Рабочая программа по биологии 9 класс Каменский А.А., Пасечник В.В.


1.Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основании авторской программы А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника с учетом примерной программы основного общего образования по предмету
биология в 9 классе.
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно правовых документов:
1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего основного общего, среднего общего образования»
2.Учебный план школы на 2015-2016 учебный год.
3.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
4.Календарный график МБОУ СОШ №36 на 2015-2016 учебный год:
Цели:
1. освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
2.овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
3.развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
4.воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе;
5.использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для:соблюдения правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основ безопасности собственной жизни. Культуры отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Уровень обучения - базовый.
Особенности организации учебного процесса: классно – урочная.
Используемые технологии (формы, методы).
Формы организации:
-индивидуальные;
-групповые;
-фронтальные;
-экскурсии.
Также на уроке используются формы контроля знаний, умений и навыков:
-наблюдение;
-беседа;
-фронтальный опрос;
-тестирование;
-работа с карточками.
Промежуточная аттестация проводится в конце первой и третьей четверти в виде контрольной работы.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника. Учебное содержание курса биологии включает: «Биология 9 класс. Введение в общую биологию и экологию ». В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях ее организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов. Учащиеся получают знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции.
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.
4. Описание ценностных ориентиров (специфика) содержания учебного предмета.
Само понятие ценности предполагает наличие ценностного отношения к предмету, включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), в качестве ценностных ориентиров биологического образования как в основной, так и в старшей школе выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. По сути ориентиры представляют собой то, чего мы стремимся достичь. При этом ведущую роль в курсе биологии играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых – изучение природы. Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения биологии, проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности, ценности биологических методов исследования объектов живой природы, понимании сложности и противоречивости самого процессе познания как извечного стремления к истине.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Изучение биологии в 9 классе обусловливает достижение следующих личностных результатов:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного на, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности ;Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы , модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Смысловое чтение;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Формирование и развитие компетентности в области использовании.
Предметными результатами.
Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;
Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по от ношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
Освоение приёмов оказания первой помощи , рациональной организации охраны труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
6.Содержание учебного предмета, курса
Содержание курса биологии 9 класса посвящено основам общей биологии. Оно направлено на обобщение обширных фактических знаний и специальных практических умений, сформированных в предыдущих классах; тесно связано с развитием биологической науки в целом и характеризует современный уровень развития биологии.
Введение
Биология как наука и методы её исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки деятельности человека.
Раздел 1Уровни организации живой природы
Тема 1.
Молекулярный уровень
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Тема.2Клеточный уровень
Основные положения клеточной теории. Клеточная мембрана. Ядро.Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Контрольная работа №1 «Молекулярный и клеточный уровень». Работа над ошибками. Эукариоты и прокариоты. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.Энергетический обмен в клетке. Питание клетки. Фотосинтез и хемосинтез. Гетеротрофы. Синтез белков в клетке. Митоз.
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Тема.3 Организменный уровень Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
Тема.4 Популяционно – видовой уровень
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
Тема 5 Экосистемный уровень Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества. Саморазвитие экосистемы.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.
Тема 6 Биосферный уровень
Контрольная работа №2 «Организменный, популяционно-видовой уровень». Работа над ошибками. Биосфера. Среда обитания. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере.
Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».
Раздел 2 Эволюция .Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и её относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Экскурсия: Причины многообразия видов в природе.
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни .Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
Раздел 4. Экология 
Экологические факторы .Экологические ресурсы. Адаптация организмов. Межвидовые отношения организмов. Экологическая регуляция.
Раздел 5. Биосфера и человек.
Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. Повторение материала за 9 класс. Защита рефератов.
