки жизни: воспитательные аспекты урока истории


Мастер класс « Уроки истории – уроки жизни: воспитательные аспекты уроков истории»
Цель: знакомство педагогов школы с воспитательными аспектами, используемыми учителем на уроках истории
В книге Т.Н. Гончаровой «Уроки истории- уроки жизни» приводится отрывок из рассказа В. М. Шукшина «На кладбище».
Старушка, героиня рассказа, говорит собеседнику о современной молодежи:- Вот и знают много, и вроде понимают все на свете, а жить не умеют. А? Собеседник отвечает ей:- Да где они там знают много! Там насчет знаний- то конь не валялся. Старушка:- Да вон сколь годов учатся! Собеседник:- Ну и что? Как учатся, так и знают. Для знаний, что ли, учатся-то?
В этом диалоге отражен давний спор учителей истории и методистов, а также родителей и всех других заинтересованных лиц - что важней - обучение или воспитание? Как учить так, чтобы «на свете жить умели?» Договориться по данному вопросу пока не удается. Отсюда, с одной стороны, возникают рассуждения о том, что история ничему не учит, из истории не извлекают никаких уроков и т. п., с другой стороны в качестве примера приводятся слова Бисмарка о прусском школьном учителе истории, который « выиграл битву при Садовой». Вряд ли можно говорить о каких- то общих уроках истории, которые будут одинаковы для всех учеников в классе. Порой учителя сил не жалеют, чтобы учение запомнил именно это, или то, а не другое, но почему запоминается другое, а то и это отходит на второй план. Историю можно назвать самым сложным школьным предметом, потому как она изучает жизнь людей, а ничего сложнее жизни еще не придумано. Причем это жизнь взрослых людей, а у школьников 11-17 лет нет жизненного опыта взрослого человека, им трудно понять, почему в той или иной ситуации исторический персонаж поступил так, а не иначе, какими мотивами руководствовался, какие цели преследовал. Именно об этом идет речь на уроках. Сложность истории, ее изучения в школе состоит еще и в том, что история – один из немногих школьных предметов, который затрагивает не только ум, но и душу ученика, его чувства. В упомянутой ранее книге Т. И. Гончарова пишет: «Урок истории состоится лишь тогда, когда на основе исторических знаний, суждений, обобщений возникает душевное волнение, а в иных случаях потрясение. Подлинный урок интеллектуален и эмоционален одновременно». С этим нельзя не согласиться, но часто бывает так, что педагоги не используют большой эмоциональный потенциал истории (отдавая предпочтение логическому познанию предмета), либо используют неосознанно и нецеленаправленно. Как известно целевая установка урока состоит из трех взаимосвязанных частей – образовательной, воспитательной и развивающей. « Наибольшие трудности учителя испытывают в формулировании воспитательных целей урока. Гражданственность и патриотизм – два спасительных кита урока истории, будь то о греко- персидских войнах или о России между февралем и октябрем 1917 года», - замечает историк методист О. Ю. Стрелова, и это замечание справедливо. Когда речь идет о воспитании на уроке истории, то, конечно, нельзя формулировать воспитательные цели в такой общей форме как патриотическое или гражданское воспитание. Скорее всего, речь может идти о том, что на конкретном уроке истории ученики смогут пережить конкретные чувства: гордость, восхищение или напротив, возмущение, неприятие каких-то вещей, сопереживание, удивление, горечь и т.д. Это означает, что посредством изучения конкретного исторического материала будет задета эмоциональная сфера учеников, их чувства, то есть ученики не останутся равнодушными к историческим событиям, историческим персонажам и их поступкам. При этом следует иметь в виду, что воспитательное воздействие может носить «отсроченный» «отложенный» характер, имеет «длительный срок действия». Мы не всегда знаем, когда и почему наши ученики вдруг вспомнят наши уроки и вспомнят ли вообще, и сколько человек вспомнят.
