Рабочая программа по биологии 10 класс к учебнику А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник Общая биология


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО»
Директор МБОУ СОШ № 1 Зам. директора по УВР
И.В.Ефремова Н.В.Завалишина _____________________________ ______________________________
«_______»____________2015г. «_______»______________2015г.
Рабочая программа по биологии в 10 «А» классе
Учитель биологии: Шальнева Светлана Николаевна

г.о.Коломна 2015 – 2016 учебный год
Рабочая программа по биологии
Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования , утвержденный приказом Мин.обр.России от 05.03.2004г., № 1089 «Об утверждении федерального стандарта основного общего образования»;
Примерными программами среднего (полного) общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. №03– 1263);
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В.В. Пасечника. Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология». Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодёжи.
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в классах среднего звена, а также приобретённых на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.
В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. В конце каждого раздела обозначены межпредметные связи курса «Общая биология» с другими изучаемыми предметами.
В результате изучения предмета учащиеся старших классов приобретают знания об особенностях жизни как формах существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации; о фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами; о сущности процессов обмена веществ, онтоге6нгза, наследственности и изменчивости, об основных теориях биологии – клеточной, хромосомной, эволюционной, теории наследственности; об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
Учащиеся научатся пользоваться общебиологическими закономерностями для объяснения вопросов происхождения и развития жизни на Земле; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; решать генетические задачи; работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять планы, конспекты, писать рефераты; владеть языком предмета.
Содержание курса направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
• овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
• воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
На изучение биологии в 10 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год.
Данная программа реализуется с помощью учебника: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М. : Дрофа, 2014.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
Результаты изучения курса «Общая биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.
Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:
- текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);
- аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);
- аттестация по итогам года;
- формы учета достижений (урочная деятельность, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.)
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
- исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
В основе осуществления целей образовательной программы гимназического обучения используется личностно-ориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.
Одним из условий формирования компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Содержание программы.
Введение
Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.
Основы цитологии
Методы цитологии. Клеточная теория. Химический состав клетки. Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке. Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. Строение и функции белков. Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. АТФ и другие органические соединения клетки. Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Органоиды клетки. Сравнение прокариотических и эукариотических клеток. Сравнение клеток растений, животных и грибов. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке. Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез. Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.
Обучающиеся должны знать: что изучает наука цитология; какое строение имеют клетки; как происходит обмен веществ и энергии в клетке, синтез белков; что такое генетический код; что представляют собой вирусы.
Обучающиеся должны уметь: характеризовать основные положения клеточной теории, строение клетки, органоиды клетки, сравнивать клетки прокариоты и эукариоты, процессы ассимиляции и диссимиляции, фотосинтез и хемосинтез, автотрофный и гетеротрофный типы питания, объяснять процессы синтеза белка в клетке и митоза.
Размножение и индивидуальное развитие организмов
Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз. Мейоз. Бесполое размножение. Половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение. Онтогенез – индивидуальное развития организма. Эмбриональный период. Постэмбриональный период.
Обучающиеся должны знать: как размножаются различные виды живых организмов; какими способами делится клетка; как формируются гаметы и происходит оплодотворение; как развивается зародыш.
Обучающиеся должны уметь: характеризовать процессы развития гамет, оплодотворения, индивидуального развития организмов, сравнивать бесполое и половое размножение, эмбриональный и постэмбриональный периоды развития.
Эволюция биосферы и человек
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции различных групп растений и животных. Филогенетические связи в живой природе. Современные классификации живых организмов.
Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные программы оздоровления природной среды.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах; репродукций картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов, таблиц, иллюстрирующих структуру биосферы; схем круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; влияния хозяйственной деятельности человека на природу.
Учебно-тематический план
Тема Кол-во
часов
Введение 4
Основы цитологии 16
Строение клетки 13
Обмен веществ и энергии 16
Размножение и индивидуальное развитие организмов 11
Эволюция биосферы и человек 5
Итоговое повторение 5
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать /понимать
• основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере;
• строение биологических объектов: клетки;
• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
• биологическую терминологию и символику;
уметь
• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
• решать элементарные биологические задачи;
• сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих;
• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни;
• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Календарно – тематическое планирование по биологии в 10 классе (2ч. в неделю, всего 70 часов)
№п/п Разделы, темы уроков Оборудование Учащиеся должны знать Учащиеся должны уметь Домашнее
задание Дата по плану Дата по факту
Введение (4 ч.) 1 Инструктаж по ТБ на уроках биологии.
