План семинара для учителей Тема: «Общечеловеческие ценности – основа целостного педагогического процесса школы»


План семинара для учителей
Гимназия № 60
Дата: Количество учителей _____
Педагог: Чебыкина Татьяна Владимировна
Тема: «Общечеловеческие ценности – основа целостного педагогического процесса школы»
Цель: углубление представления педагогов о духовно-нравственном направлении предмета, путях и методах интеграции предмета «Самопознание» и других учебных дисциплин.
Задачи:
расширить знания педагогов о значении предмета в духовно-нравственном образовании школьников и интеграции предмета «Самопознание» и других учебных дисциплин.
развивать умение применять методы внешней и внутренней интеграции самопознания и других учебных дисциплин.
познакомить педагогов с примерами интеграции в современной науке и школьных дисциплин.
Ресурсы:
Проектор, презентация.
Ролики «Остановите насилие в школе»,
«Любимые фразы учителей», памятки.
План:
Целостное образование.
Живые и мертвые знания.
Аксиологические основы программы.
Интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в учебные предметы
Внешняя и внутренняя интеграция самопознания и других дисциплин.
Пути интеграции самопознания и других дисциплин.
Примеры интеграции на материалах современной науки и школьных дисциплин.
Творческая деятельность.
Анализ:
Позитивный настрой
Концентрация на дыхании
Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки, ноги. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании, у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства.
Давайте приготовимся... Закроем глаза…, спинки прямо…, руки можно положить на колени…
Вдо-о-ох…, вы-ы-ыдох… (9-10 раз, медленно)
Что вы чувствовали
Цитата:
Карл Юнг утверждал:
Счастье заключается не в том, чтобы делать то, что мы любим, а в том, чтобы любить то, что мы делаем.
Творческая деятельность:
Учителя делятся на группы по 4-5 человек. Необходимо обсудить в группах возможности интегрирования общечеловеческих ценностей в другой предмет (по выбору).
Заключительная минута семинара. Посидите немного в тишине,подумайте о том что вы сегодня услышали. Напишите пожалуйста отзыв о сегодняшнем семинаре, о том что нового вы узнали, что вам понравилось, а что может быть не понравилось.
Спасибо за внимание!

Ход семинара:
1.Вступление:
Позитивный настрой: « Концентрация на дыхании»
Заполнение анкет
Цитата:
Счастье заключается не в том, чтобы делать то, что мы любим, а в том, чтобы любить то, что мы делаем.
Карл Юнг
(Каждое действие человека не должно быть бесполезным, бестактным или вредным для себя и для других)
1.Целостное образование.
Гармоничное развитие двух аспектов образования:
Интеллектуального (внешнее образование для ума).Духовно-нравственного (внутреннее, образование для сердца).Необходимо объединить образование и жизнь в одну прекрасную гармонию.
Внешнее образование – образование для ума:
Внешнее, интеллектуальное;
Исследует внешний мир;
Книжное знание (можно познавать не имея личного опыта);
Пробуждает желания, притягивает к внешнему;
Необходимо для того, чтобы выжить в мире;
Развивает интеллект;
Обращено к уму и телу;
Цель внешнего образования-информация;
Интернет;
Вызывает аллергию.
Внутреннее образование-образование для сердца.
Внутреннее, духовно-нравственное;
Исследует внутренний мир (Кто я?);
Практическое значение (невозможно познать не имея личного опыта);
Выявляет общечеловеческие ценности, скрытые в сердце каждого человека;
Связано с целью жизни (для чего жить);
Развивает интуицию;
Обращено к сердцу;
Цель внутреннего образования – трансформация;
Интернет;
Дает энергию.
Целостное образование
Целостное образование


Внутреннее образование
Внешнее образование

Затронуты все аспекты человеческой личности – гармоничное развитие ума, рук и сердца;
Развитие уравновешенной личности;
Выявление изначально присущих человеку нравственно-духовных качеств и претворение их в практику жизни;
Цель – воспитание характера, который проявляется в единстве мысли, слова и дела.
2.Живые и мертвые знания.
Что есть мертвые знания?
Это те, о которых заведомо знаем, что их можно вовсе не знать.
Это те, которые забываются сразу, как только сообщаются.
Это те, которые молодые люди дальше порога школы брать не будут и жалеть об этом тоже не будут.
Мертвые знания – гири на ногах.
Живые знания – те, которые:
Одухотворяют человека.
Влекут к горизонтам науки.
Способствуют творить новую жизнь.
Воодушевляют мысль на новые поиски.
Несут просветление и эволюцию.
Живые знания - крылья.
3.Аксиологические основы программы
В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Гуманистическая ценностная ориентация, образно говоря, –«аксиологическая пружина», которая придает активность всем остальным звеньям системы ценностей.
