План-конспект урока Александр Андреевич Чацкий : побеждёный или победитель?


План-конспект урока русской литературы
Класс: 9.
Дата: 15 ноября 2013 года.
Тема урока. «Александр Андреевич Чацкий : побеждёный или победитель?»
Опорные знания и умения:
- владение содержанием текста комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»;
- знание литературно-критического материала по произведению;
- ...
Обучающая цель урока:
- готовность учеников успешно выполнить тест учебных достижений
Цель урока на языке учащихся:
В ходе сегодняшнего урока учащиеся научатся:
- определять композиционную схему комедии «Горе от ума», отслеживать развитие любовного и социального конфликтов комедии;
- давать оценку высказываниям персонажей, обобщать свои наблюдения, судить о героях на основании их высказываний;
Задачи урока:
- способствовать воспитанию чувства ответственности за свои поступки и слова;
- создать условия для развития способностей учащихся к самооценке, культуры индивидуальной и кооперативной (парной, групповой) деятельности.
Ход урока:
Этапы урока
Содержание основных этапов урока

Оргмомент
(5 минут)
Четверостишие и победе и поражении
В жизни каждого из нас часто случаются ситуации, когда трудно определить, прав ты или виноват, победил или потерпел поражение. Неслучайно писатели рассуждают об этом на страницах своих произведений. Одно из них – комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Анализируя комедию на прошлом уроке, мы столкнулись с проблемой - Александр Андреевич Чацкий : побеждёный или победитель? Её и постараемся сегодня разрешить.
Оценочные листы.
Перед вами тест учебных достижений, его вы должны будете выполнить в конце урока, просмотрите его задания и сформулируйте задачи урока. Помогут вам в этом глаголы-помощники. (формулируют задачи).
Победитель или побеждённый? Предлагаю каждому из вас подобрать свои ассоциации к каждому слову (подбор ассоциаций).

Этап проверки первоначального восприятия
(5 минут)
Основа сегодняшнего урока – не только наш житейский опыт и умение рассуждать, но и текст комедии. Предлагаю вам выполнить задания входного контроля по тексту, которые помогут каждому из вас понять, насколько хорошо вы владеете текстом. (Индивидуальная работа: выполнение заданий, взаимопроверка, взаимооценка; парная работа: обсуждение)

Этап анализа литературного произведения
(21 минута)
Первый модуль.
Ключевая проблема «Век нынешний и век минувший»
Задание. Обсудить в группах подобранные дома высказывания, характеризующие жизненные правила двух миров – мира Чацкого и мира Фамусова. Разработать «кодексы чести» обоих героев (из 6-7 высказываний), обосновать свой выбор.
Групповая работа: обсуждают выбранные ими высказывания, составляют «кодексы чести».
Фронтальная работа: оглашение и обсуждение выбранного материала.
Подведение итогов обсуждения:
Чьи взгляды нам ближе? Почему?
На чьей стороне автор? Почему?
Какого разрешения конфликта ждёт читатель?
Второй модуль.
Ключевая проблема «Композиция и разрешение конфликтов в комедии»
Фронтальная работа: беседа по вопросам.
Вопросы:
Перескажите кратко концовку комедии.
Какой момент можно назвать кульминационным? Почему?
Где развязка? Как разрешаются конфликты? Почему?
Почему развязка социального конфликта не разрешается в 4 действии?
Третий модуль
Парная работа: в 3-4 предложениях порассуждать на тему урока «Чацкий: побеждённый или победитель?»
Фронтальная работа: зачитывание творческих работ, комментарии к ним.
Подведение итогов обсуждения: в любовном конфликте – побеждённый, в социальном- победитель.

Этап обобщения
5 минут
Индивидуальная работа учащихся: Выполнение теста учебных достижений. Самопроверка. Самооценка в процентах.
Учитель просматривает полученные результаты.

Домашнее задание
1 минуты
Учитель обращает внимание на карточки с домашним заданием и предлагает каждому выбрать себе задание индивидуально.

Рефлексия. Самооценка. Взаимооценка
5 минут
Проводится с использованием глаголов-помощников.
Учащиеся проводят самооценку и взаимооценку своей деятельности на уроке (в оценочных листах)

Выставление отметок
3 минуты
Учитель выставляет и комментирует отметки.




 См. приложение 1
 См. приложение 3
 См. приложение 2
 См. приложение 4











15