7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ Тема. ПодтемаКол –во часов Планируемая дата Фактическая дата УУД
Познавательная Регулятивная Коммуникативная
1 Введение. Вводный инструктаж Биология – наука о жизни. 1 02.09 соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
применять методы биологической науки для изучения общих биологических
закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах,
экосистемы своей местности;
владеть составляющими проектной и исследовательской деятельности по изучению
общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить
доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличи
тельные признаки живых организмов; существенные признаки биологических
систем и биологических процессов;
обсуждают результаты работы . вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений
обсуждают результаты работы . вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений
2 Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого 1 04.09 3 Молекулярный уровень общая характеристика 1 11.09 4 Углеводы 1 14.09 5 Липиды 1 18.09 6 Состав и строение белков 1 21.09 7
8 Функции белков 1 28.09 9
10 Нуклеиновые кислоты 1 05.10 11 АТФ и другие органические соединения клетки 1 09.10 1213 Биологические катализаторы. Вирусы 1 16.10 14 Основные положения клеточной теории
Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана 1 19.10 15 Ядро Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды
1 23.10 16 Контрольная работа №1 «Молекулярный и клеточный уровень» 1 26.10 17 Работа над ошибками. Клеточный центр. Органоиды движения, клеточные включения 1 30.10 18 Различия в строении клеток эукариот и прокариот 1 06.11 1919 ТБ. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм 1 09.11 20 Энергетический обмен в клетке 1 13.11 21 Питание в клетке 1 16.11 22 Фотосинтез и хемосинтез 1 20.11 23 Гетеротрофы 1 23.11 24 Синтез белков в клетке 1 27.11 25 Деление клетки. Митоз 1 30.11 26 Обобщение главы 1 04.12 27 Бесполое размножение организмов 1 07.12 28 Половое размножение организмов 1 11.12 29 Оплодотворение 1 14.12 30 Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон 1 18.12 31 Закономерность наследия признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание 1 21.12 умение работать с различными источниками информации\, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.
умение работать с различными источниками информации\, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы
умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете
умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете
. учащиеся учатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, осваивают разные формы чтения
учащиеся учатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, осваивают разные формы чтения
32 Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание 1 25.12 33 Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков 1 28.12 34 ТБ.Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Перекрест 1 15.01 35 Взаимодействие генов 1 18.01 36 Генетика пола. Сцепленное с полом наследование 1 22.01 37 Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции 1 25.01 38 Мутационная изменчивость 1 29.01 39 Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова. Красная книга Башкортостана. 1 01.02 40 Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов 1 05.02 41 Критерии вида 1 08.02 42 Популяции 1 12.02 43 Биологическая классификация 1 15.02 44 Сообщество, экосистема 1 19.02 45 Биогеоценоз. Определять биоценозы, экосистемы и биогеоценозы местности. 1 22.02 46 Состав и структура сообществ 1 26.02 47 Потоки вещества и энергии в экосистеме. Городские и промышленные экосистемы Башкортостана. 1 29.02 48 Продуктивность сообщества 1 04.03 49 Саморазвитие экосистемы Агроэкосистемы Башкортостана 1 07.03 50 Экологическая сукцессия 1 11.03 51 Биосфера 1 14.03 52 Контрольная работа №2 «Организменный, популяционно-видовой, экосистемный уровень» 1 18.03 53 Работа над ошибками. Среды жизни 1 21.03 54 ТБ. Средообразующая деятельность организмов 1 04.04 55 Круговорот веществ в биосфере 1 08.04 56 Развитие эволюционного учения Ч.Дарвин 1 11.04 57 Изменчивость организмов 1 15.04 58 Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения 1 18.04 59 Борьба за существование и естественный отбор 1 22.04 60 Формы естественного отбора 1 25.04 61 Изолирующие механизмы. Видообразование 1 29.04 62 Макроэволюция. Основные закономерности эволюции 1 02.05 63 Возникновение жизни на Земле. Люди пещеры Шульген-Таш1 06.05 умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
умение слушать учителя и отвечать на вопросы. Работают по плану
64
65 Гипотеза Опарина – Холдейна. Современные гипотезы. Основные этапы развития
Протерозои, палеозои, мезозои, кайнозои 1
13.05 67 Повторение материала за 9 класс 1 16.05 68 Защита рефератов 1 20.05 8. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
УМК (учебно - методических комплект) серии «Линия жизни» под редакцией В. В. Пасечника с 5 по 9 класс:
Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл./ А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. – М.:Дрофа, 2008. -303с.
В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2010. – 96 с.
Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010.
В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2010. – 96 с.
В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: компьютер, мультимедиапроектор, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы, выход в Интернет.
Комплекты печатных демонстрационных пособий(таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов) по всем разделам школьной биологии находят широкое применение в обучении биологии.