Краткая история развития биологии. Что изучает биология. Ученых биологов.
ТБ на уроках биологии. Приводить примеры. Заполнять самостоятельно таблицу. П.1 2 Методы исследования в биологии.
Интерактивные таблицы. Что такое наука. Какие методы исследование применяются в биологии. Давать характеристику методам исследования биологии. П. 2 3 Сущность жизни и свойства живого. Что такое жизнь. Структурно – функциональная единица живого. Свойства живого. Давать характеристику свойствам живого. Приводить примеры. П. 3 4 Уровни организации живой материи. Интерактивные таблицы. Природные сообщества. Уровни организации живой материи. Приводить примеры, давать характеристику уровням организации живой материи. П.4 Основы цитологии (16 ч.) 5 Методы цитологии. Клеточная теория. Что такое клетка, каковы ее размеры. Методы цитологии. Положения клеточной теории. Устройство микроскопа. Пользоваться микроскопом. Приводить примеры. П.5 6 Особенности химического состава клетки. Интерактивные таблицы. Химический состав клетки. Органические и неорганические вещества клетки, макро - и микроэлементы. Отвечать на вопросы в конце параграфа. П. 6 7 Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. Интерактивные таблицы. Роль воды в живых организмах. Какое количество воды содержится в разных клетках. Уметь перечислять свойства воды, приводить примеры. П.7 8 Минеральные вещества и их роль в клетке. Интерактивные таблицы. Какие вещества называются минеральными. Что такое диссоциация и ионы. Самостоятельно работать с текстом учебника. П. 8, повт.п.6-7 9 ТУЗ «Химический состав клетки» 10 Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. Интерактивные таблицы. Строение, значение и функции углеводов в клетке. Называть функции углеводов, приводить примеры. П.9 11 Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. Интерактивные таблицы. Классификацию жиров, их функции. Продукты, содержащие жиры. Значение жиров. Пользоваться полученными знаниями в быту. Называть функции липидов. П. 10 12 Строение и классификация белков. Интерактивные таблицы. Строение и функции белков. Продукты, содержащие белки. Значение белков для организма. Давать характеристику каждой структуре белка. П. 11 13 . Функции белков.
Интерактивные таблицы. П.11 14 Л.р. «Строение и функции белков» Интерактивные таблицы. Самостоятельно работать с таблицами. Зарисовывать, делать выводы. 15 Нуклеиновые кислоты. Строение ДНК. Интерактивные таблицы. Роль ядра в клетке. Строение ДНК. Принцип комплементарности. Строение нуклеотида. На модели ДНК объяснять ее строение. П.12 16 Строение РНК. Интерактивные таблицы. Строение РНК, ее виды, функции РНК. Называть типы молекулы РНК, давать характеристику, приводить примеры. П.12, 17 АТФ и другие органические соединения клетки.
Интерактивные таблицы. Для чего организму нужна энергия. Строение и функции АТФ. Витамины и их роль в организме. Приводить примеры. Применять знания в быту. П. 13 18 ТУЗ «Нуклеиновые кислоты» Для чего организму нужна энергия. Строение и функции АТФ. Витамины и их роль в организме. 19 Обобщение по теме «Основы цитологии». Уметь обобщать, систематизировать знания, делать выводы. П. 5, 6, 9, 10, 11, 12, 13 20 Контрольная работа по теме «Основы цитологии». Строение клетки (13 ч.) 21 Анализ к.р.
