Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности

Формы и методы работы с одарёнными детьми
в урочной и внеурочной деятельности

Вступительное слово

Одаренность- это системное, развивающееся в течение жизни ка-
чество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном
или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людь-
ми.Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы"Одаренные дети".

Одаренный ребенок- это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов призна-
ет, что уровень,качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственнос-ти (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной,трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает спо-собность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, уме-
ние ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружаю-
щих к одаренному ребенку. Маленькие"вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые
события, предпочитают игры,требующие активизации умственных
способностей.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопреде-ленностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают
предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
Не могут четко развести реальность и фантазию.
Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые
им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.
Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные
страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, воз-
никшему вокруг них.
Если исходить из идеи Б.Ф. Ломова о выделении трех функций психики, то модель ключевых компетентностей можно изобразить в ви-де пирамиды, вершинами которой являются:интеллектуальная, коммуникативная и информационная компетентности.

При этом деятельность педагогов предусматривает:

- реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

- создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих
раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
- изучение факторов психолого-педагогического содействия процес-
сам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся;
- внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации
всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что
является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности;
- управление процессом развития интеллектуальных способностей
учащихся.
Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи - содержание -обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ - определение индивидуальных образовательных траекторий -технологии - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность - помощь семьи в образовании и воспитании детей.
Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуя
сь с его "самостью"выбрать цели, содержание, методы, формы обуче-
ния.Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где
срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают,развивают.

Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:
- на осознании самоценности каждого школьника как уникальной,
неповторимой личности;
- на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
- на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
- на понимании природы творческого саморазвития как интеграль-
ной характеристики "самости", изначальными компонентами кото-
рой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорга-низация, самоуправление, творческое самосовершенствование и
самореализация личности школьника.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения,изучения психологических особеннос-тей, речи,памяти, логического мышления. Работа с одаренными и
способными учащимися, их поиск,выявление и развитие должны
стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречают-
ся в дошкольном и младшем школьном возрасте).
- Дети с признаками специальной умственной одаренности - в опре-
деленной области науки (подростковый образ).
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в уче-
нии, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резерва-
ми (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Принципы педагогической деятельности
в работе с одаренными детьми:

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при
минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Условия успешной работы с одаренными
учащимися.
1) Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и
усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования поло-
жительной мотивации к учению.

2) Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

3) Признание коллективом педагогов и руководством школы того,
что реализация системы работы с одаренными детьми является
одним из приоритетных направлений работы школы.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь
учителей, обладающих определенными качествами:
учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.
Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер по-мощи, поддержки, быть недирективным;
Учитель верит в собственную компетентность и возможность ре-шать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за
принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
Учитель считает окружающих способными самостоятельно реша-ть свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
Учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспи-тательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.

Формы работы с одаренными учащимися:

- творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- занятия исследовательской деятельностью;
- НОУ "Искатель"
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- научно-практические конференции;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

Некоторые проблемы развития одаренных детей.

Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного челове-
ка, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно. Можно выделить две целевые установки процесса развития талантливых детей.

Первая

- создание возможности наиболее полной реализации способностей и склонностей одаренного ребенка. Чтобы достичь этой цели,необхо-димо провести целый ряд мероприятий,направленных на изучение
начальных условий деятельности. К ним можно отнести: вычлене-
ние критериев одаренности, выявление детей по данным критериям, изучение их интересов и начального уровня развития. Дальнейшая
работа с талантливыми учащимися будет включать в себя разработ
ку теоретической основы и практических планов коллективных, групповых и индивидуальных занятий, а также действия по анализу и систематизации педагогической деятельности.

Вторая

- воспитание уравновешенного интеллигентного представителя
общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из
его интересов. Данная цель предполагает изучение и развитие инди-видуальных личностных качеств ребенка, а также создание определенных физических и психологических условий для его развития .
Подобные действия могут создать благоприятную обстановку для формирования личности с заранее планируемыми качествами. Несмотря на то, что первая установка по некоторым положениям противоречит настоящей, их нельзя разделять или выделять одну за счет другой - они имеют равное значение для развития одаренного человека.

Педагогические программы развития одаренных детей необходи-
мо строить исходя из того, что обе эти задачи должны решаться одновременно. На построение таких программ оказывают влияние не то-лько общие требования педагогики и психологии,но и личность, ха-рактер ребенка, то есть они в значительной степени должны носить индивидуальный характер.

Одаренность - сложное явление, она имеет свои положительные и отрицательные последствия. К положительным проявлениям одаренности можно отнести хорошие вербальные способности,постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость,абстрактность мышления и т.д. К отрицательным -индивидуализм, различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов, проявление дикта-
торства, повышенную требовательность и нетерпимость.
Учитывая неоднозначность взглядов на одаренность и ее проявления, а также тот факт, что одно и то же слово определяет различные понятия в быту и науке, затруднительно дать всеобъемлющее и точное
определения этого явления.
Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие-либо выводы. В стандарт-ных жизненных ситуациях в качестве источников можно использо-вать рассказы, замечания и суждения преподавателей,родителей,
сверстников и друзей, а также результаты различных тестов.
Одаренного ребенка стараются воспитать и обучить таким образом, чтобы он представлял интересы воспитавшего его общества. Но именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Довольно часто
одаренные дети не хотят подчиняться общим требованиям в школе: не выполняют домашних заданий, не хотят изучать поэтапно то, что им уже известно, и т.д. Наравне с этой проблемой существует и другая - рано развившиеся дети думают значительно быстрее, чем пишут. Это приводит к тому, что их работы плохо оформлены,неаккуратны, выглядят незавершенными. В некоторых случаях это может привести к полному отказу ребенка от фиксации своих мыслей.



Такие случаи единичны, чаще встречается нестабильность интересов, что приводит к ситуации, когда ребенок не знает, кем хочет ста
ть в будущем. Обычно одаренные дети проявляют повышенную требовательность к себе и другим,нетерпимость к нарушителям собственных канонов.Такие особенности поведения и сознания позволяют
одаренному ребенку отказаться от кумиров и авторитетов, что, с
одной стороны,затрудняет процесс обучения, с другой - помогает сформировать свой собственный стиль. На ранних стадиях работы с одаренными детьми можно наблюдать и другую неприятную особенность -поверхностность знаний. Это объясняется множественностью
интересов ребенка, его желанием заниматься всем, к чему возника-
ет интерес.
Следует сказать и о том, что одаренные дети доставляют неудобст-ва не только другим, но,зачастую, и себе самим. Наиболее ярко это
проявляется в общении, то есть возникают проблемы межличност-
ной коммуникации одаренных детей. Беря на себя роль организатора,руководителя в раннем возрасте, они, тем самым,вызывают недовольство со стороны остальных участников общения или игры. Это недо-вольство тем сильнее, чем меньше понимание неординарности человека, взявшего власть в свои руки. Позже одаренные дети бывают
склонны к командованию,управлению другими, становятся более жесткими и нетерпимыми.
Этот факт можно рассматривать с различных точек зрения: если талантливый ребенок приложит максимум усилий к привлечению
внимания к своей личности, то он будет иметь высокий авторитет и уважение группы, в которой развивается; и,напротив, невостребованные управленческие таланты приводят к тому, что человек отвергается коллективом. В первом случае создается благоприятная психоло-гическая обстановка для дальнейшего развития личности, во втором -конфликты могут привести к полной потере интереса к дальнейшему развитию.
Вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из важнейших задач педагога при работе с одаренными детьми являет-ся создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение
конфликтных ситуаций. Важно отметить,что гиперопека таланта
может привести к печальным последствиям - обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования.

15