Обобщение опыта по темеДуховно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы и кубановедения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10 имени А.С. Пушкина
муниципального образования Тимашевский район



Обобщение опыта по теме
«Духовно – нравственное воспитание учащихся
на уроках кубановедения»




Автор: учитель кубановедения,
русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 10
Цикунова Ольга Анатольевна.
352722 Россия
Краснодарский край
Тимашевский район
станица Медведовская,
улица Пушкина, 7
МБОУ СОШ № 10





Вступление

Слайд 1, 2, 3
Проблема духовно - нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Груз проблем, доставшихся на долю нашего времени, очень тяжёл. Конец второго тысячелетия и его начало ознаменован экологическими катастрофами. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов является возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и трудно искореняемая наркомания, алкоголизм.
Следствием этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования, учебного курса кубановедения. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Слайд 4
«Родной край, его история», – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Источником духовно – нравственных знаний является прежде всего жизненный опыт людей. Из поколения в поколение передавались советы, наставления потомкам, как жить в мире и согласии, избегать зла и несправедливости. Изучение своей родословной, откуда есть пошла твоя семья – главный источник духовно – нравственного становления кубанских учащихся.

Слайд 5
Ещё есть два удивительных источника очищения души – это природа и искусство. К.Г. Паустовский говорил: « Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость, наша печаль придут в полное соответствие с природой и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни». А М. Шагал писал: «Искусство – это состояние души, а душа свята у всех нас, ходящих по этой грешной земле». Язык искусства создаётся человеком, но это божественный язык. Невозможно представить себе духовное воспитание человека без музыки, живописи, поэзии.
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в обществе с давних пор.
Основы нравственности утверждали Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и
В.Н. Сухомлинский и другие.
Воспитанию нравственных чувств в истории русской, советской и прогрессивной зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К.Д.Ушинского, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним. Детям нужно показывать современных людей, их радости и горе, их переживания.

Слайд 8
Особенно большое внимание вопросу воспитания чувств ребёнка уделял В.А.Сухомлинский. Он считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребёнка, учить его соразмерять собственные желания с интересом других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
Под «духовно - нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
Слайд 6

Основная часть
Говоря о нравственном воспитании, необходимо отчетливо представлять себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие «нравственность, духовность», «воспитание»

В словаре Ожегова мы можем прочитать, что
Слайд 7
Нравственное воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Каковы же наши традиционные источники нравственности и духовности человека? Это Россия, Кубань, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природаё человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности. Иными словами необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности.
Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Обязательно использование диалекта кубанцев в описании традиционных обрядовых праздников. Как говорили, как отмечали святочные дни, Пасху и другие в кубанской семье, какой фольклор богатый звучит в устной речи наших казаков.
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.
Духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни.
Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Разнообразие предметов даёт возможность каждому ребёнку проявлять в учении сильную сторону своей индивидуальности.
На занятии постоянно возникают определённые деловые и нравственные отношения между учащимися. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга.

Каково же значение изучения предмета «Кубановедение» для развития школьника?
Изучение регионального компонента оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребёнка и, прежде всего, на его умственное развитие. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи. Развивается любознательность и т.д.
Постоянно наблюдая явления, происходящие на родной земле, находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, школьник приобретает не только богатый чувственный опыт, но и развивает умение анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы, в общем, всё то, что делает ребёнка умнее, сообразительнее, любознательнее, развиваются логически правильная речь и воображение.
На уроке кубановедения, в отличие от уроков русского языка и математики, больше возможности непосредственного общения с детьми. Эти занятия требуют большей раскованности детей, возможности свободно проявить своё эмоциональное состояние, самостоятельность. Уроки такие способствуют развитию связной речи детей. Обсуждая близкие им темы (о семье, о друзьях, о поведении, о ресурсах Кубани, о предстоящей олимпиаде в Сочи) в непринуждённой обстановке дети учатся рассказывать, беседовать, описывать, рассуждать, вести диалог, проявлять своё творчество.
Основные цели ознакомления учащихся с региональным компонентом в направлении духовно-нравственном, остаются неизменными на протяжении всего обучения в школе. Это:
Слайд 9

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, Кубани, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Источником духовно - нравственных знаний является, прежде всего, жизненный опыт людей. Из поколения в поколение передавались советы, наставления потомкам, как жить в мире и согласии, избегать зла и несправедливости.
В современных моделях образования необходимо сделать акцент на тех ценностях духовно-нравственного воспитания, которые наиболее актуальны для решения современных проблем общества и которые особенно важно передать современным российским детям. Среди них необходимо выделить (см. Слайд 10)