Строение клетки. Клеточная мембрана. Интерактивные таблицы. Строение и функции мембраны клетки Уметь зарисовывать, давать характеристику. П.14 22 Строение клетки. Ядро. Интерактивные таблицы. Строение и функции ядра. Хромосомный набор клетки. Делать выводы, приводить примеры. П. 14 23 Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. Интерактивные таблицы. Строение и функции цитоплазмы, клеточного центра и рибосом. Самостоятельно работать с таблицами и учебником, зарисовывать схему строения органелл клетки. П. 15 24 Строение клетки. ЭПС. Лизосомы. Клеточные включения. Комплекс Гольджи. Интерактивные таблицы. Почему комплекс Гольджи хорошо развит в клетках желез внутренней секреции. Что такое ЭПС. Функции лизосом. Самостоятельно работать с таблицами и учебником, зарисовывать схему строения органелл клетки. П. 16 25 Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. Интерактивные таблицы. Строение и функции митохондрий. Пластиды. Самостоятельно работать с таблицами и учебником, зарисовывать схему строения органелл клетки. П. 17 26 Лаб.р. «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука». Микроскопы, луковица, вода, раствор соли. Как протекают процессы плазмолиза и деплазмолиза. Готовить микропрепараты, зарисовывать, наблюдать, делать выводы. П. 17 27 Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток. Интерактивные таблицы. Что такое прокариоты и эукариоты. Строение. Образование спор. Размножение прокариот. Сходства и различия в строении прокариот и эукариот. Уметь называть черты сходства и различия прокариот и эукариот. П. 18, повт. П.14-17 28 ТУЗ «Органоиды клетки, их функции»
29 Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов. Интерактивные таблицы. Сходства и различия в строении клеток растений и животных и грибов. Особенности строения грибов. Уметь сравнивать клетки растений и животных. П. 19 30 Лаб.работа «Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов» Микроскопы, готовые микропрепараты клеток растений, животных и грибов. Черты сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов. Пользоваться микроскопом, зарисовывать, делать выводы. П. 19 31 Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Интерактивные таблицы. История открытия вирусов. Строение и размножение вирусов. Вирусные заболевания. Бактериофаги. Заботиться о своем здоровье. Использовать полученные знания. П. 20 32 Обобщение по теме «Строение клетки» Строение и функции клеток и органелл. Делать выводы, анализировать, приводить примеры. П. 14,17,19,20 33 Контрольная работа по теме «Строение клетки»
Обмен веществ и энергии
(16 ч.) 34 Анализ к.р.
Обмен веществ и энергии в клетке. Интерактивные таблицы. Что такое метаболизм, гомеостаз, биологические катализаторы, какую функцию они выполняют. Уметь давать характеристику процессам ассимиляции и диссимиляции. П. 21 35 Энергетический обмен в клетке. Интерактивные таблицы. Химическая природа АТФ. Этапы энергетического обмена. Что такое гликолиз. Уметь объяснять по схеме процесс энергетического обмена. П. 22 36 Энергетический обмен в клетке. Интерактивные таблицы. Что такое гликолиз. Спиртовое брожение, клеточное дыхание. Уметь записывать уравнения, характеризующие процессы энергетического обмена. П. 22 37 Питание клетки. Автотрофы. Гетеротрофы. Интерактивные таблицы. Способы питания клетки. Кто такие автотрофы и гетеротрофы. Давать характеристику автотрофам и гетеротрофам, приводить примеры. П. 23 38 Автотрофное питание. Фотосинтез. Интерактивные таблицы. Виды автотрофного питания. В каких органоидах происходит фотосинтез. Давать характеристику процессу фотосинтеза. П. 24 39 Автотрофное питание. Хемосинтез. Интерактивные таблицы. Что такое хемосинтез. Каких организмов на Земле больше – хемосинтетиков или фотосинтетиков. Значение для с/х. Давать характеристику процессам фотосинтеза и хемосинтеза. П. 25,повт. П.23-24 40 ТУЗ «Питание клетки» Что такое хемосинтез. Каких организмов на Земле больше – хемосинтетиков или фотосинтетиков. Значение для с/х. Приводить примеры. 41 Генетический код. Транскрипция.
Интерактивные таблицы. Генетическая информация, генетический код. Схема процесса транскрипции. Пользоваться таблицей генетического кода. П.26 42 Генетический код. Трансляция. Интерактивные таблицы. Что такое трансляция. Схема процесса. Из чего состоит полисома. Где и как происходит биосинтез белка. Объяснять процесс трансляции. П. 26 43 Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме. Интерактивные таблицы. Механизм регуляции синтеза белка у прокариот. Что такое оперон и репрессор. Уметь самостоятельно работать с учебником и таблицами. П. 27 44 Механизм регуляции синтеза белка у эукариот.