Я на своих уроках стараюсь уделять внимание реализации воспитательных задач и определила ряд направлений в этой работе. Первое направление – это использование воспитательных возможностей содержательного компонента урока.Так, формированию патриотизма способствуют уроки, в ходе которых ученики знакомятся с освободительной, справедливой борьбой нашего народа против завоевателей. Например, урок по теме «Куликовская битва» целиком посвящается изучению нового материала методом рассказа учителя. Взятый сам по себе исторический материал этого урока не так уж и сложен для учащихся, но основная его задача — раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее ордынское войско и положившего начало освобождению Руси от ига монголо-татарских ханов. Конкретно-исторический материал содержит большой нравственный потенциал. Рассматривается горячая любовь к Родине русских воинов, князя Дмитрия, воеводы Боброка, их готовность отдать за ее свободу самое дорогое - жизнь. На уроке героям противопоставляется предательская позиция рязанского князя Олега и нижегородских князей. Учащиеся делают выводы нравственного порядка о низости предательства, лжи и трусости. Материал о героическом подвиге русского народа на Куликовом поле в 1380 г. с ярким описанием событий, выразительными характеристиками конкретных людей воспитывает патриотические чувства учащихся.
Такие же воспитательные задачи выполняют уроки по темам «Князь Александр Невский и его храбрые мужи», «Он спас Отечество свое» (Кутузов М.И., Отечественная война 1812 г.), «Великая Отечественная война: год за годом» (историко-познавательная игра), которые способствуют формированию уважению к прошлому нашей страны, формированию чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма.Исторический материал, изучаемый на уроке, содержит массу нравственных проблем, которые необходимо решать на уроке. Как должны были поступить греческие полисы, когда узнали о нашествии персов? Какой выбор сделал князь Александр Ярославич? А Иван Калита? Почему князь Трубецкой не пришел на Сенатскую площадь? Судят ли победителей? Стоит задавать эти вопросы ученикам, их обсуждение на уроке создаст возможность для реализации воспитательного потенциала истории, формирования нравственных качеств личности ученика. Причем в содержание материала должно входить большое количество исторических мелочей, деталей – это и есть самое интересное в истории, то что задевает учеников, не оставляет равнодушными, а значит и воспитывает.
Большое значение для воспитания школьников имеет изучение исторических деятелей различных эпох и времен с древности до современности. Изучение жизни, деятельности, мыслей, творческого наследия исторических личностей, которые оставили значительный след в истории своей страны, своего народа, является основой для воспитания ценностных ориентиров современных школьников.
При изучении событий, связанных с жизнью и деятельностью неоднозначных исторических персонажей, таких как: Наполеон Бонапарт, Чингисхан, Петр I, Александр Македонский, О. фон Бисмарк и др., стараюсь учить своих учеников извлекать уроки из прошлого, определять положительные и отрицательные последствия их деятельности, акцентируя внимание на то, что человек должен думать и прогнозировать последствия своих поступков и действий. С этой целью стараюсь организовать дискуссию на уроке, что позволяет ученикам осмыслить и оценить роль личности в истории, высказать свое суждение и отношение к ним. Это способствует созданию условий для воспитания активной жизненной позиции учеников, инициативности, готовности к принятию самостоятельных решений.
Таким образом, содержательный компонент уроков истории имеет широкую палитру для создания воспитательной ситуации на уроке. И реализация этого направления воспитательной работы на уроке зависит от тех требований, которое выдвигает современное общество перед учителем и образовательным процессом в целом, а также ценностных ориентиров самого педагога.
Второе направление – использование воспитательных возможностей организации образовательного процесса и урока.
В первую очередь, я стараюсь способствовать воспитанию интереса к учению, к процессу познания. В данном случае использую различные методики активных форм организации учебной деятельности, которые способствуют поддержанию интереса к учению и активизации познавательной деятельности учащихся.   Например, воображаемое путешествие в Древний Египет на хронолете, на машине времени и т.п.
