Занятие по обучению грамоте Слог.Деление слов на слоги


Технологическая карта организованной учебной деятельности
Образовательная область: «Коммуникация».
Раздел: «Основы грамоты и письма».
Тема: «Слог .Деление слов на слоги».
Цель: дать понятие о термине «слог»; научить детей произносить слова по слогам; формировать умение делить слова на слоги; определять их количество в словах; развивать фонематический слух, mi mu подбирать слова на заданный звук; воспитывать любознательность.
Демонстрационный материал: картинки - кот, лиса, корова,котята. мышка, белка.Билингвальный компонент: звук - дыбыс, слово - сөз, хитрая лиса – қу түлкі, большая корова - үлкен сиыр.
Этапы
деятельности
Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно-побудительный Сюрпризный момент
- Сегодня к нам в гости пришел Алдар- Косе. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня я к вам пришел с особенным настроением. Мне очень хочется сделать что-нибудь хорошее и приятное для всех! Я приглашаю вас в круг радости, чтобы мы сказали друг другу хорошие слова, обменялись добрыми пожеланиями:
Желаю счастья и добра Детям с самого утра!
Я принес вам загадочные картинки. Дети в кругу говорят друг другу добрые слова.
Организаци- онно-поисковыйВоспитатель показывает картинки: кот, лиса, корова. Дети называют слова. Воспитатель просит детей произнести эти слова громко.
Дети называют слова, крича: коот, ли-са, ко-ро-ва.
Воспитатель объясняет детям:
- Если слово произнести протяжно, громко, то можно определить сколько слогов в этом слове.
- Слог - это короткая часть слова. В каждом слоге есть гласный звук. Чтобы правильно определить сколько слогов в слове, мы будем хлопать в ладоши и делить слово хлопками. Посмотрите, как это буду делать я. Воспитатель называет слово «кот» и хлопает один раз в ладоши.
- Сколько раз я хлопнула?
- Как вы думаете, если я хлопнула один раз, то сколько слогов в слове «кот»? 1.Деление слов на слоги.
Воспитатель предлагает вместе произнести слово «лиса» и хлопнуть в ладоши.
- Сколько раз мы хлопнули?
- Сколько слогов в слове лиса?
2.Работа со словами.
- Сейчас, вы должны сами определить сколько слогов в слове «корова».
Дети называют слово и хлопают в ладоши.
- Сколько раз хлопнули?
- Сколько слогов в слове «корова»?
- Чтобы правильно разделить слово на слоги, мы должны, хлопая, произносить слова с гласными звуками. Запомните правило: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Примерные слова: ва-за, ма-ши-на, кни-га и т.д.
Физкультминутка:
Самолеты загудели,
Самолеты полетели,
На полянку тихо сели,
Да и снова полетели.
3. Дидактическая игра:
«Добавь слог».
- Алдар- Косе тоже хочет поиграть с нами. Он задумал слова, но забыл их, надо ему помочь. Он дает нам подсказку - картинки. Мы ему конечно поможем, и все его слова отгадаем (воспитатель показывает картинки, а дети добавляют пропущенные слоги: коро..., котя...., мыш..., бел...)
4.Условное обозначение слога.
- Сегодня мы научим Алдара- Косе обозначать слоги, используя схему. Воспитатель выставляет на доске схему с условными обозначениями.
- Ребята, каждое слово мы будем обозначать прямоугольником. Чтобы разделить слово на слоги, мы будем делить прямоугольник черточкой на части. Если в слове один слог, то прямоугольник не делим: шар, кот.
Если в слове два слога, то разделим прямоугольник черточкой на две части: ка-ша, лиса. Если в слове три слога, то разделим прямоугольник черточкой на три части: ма-ши-на, ма-ли-на.
Пальчиковая гимнастика «Замок».
Пальцы сжимаем
И замок мы получаем,
А потом их разжимаем
И сначала начинаем.
Пальцы сжимаем
И замок мы получаем.
5.Работа в тетради: с. 22-23. Рассматривают.
Произносят по заданию воспитателя.
Слушают.
Понимают.
Запоминают.
Следят за действие: воспитателя.
Один раз.
Один слог.
Выполняют.
Два раза.
Два слога.
Дети выполняют самостоятельно.
Три раза.
Три слога.
Запоминают.
Повторяют.
Выполняют движения по сигналу воспитателя.
Корова, котята, мышка, белка.
Слушают.
Понимают.
Запоминают.
Выполняют работу в соответствии с заданием.
Рефлексивно – корригиру-ющий- Что такое слог?
- Что нам помогает делить слова на слоги?
6. Прощание с Алдаром – Косе.
Алдар – Косе запомнил все задание. Он желает нам успехов и прощается с нами.
Попрощаемся и мы с Алдаром – Косе. Короткая часть слова. Хлопки в ладоши.
Проявляют радость. Прощаются.

Ожидаемый результат:
Знать: где находится первый и последний звук в слове.
Иметь: навык называть слова с заданным звуком.
Уметь: проводить звуковой анализ слова.