В современную эпоху глобальных изменений особую значимость приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истины как фундаментальные основы духовной культуры, предполагающие гармонию и равновесие целостного восприятия человечества. В истории каждого народа, каждой культуры существует постоянноеи изменчивое, вечное и временное. Если одно их них развивается, достигает расцвета, стареет и умирает, то другое,преобразуясь в той или иной форме, переходит из одногосостояния в другое, внутренне не изменяясь, а трансформируясь лишь внешне. Общечеловеческие ценности – это то, что остается неизменным и вечным на протяжении всей истории человечества, пребывая в глубинах нравственной культуры. Это морально-этическая аксиоматика, то универсальное и непререкаемое, те духовные опоры, на которых держится мир, подобно физическим константам, на которых зиждется все научное знание.
Основополагающим аспектом нравственного образования личности является ее ценностная ориентация. Под ценностным содержанием знаний понимается их субъективная значимость для личности, обусловленная рядом причин.
Проблема общечеловеческих ценностей является одной из самых сложных, задевающих интересы разных общественных групп. Огромное многообразие точек зрения по этому вопросу можно сгруппировать следующим образом:
а) общечеловеческие ценности – это явление только материальное, т. е. физическое или биологическое: (богатство, удовлетворение физиологических потребностей и т. п.);
б) общечеловеческие ценности – это чисто духовный феномен (абстрактные мечты об Истине, Добре, Справедливости…);
в) общечеловеческие ценности – это сочетание как материальных, так и духовных ценностей.
При этом некоторые ученые считают ценности неизменными, стабильными, а другие – изменяющимися в зависимости от смены политических,экономических, социальных и других условий, от политики управляющей верхушки или партии, от смены общественного строя и т. д. Например, в нашей стране господство частной собственности сменило господство общественной. Соответственно изменились и ценности общества.
Все общечеловеческие ценности связаны с объективной действительностью природы и общества, т.е. реально существуют. В ценностях есть что-то общее даже для самых разных людей. То ценное, что как таковое осознаётся людьми в процессе их деятельности, весьма неоднородно. Поэтому различают:
1) ценности как таковые, как исходные, фундаментальные, абсолютные, вечные;
2) ценности, которые носят частный характер.
Общечеловеческим ценностям соответствуют:
истина – интеллектуальный аспект;
праведное поведение – физический аспект;
мир – эмоциональный аспект;
любовь – нравственный аспект;
ненасилие – духовный аспект.
Поскольку аксиологическая деятельность напрямую зависит от познавательной, то ценностями не может быть то, что непостигаемо нашим мышлением, что является нереальным, невозможным, неосуществимым, недостижимым, несбыточным, мнимым, фантастическим, утопическим, химерическим и т. п. «Ценность – термин, используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности». Значит, ценность – то реальное, что есть (существует) и при этом имеет значимость и важность для всех людей независимо от времени и места проживания.
4. Интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в учебные предметы
Интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в учебные предметы – это, прежде всего, оживление знания, выявление его нравственно-духовной сущности, это целостное знание, синтез всех предметов на основе вечных общечеловеческих ценностей и видения единства в многообразии.
Вечные ценности должны стать фокусной точкой образования, другими словами, должны составить единое целое со всем, чему мы учили.
Самопознание – метопредмет, обеспечивающий целостность, человечность и одухотворенность процесса образования.
Каждый предмет может стать инструментом духовно-нравственного воспитания детей.
Цель интегрированного обучения:
1. Создание оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения, на основе интеграции разных предметов.
2. Преодоление некоторых противоречий процесса обучения.
3. Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках.
5.Внешняя и внутренняя интеграция самопознания и других дисциплин.
Интеграция внешняя – это применение методических приемов самопознания на любом уроке (позитивный настрой, рассказывание притчи, завершающая минутка урока и др. ).
Интеграция внутренняя – это интеграция, основанная на целостном понимании человека и мира, как обладающих не только биологической и социальной природой, но и высшей духовной природой.
6.Пути интеграции самопознания и других дисциплин
Существует три пути интеграции других общеобразовательных предметов и самопознания:
Вдохновляющие примеры из жизни великих ученых и из истории развития науки.
Знакомство с открытиями современной науки.
Выявление общечеловеческих ценностей в содержании каждого учебного предмета.
1.Вдохновляющие примеры из жизни великих ученых и из истории развития наук.
Рассказывание историй из жизни великих ученых – прекрасный
Например: Гениальный физик Майкл Фарадей, которого называли властителем молний и королем физиков, всю жизнь оставался скромным и простым человеком, читал лекции для детей и верил в великие тайны Природы.Майкл Фарадей читал в Лондонском Королевском Институте популярныеРождественские лекции о физике и химии для детей и взрослых, которые были идеальными образцами доступности научного языка, простоты и ораторского искусства.Например, лекция Майкла Фарадея «Химическая история свечи» заканчивалась так: «В заключение – а рано или поздно конец нашим беседам должен быть – я могу только выразить вам свое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, то есть могли бы быть светочем для окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и эффективно выполняя свой долг перед человечеством».пример интеграции нравственно-духовного образования и самопознания.
