План методического семинара на тему: Общечеловеческие ценности — основа целостного педагогического процесса


План методического семинара для учителей
Школа-гимназия № 17. Кол-во слушателей семинара: 13 чел.
Дата: 05.10.2016г. Педагог: Бекбаганбетова Г. И.
Тема методического семинара для учителей:
«Общечеловеческие ценности – основы целостного педагогического процесса».
Цель: расширение представления у учителей об общечеловеческих ценностях как основе целостного педагогического процесса.
Задачи:
Раскрыть теоретические основы программы духовно-нравственного образования «Самопознание».
Развивать умения интегрировать самопознание с другими предметами.
Воодушевлять учителей к духовно-нравственному развитию и самосовершению.
Ресурсы: (материалы, источники)
Музыка для позитивного настроя «Хрустальная грусть», аудиозапись песни «Пять ценностей», текст и аудиозапись «Учительский вальс» сл. И. Львовой, А.Зарубы.
План
Позитивный настрой (Концентрация на Свет)
Психолого-педагогические основы программы НДО «Самопознание».
«Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь. такова философская и духовная основа нашей профессии, чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать море света». В.А Сухомлинский.
- Где брать учителю Свет, который будет наполнять его уроки?
«Из собственного духовного мира учителя», потому что педагогика, по словам Ш. А. Амонашвили, - «это не наука, а искусство».
Нравственно – духовное образование – это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся через включение в содержание образования общечеловеческих ценностей, способствующих, раскрытию высшей нравственно – духовной природы учащегося, и имеющее целью становление человека совершенного характера, живущего в единстве мысли, слова, дела. Процесс нравственного духовного образования («образование сердца») существенно отличается от процесса интеллектуального образования («образование ума»). Прежде всего, тем что нравственно – духовное образование это – внутреннее образование. Внешнее образование означает успех во внешней жизни. Необходимо слить образование и жизнь в одну прекрасную гармонию. Для того чтобы понять психологические основы методики преподавания предмета «Самопознание», давайте рассмотрим структуру сознания. (схема на доске)
- Как очистить грязную воду в стакане, если нельзя сразу всю ее вылить?
Особенно для учителей важна сама практика ценностей в реальной жизни, проявление их в окружающем нас мире, так как мы воспитываем детей, наше будущее поколение. Цель внутреннего позитивного настроя заключается в том, чтобы понять, что покой находится внутри нас. Мыслить позитивно – это умение человека отфильтровывать хорошие и плохие мысли, ставя во главу хорошие. Извлекать из плохих ситуаций урок и опыт, а не собирать на себя негатив и нездоровые мысли.
«Надо реформировать не школу, а духовный мир учителя»
(Ш. А. Амонашвили)
«Детям Света нужны учителя Света» (Е.А. Акимов)
- Что такое Свет? Где находится этот Свет? Как его можно излучать? Где брать учителю Свет?
Измерение духовности помогает вернуть основным педагогическим понятиям их сокровенный смысл. В «Манифесте гуманной педагогики» было предложено вдохновляющее созвездие священных для каждого педагога понятий.
Учитель – душа, носитель и даритель Света.
Ученик – душа, ищущая, жаждущая Свет.
Их встреча рождает Урок (педагогический процесс) – особую полосу совместной возвышенной жизни, при которой растущий человек-ученик наполняется Светом от Учителя, воодушевляется и направляется дальше для распространения по миру своих даров духа.
Воспитание – питание духовной оси растущего человека, а питается она духовной пищей.
Образование – это таинство раскрытия высшего образа в человеке.
Школа (лат. scalae) – это лестница для восхождения души человека.
Вдохновение – вдох нового.
Видео «Беседа с Ш. А. Амонашвили о советах по воспитанию».
Аксиологические основы программы НДО «Самопознание»
Абсолютные общечеловеческие ценности – это ценности, не изменяющиеся во времени и значимые не для какого-то ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства или коалиции государств), а имеющие значение для всего человечества.
Для достижения внутренней гармонии человек в мыслях, словах и действиях должен следовать общечеловеческим ценностям, которым соответствуют следующие уровни структуры человеческой личности:
Ненасилие – духовный уровень.
Истина – интеллектуальный уровень (уровень различения, разум).
Любовь – нравственный уровень (ментальный, мысли, слова).
Покой – эмоциональный уровень (чувства).
Праведное поведение – физический уровень.
(Показываю на Древе ценностей и закрепляем все вместе, наклеивая листочки с названиями ценностей).
Интеграция программы НДО «Самопознание» и других дисциплин.
«Тому, кто не постиг науки добра,
всякая наука приносит лишь вред»
М. Монтень
-Что вы знаете о предмете самопознание?
Самопознание – это глубокое и целостное познание себя, познание не только своей физической и психической природы, но и, прежде всего, осознание своей высшей духовной природы. В процессе самопознания важно не накопление информации, а качество трансформации личности.
