Методическая разработка: Круглый стол Блокада Ленинграда


Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Курский областной детский эколого-биологический центр»
(ОБУ ДО «Курский ОДЭБЦ»)
Методическая разработка мероприятия
Круглый стол «Блокада Ленинграда»
Составитель:
педагог дополнительного образования
Кондакова Любовь Игоревна
Курск–2017
Цель:
формирование патриотических чувств и сознания школьников, гордости за историческое прошлое.
Задачи:
утверждение в сознании и чувствах школьников социально-значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений
формирование чувства гордости, глубокого уважения и почитания исторической памяти Отечества;
развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности
воспитание дружеских отношений.
Форма проведения: круглый стол
Материалы и оборудование: медиапроектор, компьютерная презентация.
Формируемы компетенции:
способность осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок (ЦСК - 2);
способность осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм (ЦСК - 3).
способность задавать вопросы по наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме (УПК - 3);
владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: обучающегося, гражданина, члена семьи (СК - 1);
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения образовательных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее (ИК - 2);
Ход круглого стола
1.Предварительная подготовка. Участникам за две недели была сообщена тема круглого стола. Задача: вспомнить исторические события блокады Ленинграда, сформировать мнение по теме.
2.Организационная часть.
Участники рассаживаются за столы.
Педагог: Здравствуйте, уважаемые участники круглого стола «Блокада Ленинграда» Я приветствую вас на нашем мероприятии, посвященном освобождению Ленинграда от фашистской блокады. Это важнейшее событие в жизни не только России, но и всего прогрессивного человечества. Ленинградская блокада навсегда вошла в историю нашей страны. Она стала ее символом, событием, являющемся для народа примером стойкости духа, источником силы. Фактически у стен Ленинграда решалась судьба нашего государства. Мы собрались для того, чтобы поразмышлять в своем кругу о роли Ленинграда, об исторической памяти и тех современных проблемах, которые вытекают из этого факта. Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору Великой Отечественной войны. Ни жестокие бомбардировки с воздуха, ни артиллерийский обстрел, ни постоянная угроза смерти не сломили железной воли и патриотического духа ленинградцев. 900 - дневная защита осажденного города – это легендарная повесть мужества и героизма, которая вызвала удивление и восхищение современников и навсегда останется в памяти грядущих поколений. Ленинградцы до конца остались верными родине. Город-герой – вот имя, которое благодарно присвоил Ленинграду советский народ.
Педагог: Наше мероприятие пройдет в форме круглого стола. Напоминаю, что круглый стол предполагает заслушивание выступлений и их активное обсуждение всеми участниками. Предлагается следующий регламент работы: выступление – 3-5 мин. Затем обсуждение.
3. Основная часть
Обсуждение вопросов круглого стола
Педагог: Приступая к обсуждению темы, давайте вспомним официальное понятие Блокады Ленинграда.
 Блокада Ленинграда – военная блокада немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), длившаяся с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) – 872 дня.
Педагог: существует несколько ключевых вопросов связанных с блокадой Ленинграда:
Была ли блокада?
Проблема голода
Роль «дороги жизни»
Педагог: Приступаем к работе круглого стола. Слово предоставляется Симонян Ольге с проблемой - Почему для блокады был выбран именно Ленинград? (обсуждение проблемы)
Педагог: Самой актуальной темой стала роль «Дороги жизни» в жизни осажденного города. Разрешите предоставить слово Делову Сергею с выступлением – «Дорога жизни»: водители и дорожники. (выступление участников круглого стола), (обсуждение).
Педагог: Одной из сложнейших и неоднозначных проблем блокадного города была проблема детей, их вклад в освобождение Ленинграда. По квартирам, дворам шныряли мальчишки и девчонки – собирали пустые бутылки. Целыми мешками относили их к военкоматам, отвозили на тележках. Оттуда бутылки отправляли на заводы, где, наполненные горючей смесью, они превратились в грозное оружие против танков. Более миллиона бутылок собрали тогда ленинградские школьники.
Педагог: Предлагаем прослушать размышления по данной проблеме Ачыловой Лии.
(обсуждение)
Педагог: Внешний враг был всем известен – это германский фашизм. Но самым страшным внутренним врагом каждого жителя блокадного Ленинграда был голод.
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря священным даром назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь
 Слово предоставляется Синицыну Михаилу (обсуждение).
4. Заключительная часть
Педагог: в последнее время мы все чаще сталкиваемся с попытками фальсифицировать историю, реабилитировать фашизм, нацизм, нормой становится уничтожение памятников, посвященных Великой Отечественной войне! На фоне этих событий современная российская молодежь должна сделать все возможное для того, чтобы сохранить и защитить историю Великой Победы.
5.Рефлексия
Педагог: Какие выводы вы для себя сделали, став участниками круглого стола? Была ли тема круглого стола актуальной?
(ответы участников)