Конспект урока по обществознанию на тему Экономика семьи


Московская область, Ленинский район, г. Видное
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Видновская СОШ №4
УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
«Экономика семьи»
7 класс
Подготовила:
учитель истории
Мазуряк Виктория Михайловна
г.Видное2015
Урок по обществознанию (с элементами математики).
7 класс.
«Экономика семьи»
Цели:
подвести учащихся к пониманию того, что такое хозяйство семьи, в чем его значение для экономики страны;
познакомить с новыми понятиями: обязательные и произвольные расходы, бюджет, профицит, дефицит бюджета;
продолжить формирование умений работать с текстом, выделять главное, умение делать выводы.
Оборудование: учебник, презентация, проектор.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок – исследование.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке изучали тему функции денег. Давайте вспомним.
Выполним следующее задание. Задание: « Верно или неверно»:
если вы согласны с высказыванием полностью – « в», если нет – «н».
(в каждом ряду по 4 вопроса, всего 3 ряда). Слайды 3,4,5,6.
1-ый ряд:
1.Эквивалент – это товар-посредник.
2.Деньги могут определить стоимость любого товара.
3.Деньгами можно оплатить товар или услугу.
4.Одна из функций денег является быть мерой стоимости.
2-ой ряд:
1.К безналичным деньгам относятся монеты.
2.Роль денег в прошлом могли играть раковины и кусочки меха.
3.Валюта – это денежный знак (бумажные деньги) с обозначенной на ней номинальной стоимостью.
4.Первые монеты в истории появились в Лидии.
3-ий ряд:
1.В нашей стране валюта иностранных государств принимается в магазинах наравне с рублями.
2.Название «копейка» связано с изображением на монете всадника с копьем.
3.Все больше людей в нашей стране пользуются пластиковыми банковскими картами.
4.Купюра – это денежная единица страны, используемая в данном государстве.
Проверим ваши ответы. Выставьте себе оценки самостоятельно. Слайды 7,8.
2. Изучение новой темы. Актуализация знаний.
Исходя из названия темы, давайте вспомним, что такое экономика? (Экономика - ведение домашнего хозяйства; Экономика как наука - наука, изучающая способы распределения ограниченных ресурсов для полного удовлетворения потребностей людей).
Вспомним, что такое семья? Что она в себя включает? Для этого составим кластер со словом семья. Слайд 9.

В кластере записываются мысли (ассоциации к термину) детей.
Семья объединяет близких людей – родителей, детей. Важнейшим признаком семьи является ведение общего хозяйства. Вы все являетесь участниками этого процесса. В каждой семье приобретаются те или иные предметы, производится ремонт квартиры, мебели; бывает, что семья что – то продает из своего имущества. Взрослые, часто и дети, в семье работают, чтобы принести домой деньги.
    Общее хозяйство семьи или экономика семьи складывается из определенных ресурсов.
После заполнения и обсуждения кластера, учащимся предлагается заполнить схему (на слайде 10). Схема "ресурсы семьи". Работа по тексту, стр. в учебнике 150. На заполнение схемы отводится 6-8 минут. Учащиеся работают по учебнику, заполняя каждую ступеньку схемы, приводя пример. После заполнения схемы, идет обсуждение в классе устное, зачитывание результатов.
 