2. Знакомство с открытиями современной науки.
Последние открытия в современной науке обладают огромным потенциалом нравственно-духовного осмысления устройства мира и человека в нем это знания о живой Вселенной, которая устроена с необыкновенной любовью и заботой именно для жизни человека в ней; знания об изумительном, совершенном устройстве человеческого тела, о влиянии не только действий и слов, но и мыслей на здоровье человека и окружающий мир. Современные исследования показывают тесную взаимосвязь между внутренним миром человека и внешней жизнью природы и общества. Такие живые знания могут вдохновить учащихся и зажечь в них страсть к знанию, к истине и к служению обществу и человеку в целом.
Например: Современные физики приходят к выводу, что любовь это не просто эмоция, желание или привязанность. Любовь – это мощная энергия, которая способна преображать окружающий мир, это энергия, рождающая и поддерживающая жизнь. Многочисленные исследования физиков, биологов, медиков, психологов подтверждают чудодейственное влияние энергии любви на все сферы человеческой жизни. Ученый – физик и педагог АртонгДжумсаи описывает опыты, показывающие, как влияют на растения мысли и чувства людей. Если, поливая растения, человек думает об обидах, проблемах, злится, то растения растут медленно, иногда начинают увядать. Если мысли и чувства человека полны любви, то растения начинают бурно расти и цвести, даже если не пришло биологическое время для их цветения. Таким образом, человек является проводником энергии любви, подобно тому, как металл является проводником электрической энергии. Недостаток энергии любви приводит к душевным и физическим расстройствам. Многие проблемы во взаимоотношениях людей связаны с недостатком энергии любви.
Выявление общечеловеческих ценностей в содержании учебного предмета.
Ход развития современной науки приводит человечество к пониманию существования теснейшей взаимосвязи между устройством внешнего материального мира и внутренним миром человека, его мыслями, словами и делами. Возможность интеграции зависит от мировоззрения учителя. Любовь к детям и своему предмету, широкие взгляды и открытое сердце, живой интерес к новому, стремление совершенствоваться и познавать свою истинную природу – вот необходимые предпосылки интеграции своего предмета и дисциплины «Самопознание». Дорогие учителя, давайте просто посмотрим на свой предмет глазами любви и передадим его своим ученикам языком сердца.
7.Примеры интеграции на материалах современной науки и школьных дисциплин.
Современные исследования показывают тесную связь между внутренним миром человека и внешней жизнью. Все процессы в человеке, начиная с процессов в клетках и заканчивая сигналами мозга и сердца, генерируют излучения, т.е. АУРА. Это не только биологическое понятие. Нет более верного свидетеля о нас, чем собственная аура: её структура и цветность меняются в зависимости от эмоционально-психического настроя, от состояния здоровья, содержания мыслей и т.д.
«Волновая теория » П.П. Гаряева. наследственная информация передаётся не только через материю биологической клетки, но и через какие-то тонко-энергетические поля, которые несут информацию того или иного человека.
8.Творческая деятельность:
Учителя делятся на группы по 4-5 человек. Необходимо обсудить в группах возможности интегрирования общечеловеческих ценностей в другой предмет (по выбору).
Представление работ.
Вывод: Образование в современной школе должно основываться на целостной картине мира, обогащенной духовно-нравственным смыслом, что выявит мировоззренческое и воспитательное значение современной науки. Поэтому необходимо учитывать современные научные теории и открытия и оттуда черпать идеи и вдохновение для интеграции урока самопознания и других школьных предметов.
Притча "Когда я был молод".
Когда я был молод, и моё воображение не знало границ, я мечтал изменить мир. Когда я повзрослел и стал мудрее, я понял, что мир изменить не смогу. И тогда я умерил свои желания и сосредоточился на своей стране. Но и в своей стране я ничего не смог изменить. На закате дней я из последних сил попытался изменить хоть что-нибудь в моей семье, изменить самых близких мне людей , но, увы, и они меня обманули. И вот, лёжа на смертном одре, я наконец-то понял (в первый раз в своей жизни), что если бы я изменился сам, тогда ,возможно следуя моему примеру изменилась бы моя семья, и с её поддержкой и одобрением я мог бы изменить к лучшему мою страну, и кто знает, может быть и весь мир.
Заключительная минута семинара.
Посидите немного в тишине, подумайте о том что вы сегодня услышали. Напишите пожалуйста отзыв о сегодняшнем семинаре, о том что нового вы узнали, что вам понравилось, а что может быть не понравилось.
Повторное заполнение анкет.