Педсовет на тему Экологическое воспитание школьников


Формы и методы экологического воспитания школьников
Изучение опыта работы общеобразовательных и внешкольных учебных заведений экологического воспитания убеждает, что в этом деле имеют место определенные недостатки:
- отсутствие четкой системы экологического образования, которая предусматривала бы включение каждого ребенка с 1 по 11-й класс в процесс формирования экологической культуры;
- недостаточность сформированности у учащихся умений использовать теоретические знания основ экологии в повседневной жизни;
- преобладание вербальных методов экологического образования (лекция, рассказ, беседа) над практическими, проблемно-поисковыми и инновационными;
- отсутствие системы мониторинга уровня экологического самосознания учащихся.
С целью накопления объективных количественных данных о состоянии экологического образования и воспитания учащихся в МОУ «РРМСОШ № 9» был проведен опрос в форме анкетирования среди учащихся 7 класса. Анализ результатов дает основательные обобщения, несмотря на то, что опрашиваемым давались довольно простые и понятные вопросы
Вопрос 1: Любите ли Вы природу?
Цель первого вопроса – о любви к природе, выявить, в чем заключается любовь к природе, как ученики относятся к природной среде. На данный вопрос почти все ученики ответили утвердительно. Но ответы были разными - «она красивая», на природе можно расслабится; подышать свежим воздухом; природа дает нам одежду, кислород; благодаря ей мы дышим; природа – это звери, воздух, красота; без природы не было бы человека.
Вопрос 2: Что такое «экология»?
Цель вопроса: определить уровень теоретических знаний; выяснить степень понимания понятия «экология».
Вывод: 80% - 8 учащихся ответили, что экология - это и наука, и миропонимание. 20% - 2 человека показали, что недостаточно понимают значение экологии для современного человека.
Вопрос 3: Существуют ли экологические проблемы в Рыбнице?
Цель вопроса: определить уровень осведомленности учащихся по вопросам существования экологических проблем в Рыбнице.
Вывод: на данный вопрос ученики почти стопроцентно ответили, что проблемы существуют, особенно острые - загрязнение реки и внутренних водоемов, загрязнение почвы и атмосферы от транспорта. Большинство учащихся понимают, что экологические проблемы существуют и к тому же требуют немедленного решения.
4. Вопрос: Что будет с тем уголком природы, где полностью вырубят лес?
Цель вопроса: определить уровень понимания проблемы уничтожения лесов, бездумного вмешательства человека в жизнь природы, нарушение природного баланса.
Вывод: 80% (8 человек) понимают, что уничтожение лесов приведет к катастрофическим последствиям изменения климата; ухудшение почв; гибели редких представителей флоры и фауны. 20% (2 человека) ответили, что возрастет количество сельскохозяйственных угодий, и это является весьма позитивным фактором для местности сельского типа. Как видим, не все учащиеся понимают катастрофичность истребление лесов. Они считают, что увеличение площади полей приведет к росту доходов населения
Вопрос 5: Почему нельзя в реке мыть автомобиль?
Цель вопроса: определить уровень понимания проблемы загрязнения водоемов; формировать чувство хозяйского отношения к окружающей среде.
Результат тестирования: 4 ученика ответили, что моющие средства и бензиновая пленкавредно влияют на жизнедеятельность водоемов - гибнет рыба. 5 человек считают, что разрушается автомобиль, и это плохо. Как видим, не все учащиеся понимают суть проблемы загрязнения водоемов и готовы решать ее.
Вопрос 6: Волнует ли вас судьба природы?
Цель вопроса: определить, нужно ли беспокоиться о судьбе природы, что именно ей угрожает; формировать чувство ответственности за состояние природной среды.
Вывод: на данный вопрос ученики почти стопроцентно ответили, что судьба природы им не безразлична, поскольку если погибнет природа - погибнет человечество.
Вопрос 7: Перечислите основные правила поведения на природе.
Цель данного вопроса – оценка экологической компетенции и уровня экологического воспитания школьников. Результаты данного вопроса у каждого ученика различны, однако общие правила поведения на природе опрашиваемые знают. (Не загрязнять природу, не разбрасывать мусор, убирать после себя мусор, не рубить лес)
Вопрос 8: Как бы Вы поступили с людьми, которые загрязняют окружающую среду?
Цель вопроса: учить учащихся замечать нарушения и нарушителей, быть готовыми защитить окружающую среду; воспитывать желание вести разъяснительную и агитационную работу среди населения с целью улучшения состояния природной среды; учить самостоятельно мыслить, находить рационализаторские решения поставленной проблемы. Ответы на данный вопрос распределились следующим образом
Вывод: на данный вопрос 7 учащихся ответили, что нужно заставить убирать после себя; 4 человека ответили, что нужно проводить разъяснительную и агитационную работу; 5 человек отметили, что следует наложить денежное взыскание, и 1 человек высказал мнение, что не следует задевать нарушителей, ибо все равно не будет результата. Как видим, большинство учащихся понимают, что ситуацию можно изменить к лучшему; готовы включиться в работу; хотят сделать свой вклад в дело сохранения окружающей среды.