Итак, назовите ресурсы семьи 
1. материальные ресурсы
2. трудовые ресурсы
3. энергетические ресурсы
4. информационные ресурсы
5. финансовые ресурсы.
Физкультминутка.
Мы с вами сегодня остановимся на финансовых ресурсах. Вот послушайте рассказ.
     В одном большом  портовом городе жила-была девочка Вера. Она жила с папой, мамой, бабушкой и старшим братом. С ними еще жила обезьянка Анфиса.  В последнее время Вера все чаще стала просить родителей купить ей новый велосипед, да  побольше. И однажды вечером вся семья собралась в гостиной, чтобы обсудить этот вопрос. Слайд 12.
Как вы думаете, смогут ли родители купить Вере велосипед?
 «Так, разберёмся» - сказал отец. Велосипед стоит 7 000 рублей. Он взял листок  и написал на нём: Ежемесячно на работе я получаю 30 000 рублей. Мама (работает учительницей в школе) получает на работе 26 000 рублей. Бабушка в стороне не осталась. «Я тоже получаю деньги,  8000 рублей». Бабушка получает (пенсию)…. Сын – студент заявил, что тоже приносит деньги в доход семьи. О каких деньгах говорит сын – студент? (о стипендии) Его стипендия  составляет 3 000 рублей. Тут папа вспомнил, что продал одну из своих картин и получил гонорар (авторское вознаграждение) 1 000 рублей.
Зарплата, пенсия, стипендия, гонорар – это виды доходов. Слайд 13.
Доходы семьи – это все денежные средства, получаемые членами семьи из разных источников, а также материальные ценности, получаемые от какой – либо деятельности. Слайд 14.
Доходы бывают фиксированные и переменные. Слайды 14, 15.
Фиксированные доходы – это установленные, не зависящие от качества труда выплаты (заработная плата, пенсия, стипендия).
Переменные доходы – это доходы, которые увеличиваются или уменьшаются  в зависимости от изменения количества и качества труда членов семьи  (прибыль от бизнеса, проценты от сбережений в банке).
Вопрос: Так какой доход у семьи?
Доходы:
                                                    Зарплата папы: 30  000 рублей.
                                                    Зарплата мамы: 26 000 рублей.
                                         +        Пенсия бабушки: 8 000 рублей.
                                                    Стипендия брата: 3 000 рублей.
                                                    Гонорар за картину: 1 000 рублей.
_________________________
Итого: 68 000рублей.
Итак, к важнейшим источникам дохода семьи отнесем:
1. заработная плата ее членов,
2. социальные выплаты (пенсии, стипендии, пособия)
3. доход с предпринимательской деятельности
4. доход с операций с личным имуществом и денежными накоплениями
5. натуральный доход ( приусадебное хозяйство, выигрыши)
 Ура! Обрадовались Вера и Анфиса. На эти деньги можно купить не один велосипед. А мама взяла другой лист и стала на нем писать. Какой  же список составила она. Слайды 17-20.
                                       Продукты– 25 000 рублей
Оплата обедов – 3 000 рублей
Оплата за квартиру, свет - 7 000 рублей.
Оплата за детский сад – 4200 рублей.
Оплата занятий-5000 рублей
Проезд на общественном транспорте – 2 800 рублей.
Прочие расходы – 3 000 рублей
                                          Итого: 50 000 рублей
Все что записала мама – это расходы семьи.
Расходы - это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт обслуживание каких-либо изделий, услуг.
Расходы делятся на две группы:  обязательные и произвольные.
Обязательные Произвольные
Оплата за квартиру Циклические: одежда  2-3 сезона, подписка 2 раза в месяц.
Проездной билет Непредвиденные: сломалась бытовая техника, лекарства, обувь, украшение.
Покупка основных продуктов питания Сезонные: закупка семян, крышки, сахар, специи.
Сосчитайте, пожалуйста, каковы расходы семьи? Чего больше? Доходов или расходов? Слайд 21.
Папа посмотрел  на эти два числа и сказал: «Сейчас подведём баланс». Папа из числа 68 000 отнял число 50000, и получилось? (18000). Вера и Анфиса опять обрадовались: «Осталось ещё велосипедных 18000 рублей.»,- сказали они. «Это совсем не велосипедные денежки. Это наши сбережения» - сказал папа. Хорошо сказал папа, на 7000 купим велосипед, а оставшиеся деньги отнесём в банк на хранение.
Что составила семья? Так вот, совокупность доходов и расходов за определенный период времени называют бюджетом. Слайд 22.
Бюджет  семьи – совокупность всех доходов и расходов семьи за определенный период времени.
Вопрос: А для чего он нужен? (А нужен он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство).
Учитель представляет вниманию учащихся следующие формулы:
Д > Р = Профицит бюджета
Д< Р = Дефицит бюджета
Д= Р = Равноценный (равный) бюджет.
3. Рефлексия.
Какие семейные ресурсы перечислены ниже?
Семье Ивановых принадлежит квартира, домик в деревне и небольшой участок земли за городом. Родители и старший сын работают, а младшая дочь еще учиться в школе, но только она умеет лучше всех в доме готовить домашнее печенье и торты. Раз в год глава семьи получает проценты от вклада, помещенного в банк, а также плату за землю, которую он сдает в аренду местным жителям под выращивание цветов.
Примерный ответ:
Квартира, домик в деревне - материальные ресурсы
Родители и старший сын - трудовые ресурсы
Знания дочери рецептов приготовления печенья и тортов - информационные
Зарплата родителей и сына - финансовые ресурсы
Проценты - доход от сбережений в банке
Рента за земельный участок - собственность.
Крепкая семья держится на чувствах любви, взаимоуважения, взаимопомощи родителей, детей. Но эта духовная основа семьи должна иметь под собой прочную материальную базу – экономику семьи. Чтобы любовь, которая создает семью, не разбилась о трудности быта нужно учиться вести семейное хозяйство.
4. Домашнее задание. Слайд 23.
§ 18, задания 1-3 (в классе и дома) - письменно
Рассчитать вместе с родителями семейный бюджет на месяц, по следующей схеме:
Доход Расход
обязательные платежи Питание Промтовары Культурно-бытовые услуги