Слайд 11
Издревле на Руси мать являлась для ребёнка первичным и самым главным источником его духовно-нравственного становления и развития. Образ матери, её колыбельные песни, выпеченный хлеб, вышитая скатерть, нормы отношения к мужу, к родителям и другим детям, несли ребёнку огромную социальную информацию о нравственных ценностях семьи и семейной жизни, формировали у него идеалы. С образом матери ассоциируются такие качества, как материнская любовь к детям, забота о них, доброта, сочувствие, поддержка, защита. В русской православной культуре преклонение перед матерью и материнством нашло отражение в культе Богородицы.
Откуда сегодня, в период кризиса семьи, могут дети и подростки почерпнуть информацию о духовно-нравственных основах семейной жизни? В старину был «Домострой», в котором содержались указания «како детям отца и матерь любити и беречи и повиноваться и покоити их во всём». Многое в «Домострое» не приемлемо в наши дни. Значит надо придумать что-то другое.
Мы живём на благодатной кубанской земле, со своими традициями и особенностями. Девиз казачества: «За веру, царя и Отечество». Всегда казаки в первую очередь строили на новом месте церковь, были также и переносные церкви. Участвовали они в таинствах (исповедовались, причащались и перед сражением). В войсках часто жили по монастырскому уставу ( молитва, пост, строгая дисциплина), в связи с этим пониманием детьми актуальна следующая работа: на уроках я предлагаю детям составить рассказ о своей семье ( а затем эта работа перетекает в большую, исследовательскую, которая приведёт к православным истокам их семейного рода, их веры), воспользоваться фотографиями из семейного архива или просто нарисовать свою семью. Начинаю такой урок с рассказа о себе и своей семье. Затем предлагаю вспомнить колыбельные, которые пела им мама; игры, в которые они любят играть. Ещё важное место занимает тема «Что такое семья» и «Чем семья занимается в свободное время». На уроках по данным темам ребята рассказывают не только о традициях в своей семье, но ещё стараются узнать, почему в их доме есть такая традиция и как долго она существует в семействе. Ещё ребята любят работать над созданием тематических плакатов на основе коллажей из подобранного иллюстративного материала.
В преддверии этого урока предлагаю составить «Древо семьи», где им предстоит узнать историю семьи и близких родственников. Задания такого плана не только воспитывают чувство патриотизма, но и укрепляют родственные связи, что в наше время немаловажно. Семья – это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Написание работ на тему «Моя родословная» (от домашнего задания к проектной работе).
Почитание родной земли – духовно-нравственная ценность русского народа. Чувство Родины у всех у нас развито очень сильно. Это чувство у каждого из нас начинается с памяти детства, со своего дома, своей улицы, своего города или села. И вместе с тем живо в нас ощущение большой, великой Родины, где испокон веков жили наши отцы и деды. Но воспитание патриотизма и гражданственности к Родине нужно начинать с любви к родному кубанскому краю. Учащиеся хотят больше узнать о своём городе, станице, хуторе, крае. Узнать также историю храма в своей родной станице, хуторе, городе. Для этого надо опросить местных старожил, поработать в архивах не только музеев, но и храмов. Узнать о разрушенных и восстановленных церквях - всё это помогает духовному становлению личности ребёнка. Любовь к малой своей родине, Кубани перерастает у детей в огромную и всеобъемлющую любовь к своей стране, Родине, России.

Слайд 12
Я очень люблю историю, и мне нравится, что в данном курсе много исторических сведений. Во-первых, дети учатся воспринимать текст исторического содержания, работать с понятиями «прошлое», «настоящее», «будущее», А во-вторых, знакомятся с историей своей Родины, своего народа. Потому что, как сказал А. С. Пушкин : «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной, есть постыдное малодушие. Не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда оставаться младенцем».
А воспитание патриотизма – залог воспитания достойного гражданина своей страны. Должна проводиться интеграция уроков ОРКСЭ, кубановедения, ОПК, воспитательной работы в школе. Участие в конкурсах «Светлый праздник Рождество», «Пасха в кубанской семье» и т.д.
«Почитание родной земли – духовно-нравственная ценность русского народа. На уроках кубановедения по теме «Наши предки – славяне» ребята узнают о том, что в языческой Руси слово «Мать-земля» имело не просто метафорическое значение. Оно обозначало душу природы, богиню, супругу «Хозяина небес». По древним поверьям, богиня-мать правит всеми природными процессами, заставляет прорастать посеянные в почву семена, вселяет любовь во всё живое. Нашим далёким предкам душа природы была гораздо ближе и понятней, чем нам. То, что сегодня называют экологическим сознанием, было много веков назад одной из неотъемлемых основ древнеславянской культуры.
Обязательно рассказать об Андрее Первозванном, который прошёл по всей земле Скифов, по Тамани, Черномории до Валаама с одной целью: донести веру православную на землю благодатную: «Воссияет здесь великая вера!». Да, Россия сейчас – это большая и единственная православная держава. Ещё обязательно поговорить надо о святой Екатерине, о храмах на Кубани, названных в её честь. Пройтись (заочно) по всем святым местам Кубани, используя учебное пособие (диск) в помощь преподавателю кубановедения «Святые места Кубани», где ярко, красочно и интересно проходят экскурсии по нашему казачьему краю, по его храмам и святым местам.
Как учитель кубановедения работаю над решением следующих задач:
воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;
организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;
организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;
создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно - нравственного воспитания;
укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия духовно-нравственного воспитания школьников.
Организацию целостного процесса духовно-нравственного воспитания школьников осуществляю через выполнение основных функций:
Создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды);
Стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;
Организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;
Корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.













ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наш взор всегда с надеждой обращается в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И наши учащиеся, как правило, ждут помощи в том, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Ребята чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое.
Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы Кубани, России, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их стремящимися сделать нашу кубанскую землю еще лучше. А для этого очень важно правильно построить учителю кубановедения работу в направлении духовно – нравственного воспитания: мудро, с огромной любовью к детям, Кубани, спокойно и доброжелательно!
Я думаю, что вся эта кропотливая и ежедневно - совместная работа даст свои позитивные всходы на ниве воспитания будущих граждан и патриотов нашей малой родины Кубани, а затем и огромной страны – России.
Слайд 13








13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT141215


13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15