Проведение анкетирования учеников 7 класса привело к следующим положительным результатам:
- ребята отнеслись к анкетированию с большим интересом, поскольку им самим интересно было узнать свой уровень развития экологических компетенций и экологического воспитания;
- для нас результаты анкетирования явились хорошей информационной базой для определения уровня экологического воспитания наших учащихся, что необходимо для подготовки занятий и других мероприятий по экологическому воспитанию;
- анкетирование дают ученикам 7 –класса ценные знания и дает возможность задуматься и осознать необходимость бережного отношения к природе и окружающей среде.
Исходя из результатов анкетирования целью нашего педсовета являетсясовершенствование работы педагогов по формированию экологических представлений, норм и правил взаимодействия с природой обучающихся.
Сегодня мы перед собой ставим следующие задачи:
- сформировать систему экологических знаний и представлений;- развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
Еще великий Гёте сказал: “Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна  глубокого содержания”
Она не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа - могучий древний источник познания и воспитания человечества. От Аристотеля и Авиценны до наших дней естествоиспытатели не перестают удивляться богатству и разнообразию мира живой природы.
Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой".
Природа с ее удивительным ритмом, пластикой, соразмерностью являет собой образец красоты и совершенства. Именно гармония природных красок и созвучий будит в ребенке чувство прекрасного.
Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения.
Чтобы воспитать молодое поколение в духе бережного отношения к окружающей среде, необходимо с самого раннего возраста целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом. Именно в этом возрасте в ребёнке закладываются позитивные чувства по отношению к природе и её обитателям, открывается удивительное многообразие растительного и животного мира, осознаются эстетические чувства, побуждающие детей заботиться обо всём, что их окружает.
Осознание собственной гражданской позиции в отношении окружающей среды, позволяет «спасти» ее.
Именно этим и занимается экологическое воспитание в школе. Поэтому не так давно программы экологического воспитания были включены в общее образование школьников. Основной их задачей является донести до детей тот факт, что окружающая среда должна быть защищена.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов.
Экологическое воспитание следует рассматривать как часть общеобразовательной подготовки учащихся, ведь экологическая культура является составной частью общей культуры. Поэтому экологическое воспитание является одним из направлений воспитательной работы, что способствует общественному осознанию экологических проблем современности, их последствий, путей решения и предотвращения возникновения новых
Актуальность. Экологическое воспитание подрастающего поколения сегодня стало насущной потребностью общества. Причины и последствия негативных экологических ситуаций, возможность и необходимость преодоления экологического кризиса - эти вопросы являются обязательной составляющей школьного экологического образования. Экологические проблемы современности требуют от общеобразовательных и внешкольных учебных заведений уделять больше внимания формированию экологического сознания, понимания окружающего мира и себя.
В экологическом воспитании следует обратить внимание на формирование ценностного отношения к природе: осознание ценности природы в жизни человека, самоценность природы, чувство личной причастности к сохранению природных богатств, ответственность за них, способность гармонично сосуществовать с природой, вести себя компетентно, критически оценивать потребительски-утилитарное отношение к природе, активно участвовать в практических природоохранных мероприятиях; осуществлять природоохранную деятельность по собственной инициативе; заниматься посильным экологическим просвещением, формирование чувства ответственности за природу как национальную и общечеловеческую ценность.
Именно формирование ценностного отношения к природе является важнейшей воспитательной задачей классного руководителя по становлению экологической культуры учащихся.
Духовное формирование и развитие личности должно протекать в экологическом русле. Терпимое, бережное отношение к окружающей природной среде не только экологическая и экономическая, но и этическая проблема. В этой связи необходима конкретная переориентация морального сознания человека, «переоценка» моральных ценностей в отношении к природе.
Экологическое воспитание должно помогать выработать экологический стиль мышления, экологическую культуру подрастающего поколения. Этому способствует организация деятельности факультативов, кружковой, клубной работы общеобразовательных и внешкольных учебных заведениях города, а также использование различных форм внеклассной и внеурочной работы для формирования у учащихся экологического мышления.
Системность и преемственность - необходимое условие любого обучения и воспитания. Непрерывное экологическое образование предполагает организацию воспитательного и учебного процесса от детства до глубокой старости. На этом пути человек проходит несколько стадий обучения.
Проблемы экологического обучения и воспитания в период обучения в школе должны составлять органическую часть работы каждого участника учебно-воспитательного процесса: классного руководителя, учителя начальных классов, педагога-организатора, руководителя кружка, ученического самоуправления и предусмотреть систему связанных между собой мероприятий, которые формируют экологическое мышление каждого человека.
Начиная уже с младших классов, основные усилия педагогов направляются на подбор заданий, способствующих формированию у учащихся позитивных установок, навыков наблюдательности, ориентации в позитивных и негативных явлениях в окружающей среде, эмоционально-эстетического восприятия и оценки природы, высокой гражданской ответственности за ее состояние.
Охрана природы - обязанность каждого человека. Успех в этом деле зависит, прежде всего, от осознания важности этой задачи, от убежденности, умения и привычки постоянно, на каждом шагу, оберегать родную природу, лечить те раны, которые ей уже нанесены, и не допускать новых.