- воображаемое интервью или репортаж – взять интервью у исторической личности – например, у Гитлера, Сталина, сделать репортаж, например, о древней Индии и т. д-метод незаконченного предложения – например, о чем мог просить в молитве средневековый крестьянин «Господи, спаси нас…» или древний грек «О, великая Афина, прошу…)
- ситуации выбора – задания типа «Как бы вы поступили, если…», «За кого бы вы проголосовали?», «К какому бы направлению вы примкнули?»
- ожившая картина – придумать монологи или диалоги оживших персонажей исторических картин;
- сочинения от первого лица – «Я – фараон», «Мой замок».
При выполнении образных заданий от учащихся требуется:
1. обогатить картину прошлого исторически достоверным материалом.
2. придумать конструкцию, призванную организовать исторический материал (сюжет, рассказа, план описания)
3. добиться целостности создаваемой картины, проработанности исторических деталей, «яркости видения»
Важной составляющей современного урока, является  внедрение в практику  учителя такого понятия как  метапознание или «обучение тому, как учиться». Это направление отражает способность учеников к отслеживанию, оцениванию, контролю и преобразованию своего процесса обучения. Это не только процесс развития, но и воспитания, т.к. происходит личностное формирование ученика через его самосознание, самовоспитание, самооценку, что составляет процесс его саморегуляции.
Каждый урок является средой, где происходит воспитание культуры общения. Это еще одно направление моей работы. Ученики учатся слушать и слышать не только учителя, но и друг друга, научаются налаживать диалог с другими и посредством него не только общаться, но и обучаться. Поэтому стараюсь организовать групповую работу на уроке. Важным элементом работы в группе является готовность к сотрудничеству, терпимость, умение преодолеть разногласия и личную неприязнь. Эти качества, воспитанные в школе, способствуют в дальнейшем к толерантному восприятию мира и человека, признания инакомыслия, осознание границ своей свободы и прав другого человека, готовность договариваться.
Реализация воспитательных задач на уроке – это длительный и кропотливый процесс, и постановка таких задач целесообразна на серию уроков или раздел. Если прежде приоритет всегда отдавался образовательным целям, то сегодня на первый план выступают воспитательные и развивающие цели, тем самым в содержании образования усиливается морально-нравственный аспект.
Достойно, главное достойно
Любые встретить времена,
Когда эпоха то застойна,
То взбаламучена до дна.
И если все переломалось,
Как невозможно предрешить,
Скажи себе такую малость:
«И это надо пережить…»
Таким образом, урок истории обладает важным потенциалом влиять на воспитание очень многих качеств личности учеников. Воспитательный аспект урока должен предусматривать и использование содержания учебного материала, и оптимальный выбор технологий обучения, и продуманность форм организации познавательной деятельности. Всё это во взаимодействии способствует формированию и развитию патриотических, нравственных, трудовых, эстетических и других качеств личности школьника, что в свою очередь направлено на решение тех задач, которые перед нами выдвигает современная образовательная стратегия государства.
Теперь попытаюсь на примере конкретного урока продемонстрировать реализацию тех направлений воспитательного аспекта, которые я указала выше.
Тема урока: «Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 г.г.»
Возраст учащиеся 8 класса
Цель и задачи урока
 - продолжить изучение эпохи Александра I, рассмотреть особенности его внутренней политики в 1815-1825 г.г.
1.Образовательная: Развитие интеллектуальных способностей восьмиклассников на основе осмысления основных направлений внутренней политики Александра 1 в 1815-1825 гг. и причинах отказа от либеральных реформ.
2.Развивающая: развивать у учащихся универсальные способы учебных действий, личностный творческий потенциал в предметно - продуктивной деятельности.
3.Воспитательная: продолжить формирование у учащихся ценностно - смысловой компетентности, гражданской позиции к оценке явлений и событий истории нашего государства
Планируемые образовательные результаты:
1) предметные (знать особенности, направления внутренней политики Александра
Первого в послевоенный период, объяснять причины отказа императора от продолжения либеральных реформ, проводит сравнительный анализ исторических событий)2) метапредметные: - регулятивные (умение определять цель, проблему, ставить учебную задачу на основании различных оценок, версий; определять способы достижения учебных целей и задач)
- коммуникативные (работа в парах, группах; умение излагать свое мнение, аргументировать его)
- познавательные (анализировать деятельность государственного деятеля, осуществлять поиск информации в различных источниках, анализировать, сравнивать документы, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать обоснованные выводы, представлять информацию в разных формах (таблица, текст). 3) личностные (умение оценивать деятельность государственных деятелей, формировать собственную точку зрения на изучаемые события
Оборудование:  учебник «История России XIX А. А. Данилов, Л.Г.Косулина), рабочие листы для учащихся, карта «Российская империя в первой половине XIX века», Учебные картины (иллюстрации, портреты) для составления КроссенсаОбразовательные ресурсы: мультимедийная презентация, составленная учителем: ресурсы Интернет
Ход урока
I.На первом этапе урока- создание проблемной ситуации показываю фотографию памятника, задаю вопрос
Слайд 1 Перед вами памятник историческому деятелю. Попытайтесь угадать, предположить, а возможно вы знаете, кому он установлен? (Александру 1)
Слайд 2 Действительно, памятник императору Александру 1 установлен в Москве 20 ноября 2014 года по инициативе президента России В.В.Путина. Автором памятника стал скульптор, народный художник России Салават Щербаков. Присутствующий на церемонии открытия памятника патриарх Московский и всея Руси в своем выступлении назвал Александра 1 выдающимся правителем земли русской.
«Александр I навсегда вошел в историю как победитель Наполеона, как дальновидный стратег и дипломат, государственный деятель, осознающий ответственность за безопасное европейское и мировое развитие», - отметил Владимир Путин. При этом Президент отметил роль императора в обновлении и укреплении страны в результате проведенных им государственных реформ
? Ребята, а как вы думаете, почему Президент нашей страны принял решение об открытии памятника императору? ( ответы учащихся)
Оценку личности и деятельности Александра 1 давали и его современники.
? Вспомните, кто был наиболее известным современником Александра 1, которого называли «солнцем русской поэзии»?
Слайд 3 Показывается фотография 2 - портрет Пушкина.
Как Пушкин охарактеризовал довоенный период правления Александра? (дней Александровых прекрасное начало)
Что дало основание Пушкину для подобного высказывания?
Вспомните и назовите наиболее выдающиеся, на ваш взгляд, реформы Александра 1 в довоенный период?
Вашему вниманию хочу предложить ещё одно высказывание поэта об императоре:
- А.С. Пушкин:
«Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой
Над нами царствовал тогда».
? Это отрывок из произведения Пушкина «Евгений Онегин» (гл. 10). Пушкин называет императора щеголем? Кто это?
Показывается изображение № 3 птицы: Щеголь – птица; человек, нарядно одетый, имеющий пристрастие к дорогим, изысканным нарядам
«Враг труда» - Пушкин противопоставлял Александра Петру Первому: «на троне вечный был работник»
«Нечаянно пригретый славой» – поэт здесь имеет в виду победу над Наполеоном в войне 1812 года и поясняет, что это бог помог русскому народу, а вовсе не царь. 
Как оценивает Пушкин Александра Первого в данном отрывке?
Известно, что Пушкин недолюбливал Александра Первого. Но все же его оценка явна негативна. Почему?
Постановка учебной задачи занятия:
? На основании рассмотренных оценок определите цель нашего урока?
? Что нам необходимо сделать на уроке, чтобы решить данную задачу? (ответы учащихся: ( ответы учащихся версии, гипотезы, выводы в определении цели урока)
Слайд 4.
Тема урока: Внутренняя политика Александра 1 в 1815-1825 г.г. Запишите тему урока в рабочий лист.
Проецируется изображение № 4 - портрет императора.
Цель нашего занятия – продолжить изучение основных направлений внутренней политики Александра 1, выяснить, как и почему поменялся внутриполитический курс императора после войны 1812 г., определить собственную позицию и оценку по отношению к деятельности данной исторической личности
На этом этапе, а урок задуман в технологии проблемного обучения при создании проблемной ситуации реализуются следующие воспитательные моменты: пробуждение интереса к учению через возможность учащимся самореализоваться в построении логических размышлений, выдвижении версий, гипотез, изложении своего мнения, аргументируя его фактами, а также возможности планировать свою учебную деятельность, определяя ее цель.
II.Следующий этап урока – этап открытия нового знания. Учитель: Отечественная война 1812 года и последующий заграничный поход русской армии произвели сильнейшее впечатление на императора. Война совершила в нем переворот. В первый период войны страх сковывал царя, когда наши войска под натиском великой армии Наполеона торопливо отступали, особенно страх усилился после потери Москвы. Александра I в порывах отчаяния готовился к падению своего государства. Но, последовавшие затем отступление и гибель наполеоновской армии, сделали его вершителем судеб Европы. Почему император стал вершителем судеб Европы? Ведь его попытки проявить себя в качестве полководца не увенчались успехом! (примерные ответы учащихся: Именно он настоял на заграничном походе русской армии, именно он был ключевой фигурой на Венском конгрессе, именно он стал инициаторам создания Священного союза. Именно он руководил деятельностью Священных союзов в 1818-1822 г.г. )Александр 1 был на пике своей славы.
? А какие настроения и надежды царили в российском обществе после Отечественной войны 1812 года?
Работа с учебником. Прочтите п.6, пункт 1 и ответьте на вопрос:
При этом выделите общее и различное в этих настроениях.
Общее настроение выразил А.С. Пушкин: «Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове «отечество»!
С каким единодушием мы соединяли чувства народной гордости и любви к государю!
А для него какая была минута!»
( ответы учащихся: Учащиеся знакомятся с текстом учебника:
Общее: патриотические (возрос авторитет страны, императора)
Различное:
- Либеральные (на введение конституции, отмену крепостного права)
- Консервативные (опасность, ненужность реформ для России, победившей Наполеона, тем самым доказавшей превосходство своего политического строя)
Таким образом, какой мы можем сделать вывод?
( ответы учащихся: в обществе царили как реформаторские, так и антиреформаторские настроения.)
? Как эти настроения отразились на дальнейшей политике Александра I?
( ответы учащихся: )Император не отказывается от проведения реформ, но вынужден их проводить в строгой секретности в узком кругу лиц.
- чтобы не допустить угрозы революционного хаоса
? Исходя из царивших в обществе настроений, какие проблемы требовалось решить царю в первую очередь?
- политические преобразования (требование конституции),
решение крестьянского вопроса (отмена крепостного права), послабление национальной политики
Первый шаг, который Александр делает по пути реформ – дарование конституции Царству Польскому.
В начале 19 века в Российской империи не было конституции. Впервые она была учреждена в Царстве польском, входящем в состав Российской империи.
? Вспомните, каким образом в составе российской империи оказалось царство Польское?
- по решению Венского конгресса 1814-1815 г.г.
Показ на карте
15 ноября 1815 года император Александр Благословенный даровал Конституцию Царству Польскому.
В рабочих листах имеется выдержка из польской конституции 1815 г.
Работая в паре познакомитесь с выдержкой из польской конституции и ответьте на вопрос:
? В чём состояло принципиальное отличие политической системы Царства Польского от российской политической системы?
(Работа учащихся в рабочих листах. Ответы учащихся)? Неужели в составе самодержавной Российской империи появилось столь демократичное, конституционное государственное образование?
( ответы учащихся: Нет. Российский император становился польским королём, ему принадлежала законодательная власть, т.к. сейм не мог принимать самостоятельно законы императору принадлежала законодательная инициатива и право вето.)? Какой по характеру была польская конституция? ( либеральной)
Слайд. Для принятия конституции император лично приехал в Варшаву. Облачился в польский мундир и с лентой польского ордена Белого Орла. Именно в таком виде он выступил на открытии польского сейма. Польское дворянство с восторгом встречало российского императора и вселяло надежды на дальнейшее расширение самостоятельности Царства Польского.
? Прочитайте в рабочем листе отрывок из речи Александра 1 польскому сейму. Ответьте на вопрос: как объяснял император причины введения конституции в Царстве Польском?
Почему спасительными действиями? От чего он хотел спасти?
( ответы уч- ся: правила «законно-свободных учреждений» он считает «спасительными действиями»,
- «Вы призваны дать великий пример Европе, устремившей на вас свои взоры»)? Как вы думаете, а какие слова Александра больше всего поразили современников?
(-правила «законно-свободных учреждений» были предметом его «непрестанных помышлений)
Из слов Александра создавалось впечатление, что он «давно приуготовлял конституцию».
Как эта речь отразилась на настроениях в российском обществе? Общие настроения отразил в своем высказывании историк
Н.М. Карамзин «Варшавские речи сильно отозвались в молодых сердцах. Спят и сидят Конституцию…»
? Но от чего же зависело решение вопроса о введении конституции в России?
(- от успешности польского опыта и достижения Россией определенного уровня развития)
В 1818 году Александр 1 дал поручение министру юстиции Николаю Николаевичу Новосильцеву подготовить проект конституции России.
Работа с учебником: прочитайте в п 6, стр 41-42 биографические сведения о Н.Н. Новосильцеве.
? Почему именно ему император поручил разработку проекта Конституции?
этот выбор объяснялся: не только личной близостью Новосильцева к императору, но необходимостью учета «польского опыта», а также удаленностью автора реформы от двора, что давало возможность обеспечить секретность проекта
В 1820 году проект российской конституции был готов. Он получил название «Уставная грамота Российской империи»
Документ включал 4 главы и 161 статью. Рассмотрим наиболее важные положения данного документа на основании материала учебника – п.6, стр.42, 3-4 абзац
Работа в рабочих листах по группам:
Задание дифференцируется по рядам:
1 ряд выделяет прогрессивные (либеральные)
2 ряд консервативные черты данного проекта.
3 ряд отвечает на вопрос: Можно ли говорить, что с введением конституционного проекта Новосильцева в России уничтожалось самодержавие?
Слайд 9 по щелчку высвечиваются ответы учащихся.
Проверка выполнения работы:
Либеральные черты:
-создание двухпалатного парламента, без одобрения которого царь не мог издать закон
- предоставление гражданам свободы слова, вероисповедания, неприкосновенность личности, равенство перед законом
- федеративное устройство
Консервативные черты:
- провозглашение суверенитета (верховенства) императорской власти, а не народа
- Право внесения законопроектов принадлежит царю, как и исполнительная власть
- Не решался вопрос отмены крепостного права
Ответ 3 ряда: Отчасти. Самодержавие власть всё же уже ограничивалось парламентом, без которого царь не мог утверждать законы. В то же время лишь царь обладал правом законодательной инициативы и мог не предлагать для обсуждения не устраивавший его закон
Вопрос: Можно ли говорить, что с появлением по проекту Новосильцева в России двухпалатного парламента уничтожалось самодержавие?(- нет)
Проект Новосильцева также не был утверждён. Во время разработки проекта произошли революции в Италии и Испании, которые встревожили Александра I. После некоторого колебания царь отложил принятие Конституции на неопределённое время. Да и в целом реформаторское направление в его деятельности в начале 20-х годов было свёрнуто.
Решение учебных задач: предположите каковы причины отказа императора Александра 1 от продолжения либеральных реформ?