Урок самопознания – это особая полоса совместной возвышенной жизни, в которой происходит преображение не только ученика, но и учителя. Растущий человек-ученик наполняется Светом от мыслей, слов и дел учителя, открывает свою истинную духовную природу, воодушевляется и распространяет по миру свои дары духа. Урок самопознания позволяет раскрыть сердце и дать питание духу ученика и учителя.
Внутренняя и внешняя интеграция.
Часто учителя жалуются, что современные дети не хотят учиться. Но также мы знаем, что изначально все дети любознательны, стремятся узнавать новое, исследовать окружающий мир. Почему дети, которые хотят учиться, не хотят учиться в школе? Вот в чем парадокс, и как его преодолеть? Ответ прост: дети жаждут знаний, но они жаждут живых знаний. Тогда какие знания – живые, а какие – мёртвые? Выдающийся педагог, вдохновитель гуманной педагогики, Ш.А.Амонашвили так отвечает на этот вопрос:
«Что есть мертвые знания?
- Это те, о которых заведомо знаем, что их можно вовсе не знать.
- Это те, которые забываются сразу, как только сообщаются.
В общем, мертвые знания – это те, которые молодые люди дальше порога школы брать не будут и жалеть об этом тоже не будут.
Живые знания составляют Культуру Образования.
Живые знания – те, которые:
– одухотворяют человека;
– влекут к горизонтам науки;
– способствуют творить новую жизнь;
– воодушевляют мысль на новые поиски;
– несут просветление и эволюцию;
– живые знания – крылья; мертвые знания – гири на ногах.
Мы принуждаем наших детей заучивать и запоминать огромный груз мёртвых знаний, на что уходит особо ценное время жизни. Именно на этом отрезке жизни, а не потом когда-либо, растущий и взрослеющий человек мог бы получить мощное развитие талантов и способностей, познавательных мотивов и взглядов, составить в себе целостную картину мира».
К сожалению, большинство учителей считают, что, прежде всего, необходимо преподать предмет, и на вопрос о своей основной деятельности они отвечают: «Я учу математике», «Я учу физике», «Я учу истории» и т.д. Но правильным ответом должно стать: «Я учу детей». Какой бы предмет мы ни преподавали, следует всегда помнить – мы учим детей. Поэтому, самым важным в процессе обучения является не накопление определенной суммы знаний, а становление достойной личности, обладающей хорошим характером, живущей согласно внутреннему голосу совести.
Мировоззренческая позиция учителя – это основа всех методик интеграции. Учитель физики Ирена Стульпинене написала мудрую книгу «Физика языком сердца», в которой она отмечает:
«Когда основы определены, тогда и содержание предмета могу интерпретировать согласно своему мировоззрению. Не приходится ничего специально заучивать, интерпретации естественно живут во мне – этим живу. Остаётся собрать и не растерять факты передовых научных изысканий. Понимание может расширяться бесконечно, но главное – всегда оберегать основы. Содержание учебника и новые научные факты – это текст урока. Но мировоззрение есть возможность эти знания «очеловечить», «согреть», облагородить, одухотворить – это подтекст урока».
Интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в предметы – это, прежде всего, оживление школьного знания, выявление его нравственно-духовной сущности, это целостное знание, синтез всех предметов на основе вечных общечеловеческих ценностей и видения единства в многообразии. Вечные ценности должны стать фокусной точкой образования, другими словами, должны составить единое целое со всем, чему мы учим.
Творческое задание. Обрисовать своих детей самыми красивыми красками (устно).
Роль учителя в духовно-нравственном образовании.
Групповое пение.
«Учительский вальс» сл. И. Львовой, А.Зарубы.
Ах, как годы летят, тот поверит, кто спросит.
Начался листопад, приглашает нас в осень.
Снова дел и забот у нас неимоверно,
Вдруг осенней порой начинается год и зовётся учебным.
Припев: (2 раза)
Время выбрало нас,
Зажигать души-свечи.
Пусть учительский вальс,
Не кончается вечно.
Это вам не пустяк, по ночам класс мне снится.
Это надо же так в свою школу влюбиться.
Где бумаг виражи, и программы, и планы.
Разумеется, здесь и проходит вся жизнь, а ведь это немало.
Припев тот же:
Сохрани же вас, Бог, и хранит ведь, наверно.
Пусть в стотысячный раз я волнуюсь безмерно.
Как увижу детей, совершаю открытья.
Значит, это судьба, значит, это судьба-школа, парта, учитель. Анализ
Домашнее задание. Продумайте, как оживить ваши уроки и проводите интеграцию вашего предмета с предметом «Самопознание» на каждом уроке
Заключительная минута семинара.
- Вы есть Свет и Добро! Излучайте и дарите его всем! Мира, Света, Добра, Покоя и Гармонии в Душе!!! Педагог: Бекбаганбетова Г. И.
Директор: Калкабаева Э. К.