Природоохранная работа должна проводиться непрерывно на всех уровнях организации учебно-воспитательного процесса по всем предметам и основываться на принципах связи теории с практикой, научности, межпредметности, индивидуального подхода. Кроме того она должна влиять на формирование целостной ориентации всех учеников.
В старших классах предполагается сложная и разнообразная природоохранная работа, которая включает в частности экспериментально-поисковые, исследовательские подходы.
Успеху природоохранной деятельности способствует исследовательская работа учащихся, во время которой они расширяют свой экологический кругозор, овладевают методами исследования, накапливают определенный опыт. В исследовательских проектах каждый школьник проявляет личную инициативу, учится самостоятельно приобретать знания, предлагает свои идеи.
Огромное значение в формировании экологического сознания и интереса к природе имеет кружковая работа.
Для привлечения к дополнительному образованию с исследовательской направленностью для учащихся нашей школы учителями биологии и географии составлена и апробируется программа кружков «Юный эколог», «Охрана природы» для учащихся среднего звена. Внеурочная, воспитательная  работа, проводимая в кружке, обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах; продолжительность занятий не ограничивается строго по времени; кружок имеет большие возможности для организации различных видов деятельности детей и позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.Каждая из перечисленных мною форм экологического воспитания стимулирует познавательную деятельность учащихся в области экологии. Самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы и, изучив ее досконально, попытаться найти пути ее решения. Все это воспитывает экологически культурную личность, которая при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить окружающий мир, проявляя тем самым любовь к природе.
Экологическое образование возникло в виду жизненной необходимости, так как все люди на планете находятся под угрозой глобального экологического кризиса. По словам Сластенина В.А. «экологическое образование - это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательнного процесса – уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации».
Целью экологического образования в школе является формирование ответственного отношения к окружающей среде, осознания причастности человека к ухудшению состояния природы, а значит, и воспитание на базе нового мышления активной деятельности по изучению и охране природы, начиная с родного края. Чтобы эту цель выполнить, необходимо у детей целенаправленно воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. В этом помогают наиболее эффективные формы экологического воспитания школьников, в которых достигается большой воспитательный эффект:
Экологические акции: «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой», «Посади дерево», «Молодежь за чистоту городов и сел», «Поможем птицам пережить зиму»;
Экологические рейды –изготовление кормушек, озеленение классных комнат,посадка деревьев;
Конкурсы «Дары осени», «Осенний букет», конкурс рисунков и плакатов, выставка поделок из природного материал. (Презентация)
Все из перечисленных форм могут использоваться в целях экологического воспитания, а разнообразие используемых форм воспитательной работы сделает процесс воспитания более интересным и ненавязчивым.
В результате работы можно сделать следующие выводы:
- с точки зрения экологического воспитания школа и, конечно, семья являются важнейшими социальными ячейками, которые обеспечивают воспитательный процесс и взаимодействие ребенка с природой;
- целью экологического воспитания является формирование экологической культуры учащихся.
В структуре экологической культуры, как сложном личностном образовании, выделяют экологические знания, экологическое мышление, умения и навыки природоохранной деятельности, экологическое мировоззрение, экологическую этику. Каждому компоненту соответствует определенный уровень экологической зрелости: от элементарных экологических знаний и представлений к их глубокому осознанию и практической реализации на всех уровнях
В качестве методов и форм экологического воспитания были выделены следующие:
- организация проектной деятельности;
- осуществление природоохранной деятельности учениками;
- проведение бесед, классных часов по темам экологии и охраны природы.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему.
Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Мы считаем, что экологическое воспитание - самое важное в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.
Анкета
Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:
(Примечание в некоторых вопросах возможен выбор нескольких вариантов ответов).
1.Любите ли Вы природу?
а) да; б) нет.
Почему? __________________________________
__________________________________________
2.Что такое «экология»?
а) наука, изучающая происхождение Земли;
б) наука об окружающей среде, дом, человека, его взаимодействие с этой средой и пути обеспечения условий для ее жизни;
в) миропонимание, которое включает в себя и сознательное отношение ко всему сущему, и его активная защита.
3.Существуют ли экологические проблемы в Рыбнице?
а) да; б) нет.
Если да, то какие проблемы Вы знаете?
_________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
4.Что будет с тем уголком природы, где полностью вырубят лес?
а) там будет поле, которое можно использовать для сельского хозяйства;
б) разрушатся почвы;
в) ухудшится воздух;
г) нарушится природный баланс, что может привести к негативным последствиям.
5. Почему нельзя в реке мыть автомобиль?
а) гибнет рыба;
б) бензиновая пленка препятствует поступлению кислорода;
в) это плохо;
г) автомобиль разрушается.
6.Волнует ли вас судьба природы?
а) да; б) нет.
Почему? ______________________________________________
______________________________________________________
7. Перечислите основные правила поведения на природе.
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
8. Как бы Вы поступили с людьми, которые загрязняют окружающую среду?
а) проводить разъяснительную и агитационную работу;
б) заставить убирать после себя;
в) наложить денежное взыскание;
г) не трогать их, потому что все равно не будет результата.