1) Активное противодействие большинства дворян (восстание Семёновского полка в 1820 г.) Служившие в Семёновском полку в Петербурге офицеры установили в нём порядки, которые были существенно гуманнее, чем принятые в большинстве частей русской армии. Было исключено рукоприкладство, солдат обучали грамоте. Однако в 1820 г. командиром полка был назначен полковник Ф. Е. Шварц, который не придерживался столь либеральных взглядов на военную службу. В полку стали активно применяться телесные наказания, насаждалась жестокая муштра. Вскоре полк взбунтовался и потребовал смены командира. Восстание полка было жестоко подавлено. Александр I счёл, что причиной восстания стала не жестокость полковника Шварца, а «неумеренный либерализм» офицеров полка
2) Боязнь повторить участь отца
3) Нарастание революционного движения в Европе
4) Личная трагедия императора, потерявшего дочерей и сестру
5) Усиление религиозности, мистицизма в мировоззрении императора
На данном этапе урока были реализованы метапредметные возможности урока: осуществление поиска информации в различных источниках, представление информации в различных знаковых системах( таблица),анализ документов, организация работы в группе, изложение собственного мнения, факта, гипотезы, умение слушать и слышать друг друга, что отражает такие воспитательные моменты как способность учеников к отслеживанию, оцениванию, контролю и преобразованию своего процесса обучения. Это не только процесс развития, но и воспитания, т.к. происходит личностное формирование ученика через его самосознание, самовоспитание, самооценку, что составляет процесс его саморегуляции.
III.Этап применения новых знаний
Таким образом, мы рассмотрели одно из направлений внутренней политики Александра 1 - усовершенствование государственного строя России, осуществление конституционных идей.
Слайд 11.
? Как вы объясните противоречие в оценках Александра 1 его известным современником А.С. Пушкиным?
(ответы учащихся: - победа над Наполеоном, стремление Александра к реформам, осознание их необходимости, попытки решения важнейших государственных вопросов характеризуют его как выдающегося государственного деятеля. И данная характеристика присуща довоенному периоду правления императора.
- Но слабость, вялость характера, которую отмечали его современники, сопротивление дворянства, являвшегося опорой царской власти, рост революционного движения привели к смене внутриполитического курса, отказу от реформ, что вызвало разочарование общества и негативные оценки его деятельности.)IV. Подведение итогов урока.
А сейчас я обращаю ваше внимание на доску. В течение урока изучаемым событиям я придавала своеобразные образы: портреты, символы, картины, памятники. В результате возник, так называемый, КРОССЕНС.
Вам знакомо это понятие? Это головоломка нового поколения. В дословном переводе – это пересечение смыслов. Это напоминает кроссворд, с тем отличием, что в кроссворде пустые клеточки, а у нас изображения, символы, которые отражают события, изученные сегодня на уроке.


В центре Кроссенса – центральная фигура, отражающая его тему. Как называлась тема нашего урока? Поэтому в центре – Александр Первый.
Ваша задача - на основе изученного материала, установить логические связи между данными образами и сделать, таким образом, вывод по изученной нами теме. Традиционно логические связи строятся в виде улитки, начиная с первого изображения и до 9 - центрального. Вы можете строить свою логическую цепочку событий с любого образа. Ну, что попробуем? С какого образа вы начнете строить свою логическую цепочку? Объясните содержание данного образа и свяжите его с последующим, и т.д.
Учащиеся объясняют Кроссенс«Политика Александра 1 в 1815-1825 г.г.»
После войны 1812 года и заграничных походов оценки деятельности императора Александра Первого приобретают негативный характер, так как после принятий польской конституции и разработки проекта конституции России, император отказывается от продолжении реформ, Одной из главных причин данного отказа является рост революционного движения в Европе.
? На основании изученного материала можно дать однозначную оценку внутренней политике Александра I.
Чтобы дать полную оценку его деятельности необходимо рассмотреть особенности социально-экономического развития страны в послевоенный период.
Нет, политика царя противоречива.
Слайд 14.
п.6, повт. п. 3 составить сравнительную таблицу проектов государственного устройства России М.М. Сперанского и Н.Н.Новосильцева (выделив не менее двух общих черт и не менее тех различий)
Таким образом, в ходе урока в содержании исторического материала, рассмотренного на уроке, в выборе педагогической технологии, используемой на уроке с ее инструментарием, алгоритмом работы были реализована не только воспитательная цель урока, заключающаяся в умении самостоятельно оценить внутреннюю политику Александра 1 в послевоенный период, но и образовательная, а именно, развитие интеллектуальных способностей восьмиклассников на основе осмысления основных направлений внутренней политики Александра 1 в 1815-1825 гг. и причинах отказа от либеральных реформ.