Интерактивные таблицы. Механизм регуляции синтеза белка у эукариот. Отвечать на вопросы параграфа. П.27 45 Жизненный цикл клетки. Интерактивные таблицы. Жизненный цикл клетки. Что такое апоптоз. Репликация ДНК. Зарисовывать схемы. Делать выводы. П. 28 46 Митоз. Амитоз. Интерактивные таблицы. Митоз, фазы митоза. Амитоз. Давать характеристику фаз митоза. Зарисовывать схему фаз митоза. П.29 47 Мейоз. Интерактивные таблицы. Мейоз. Механизм мейоза. Кроссинговер. В чем отличие мейоза от митоза. Биологическое значение мейоза. Уметь давать характеристику мейоза и митоза. П.30 48 Обобщение по теме «Жизненный цикл клетки».
Делать выводы, приводить примеры. П.26,28,29,30 49 Контрольная работа по теме «Жизненный цикл клетки»
Размножение и индивидуальное развитие организмов (11 ч.) 50 Анализ к.р.
Формы размножения организмов. Бесполое размножение организмов. Интерактивные таблицы. Что такое размножение. Бесполое размножение, его виды. Биологическое значение бесполого размножения. Давать характеристику видов бесполого размножения. Приводит П. 31 51 Формы размножения организмов. Половое размножение организмов. Интерактивные таблицы. Способы полового размножения. В чем преимущество полового размножения перед бесполым. Кто такие гермафродиты. Строение и функции яйцеклетки и сперматозоида. Систематизировать, анализировать. П.32 52 Развитие половых клеток. Что такое гаметогенез. Особенности сперматогенеза и оогенеза. Работать с текстом, с таблицей «Схема гаметогенеза у человека» П.33 53 Оплодотворение. Интерактивные таблицы. Оплодотворение и его типы. Двойное оплодотворение у покрытосеменных. Роль бесполого и полового размножения. Работать с таблицей «Двойное оплодотворение у покрытосеменных», анализировать, обсуждать, делать выводы. П. 34 54 Двойное оплодотворение у покрытосеменных.
Интерактивные таблицы. П.34, повт. П.31-32 55 ТУЗ «Формы размножения организмов» 56 Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Онтогенез, его типы. Периоды онтогенеза. Приводить примеры, обсуждать тему, делать выводы, анализировать. П. 35 57 Индивидуальное развитие. Эмбриональный период развития организма. Интерактивные таблицы. Эмбриональный период онтогенеза. Взаимодействие частей развивающегося зародыша. Влияние условий окружающей среды на развитие эмбриона. Работать с текстом и таблицами. Коментировать таблицы. Делать выводы. П. 36 58 Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период развития организма.
Интерактивные таблицы. Постэмбриональное развитие и его периоды. Комментировать периоды постэмбрионального развития. П. 37 59 Обобщение по теме «Размножение и индивидуальное развитие организма» Систематизировать, анализировать, работать с текстом. П. 32-37 60 Контрольная работа по теме «Размножение и индивидуальное развитие организма» Эволюция биосферы и человек (5 ч.) 61 Анализ к.р.
Гипотезы о происхождении жизни. Что такое жизнь. Гипотезы происхождения жизни. В чем основной принцип научного метода. Обсуждать тему, делать выводы. П. 89 62 Современные представления о происхождении жизни. Гипотеза абиогенного зарождения жизни. Роль ДНК и РНК в клетке. Анализировать, обсуждать тему. П. 90 63 Основные этапы развития жизни на Земле. Интерактивные таблицы. Основные этапы развития жизни на Земле. Этап химической эволюции, предбиологической эволюции, биологической эволюции. Гипотеза происхождения эукариот. Работать с текстом и таблицами учебника. Давать характеристику, делать выводы. П.91 64 Эволюция биосферы. Интерактивные таблицы. Биосфера. Основные этапы развития биосферы. Роль фотосинтеза и дыхания. Влияние человека на эволюцию биосферы. Работать со схемами, анализировать, комментировать, работать с дополнительными источниками информации. П.92 65 Антропогенное воздействие на биосферу. Интерактивные таблицы. Что такое экологический кризис. Влияние человека на окружающую среду. Путы выхода из экологического кризиса. Работать с дополнительными источниками информации, обсуждать тему, анализировать, делать выводы. П. 93 66-70 Итоговое повторение .Контрольных работ – 4.
Лабораторных работ – 3.
Л.р. «Строение и функции белков»
Л.р. «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука».
Л.р. «Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов»