Сочинение-описание местности на основе личных наблюдений с обрамлением.


Тема. Речевая деятельность. Сочинение-описание местности на основе личных наблюдений с обрамлением.
Цель: развивать творческие способности у учащихся, умение видеть и передавать увиденное в публицистическом и художественном стилях речи.
Оборудование: тексты, рисунки учащихся, фотографии усадеб писателей ( И.С.Тургенева, М.Ю.Лермонтова и других).

Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Беседа.
1) Что такое описание как тип речи?
2) Что значит деловое и художественное описание?
3) В каких стилях речи встречаются описания местности? 4) Какую роль играют такие описания в тескте?

2. Выразительное чтение текстов.
(Тексты – на каждой парте. Они могут быть для всех одинаковыми, могут быть разными (по два-три текста) – на усмотрение учителя.)
Остров, на котором стояла дедовская хата, был, конечно, самым таинственным местом на свете.
За домом лежали два огромных глубоких пруда. Там всегда было сумрачно от старых ив и темной воды.
За прудами, вверх по склону, подымалась роща с непролазным орешником. За рощей начинались поляны, заросшие по пояс цветами За полянами на пасеке курился слабый дымок около дедовского шалаша. А за дедовским шалашом шли неизвестные земли – красные гранитные скалы, покрытые ползучими кустами и сухой земляникой.
(К.Паустовский)

Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня, около разбросаны были деревянные избы с их огородами и колодезями Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею
(А. Пушкин)

Белый господский дом и церковь, расположенные на горе, вдруг ярко засеяли посреди темных, покрытых еще густою тенью деревьев и избушек; в свою очередь сверкнуло за ними дальнее озеро; с каждою минутой выскакивали из мрака новые предметы: то ветряная мельница с быстро вращающимися крыльями, то клочок озими, который как бы мгновенно загорался Наконец-то заблистали вдалеке маковки церквей, глянули кровли, здания, а там выставилась из-за горизонта и вся гора, по скату которой расползался город. На песчаных отмелях широкой реки, огибавшей гору, белелся монастырь.

(Д. Григорович)



Жилище Чурисенка составляли: полусгнивший, подопрелый с углов сруб, погнувшийся набок и вросший в землю так, что над самой навозной завалиной виднелись одно разбитое красное волоковое оконце с полуоторванным ставнем и другое заткнутое хлопком. Рубленные сени, с грязным порогом и низкой дверью, другой маленький срубец ворота и плетеная клеть лепились около главной избы Перед двором был колодезь с развалившимся срубиком Около колодца стояли две старые, треснувшие и надломленные ракиты с редкими бледно-зелеными ветвями

(Л. Толстой)

Родовая усадьба Лутовиновых занимала тридцать девять десятин в березовой роще на пологом холме Иван Иванович (Лутовинов, дядя матери И. С. Тургенев – прим.авт.) построил при въезде в усадьбу большую, просторную каменную церковь.
На расстоянии сотни метров от нее был выстроен из крепкого дуба главный усадебный дом в два этажа с двумя кирпичными полукруглыми галереями, с колоннами и нишами и деревянными флигелями Дом и галереи имели вид широко изогнутой подковы. Перед домом был разбит цветник: прекрасные аллеи роз, на клумбах – тюльпаны, ирисы, пионы, левкои, астры. Цветник замыкался зарослями сирени, жасмина, жимолости и акации. В центре – большая клумба пионов, с красивой стройной лиственницей посередине.
Позади дома располагались службы – помещения для прислуги
Посередине усадебного двора – высокий столб, на нем – двухпудовый колокол и флюгер наверху со сквозной вырезкой цифр «1808» - год основания усадьбы.
Направо и налево от дома – фруктовые сады и ягодники, за ними, около еловой аллеи, - теплицы и оранжереи
У пологого холма, на котором расположена усадьба, были пруды с земляными плотинами и развесистыми ракитами. Эти пруды замыкали парк с западной и восточной сторон.

( С. Липеровская)

3. Составление простого плана.
(В плане должна быть указана последовательность описания.)

Первый текст: вид с небольшой возвышенности.
Самый таинственный остров.
Пруды за дедовской хатой.
Роща за прудами.
Поляны за рощей.
Пасека около шалаша за рощей.
Неизведанные земли.

Второй текст: в пути, из окна кареты (в движении).
Речка вытекающая из широкого озера.
На холме над рощей – кровля и бельведер (надстройка над зданием) дома.
Пятиглавая церковь и колокольня.
Избы с огородами и колодезями.
Березовая роща.
Серенький домик с красной кровлей.

Третий текст: вид снизу вверх, в движении.
Дом и церковь на горе.
Дальнее озеро.
Ветряная мельница.
Клочок озими.
Маковки церквей, кровли, здания.
Город на горе.
Монастырь.

Четвертый текст: вид вблизи.
Сруб, вросший в землю.
Сени, порог, низкая дверь.
Маленький срубец.
Ворота и клеть (кладовая) около главной избы.
Колодезь.
Около колодца – две ракиты.

Пятый текст: вид вблизи.
Церковь при въезде в усадьбу.
Дом в два этажа.
Цветник; заросли кустарников, клумба.
Помещения для прислуги.
Посредине двора – столб.
Сады.
Теплицы и оранжереи.
Пруды с плотинами.

4. Слово учителя.

Итак, описывая местность, мы обращаем внимание на мельчайшие детали, перечисляем предметы и указываем их расположение или местонахождение.
В описании местности мы:
обращаем внимание на место, откуда описываем: то ли из окна вагона, машины, дома, то ли сверху обозреваем окрестность, то ли находимся вблизи описываемого места;
перечисляем последовательно предметы, которые видим;
описывая местность, мы высказываем свое отношение к увиденному.

5. Вопросы к учащимся.

Какое из описаний вам понравилось больше?
В каком из текстов передано отношение автора к описываемой местности?
Какими чувствами наполнены описания?
К какому из текстов вы могли бы предложить свои рисунки? Что вы изобразили бы на них в первую очередь?
Все ли тексты написаны в одном стиле?
Какие художественные приемы используют авторы в описании местности?





МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Слово учителя.
У каждого из нас есть любимые места в селе. Они дороги нам, потому что там живут наши близкие или просто потому, что с ними, этими местами, связаны радостные или грустные минуты нашей жизни. В детстве особенно ярки любые впечатления. То, что взрослые порой не замечают, дети увлеченно, до мельчайших деталей рассматриваются, познавая мир.

ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
ВОСПРИЯТИЕ УЧАЩИМИСЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Демонстрация рисунков учащихся с изображением местности.
Двор школы или дома; дорога, по которой они идут в школу; вид из окна дома или школы.
«Озвучивание» рисунков.
(Учащиеся подготовили сочинения на одну из данных тем; те, кто не смог нарисовать, зачитывают свои работы.)
Работа на черновиках.
(Ученики делают исправления, вносят дополнения в свои сочинения.)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Закончить работу над сочинением.




15