Статья по темеДуховно-нравственное воспитание в рамках ФГОС

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях введения ФГОС.
«Руководить нравственным воспитанием – это значит
создавать тот моральный тонус школьной жизни,
который выражается в том, что каждый воспитанник
о ком–то заботится, о ком-то печётся и беспокоится,
кому-то отдаёт своё сердце».
(В.А. Сухомлинский)

Размышляя над этими словами, представляем те далёкие, длинною почти в век, годы, когда воспитание имело первостепенное значение в образовательном процессе, а задача педагога состояла в воспитании человека не равнодушного ко всему окружающему. И этой же дорогой, длинною в век мы постепенно теряли наработанные добрые традиции, воспитанные добрые качества не только в школах, но и в обществе в целом. Да, ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм». В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры, которые не приведут к кардинальному изменению ситуации. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Федеральный государственный образовательный стандарт определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы. И это радует.
Грядущие перемены в системе российского образования обязывают нас, учителей, быть готовыми к ним. Учителя начальных классов, зачастую, являются первопроходцами в перестройке образования – с них начинается путь в Новую школу. Сегодня в школах идёт работа по созданию условий для успешного перехода на новый федеральный государственный образовательный стандарт. Подготовка заключается в анализе наработанного педагогического опыта (арсенала средств, приёмов, форм, методической базы), материального и кадрового обеспечения, ведь новое – это «хорошо забытое старое».
Третий год коллектив учителей нашей начальной школы работает по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников - основа их успешности и сохранения здоровья». По данному направлению наработан богатый опыт, на основе которого разрабатывается программа духовно-нравственного воспитания (ДНВ) младших школьников.
Анализ системы работы по духовно-нравственному воспитанию позволил нам выявить проблемы и соотнести свой опыт с требованиями ФГОС.
Новизна ДНВ - в следующем определении: «Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности». [2]
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ ориентирует нас на «современный национальный идеал- «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». [1]
Изучение Концепции помогло определить новые требования ФГОС к ДНВ, которые проявляются :
в перестройке взглядов учителя на новое (принятие нового): для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей;
в целостности направления ДНВ (охватывает все направления воспитательного процесса);
в системе мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;
в просветительской работе среди родителей (большинство из них не готовы к внедрению в УВП духовных программ, курсов ).
в интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
ДНВ – сквозная линия всего школьного уклада жизни (проходит через урочную и внеурочную деятельность на основе ресурсной интеграции и социального партнёрства);
ДНВ предполагает интеграцию усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта, тр. религиозных организаций, общественных объединений;
в интеграции усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта, тр. религиозных организаций, общественных объединений;
при планировании любого воспитательного мероприятия необходимо сначала отбирать формы работы с детьми, а потом наполнять их содержанием;
духовность и нравственность развивают и воспитывают не сами проведённые мероприятия, а испытанные эмоциональные переживания ребёнка, душевные порывы.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей [1].
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования должны осуществляться через интеграцию усилий образовательного учреждения, семьи, общественных организаций, внешкольных учреждений дополнительного образования (схема№1).

Схема №1.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Педагоги нашей школы заботятся о создании образовательного пространства для духовно-нравственного воспитания и развития нравственных ценностей с помощью следующих инструментов:
освоение основных предметных программ (через выбранный УМК);
программ формирования универсальных (личностных) учебных действий (УУД);
освоение программ внеурочной деятельности (целевые программы, программы дополнительного образования);
взаимодействие с социально-культурными объектами города и области;
средовое проектирование.
Организуя социально открытое пространство духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на первом месте – личность учителя. Новой школе нужен новый учитель. Однако внутренне перестроиться не всем учителям будет легко, учитывая то, что большинство из нас воспитывались на атеизме, но необходимо помнить, что учитель - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Учитель должен помнить, что воспитывает не проведённое мероприятие, а пережитое ребёнком эмоциональное состояние.
Ведущие формы деятельности по организации духовно-нравственного воспитания
Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
Проведение совместных праздников школы и общественности.
Использование аудио-, видео- записей и технических средств обучения.
Экскурсии, целевые прогулки (по городу, в областной центр).
Детская благотворительность.
Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
Важную роль в системе воспитательной работы ОУ играют школьные традиции, которые нельзя отбрасывать: их необходимо обновить и взять с собой в «новую школу», т.к. каждое мероприятие является большим событием для всех участников образовательного процесса, эмоциональным переживанием. Наше образовательное учреждение имеет свои традиции: День знаний, День здоровья, День птиц; праздники: «Посвящение в первоклассники», «Масленица широкая», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Лучше всех на свете – мамочка моя!»; спортивные состязания на приз Деда Мороза; Слёт отличников, урок мужества «Этих дней не смолкнет слава», кругосветка «По следам героев произведений детских писателей и др.
Формирование базовых ценностей школьников происходит и через реализацию следующих социальных проектов:
«От сердца к сердцу» - проект взаимодействия с пожилыми людьми дома-интерната «Луч надежды»;
«Чистый берег» - проект предполагает проведение экологических мероприятий по очистке прибрежной зоны р. Томи;
«Встречи с интересными людьми» - проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий как средство воспитания учащихся на личных примерах;
«Школьный дворик» - проект предполагает реализацию программы по благоустройству школьного двора: озеленение, уборка, оформление клумб;
«Искусство» - проект предполагает реализацию программы посещения музеев, концертных залов, театров, выставок и т.д.
Успешно реализуются в начальной школе следующие целевые программы:
- «Портфолио выходного дня» – это целевая программа взаимодействия педагогов, учащихся и родителей. Программа реализуется посредством посещения в выходные дни детских театров, музеев, выставок, вернисажей, зоопарка, ботанического сада и т.п. Результаты посещений отражаются в личных отчетах учащихся, которые представляются ими на уроках, классных часах, на совместных мероприятиях с родителями. В конце учебного года проводится Фестиваль портфолио, в ходе которого выделяются лучшие находки, интересные проекты.
- «Школа - территория здоровья» - это комплексная целевая программа, направленная на сохранение здоровья всех участников образовательного процесса, проходит сквозной линией через весь УВП, реализуется через апробированные эффективные формы работы.
- «Зелёные лёгкие школы» - это программа экологической направленности, помогающая понять значимость для здоровья чистоты окружающей среды: создание зелёных уголков в школе, знание растений, которые очищают воздух.
- «Я – маленький гражданин России»» – целевая программа ознакомления с государственной символикой России, культурным и историческим наследием, национальными традициями и др.
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы (портрет ученика), относятся:
ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).
Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Литература:
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
сайт: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ж. «Завуч начальной школы, 2011г, №2




15