Урок Употребление обращений в речи


Конспект урока русского языка
учителя русского языка и литературы СШ им. М. Горького с ДМЦ
Каратальского района Алматинской области
Суколиной Людмилы Анатольевны
Русский язык 8 класс
Тема урока: Употребление обращений в речи
Цели урока: научить грамотно применять обращения в речи в зависимости от ситуации общения;
развивать способности к наблюдению за языковыми фактами, их сравнительному анализу, обобщению;
воспитывать коммуникативную культуру учащихся, культуру сотрудничества, самоорганизации учебной деятельности
Ход урока
I. Эмоциональный настрой учащихся (1 мин.)
1. Приветствие, пожелания
2. Деление на группы (по выбору цвета стикера)
II. Целеполагание (1 мин.)
Диалог «Учитель – ученик» (определение темы урока)
- Ребята, сегодня у нас урок, можно сказать, применения знаний на практике. Сегодня мы подведем итог всему, что изучили и знаем об Обращении и применим эти знания в конкретных предложенных ситуациях.
- Исходя из цели урока, как будет звучать тема урока?
III. Основной этап урока
1. Работа в группах (3 мин.)
- На доске вы видите выведены основные признаки различных стилей речи и небольшие примеры каждого из них (художественный, официально-деловой, научный, разговорный)
Задание: определить стили речи, в которых уместно употребление обращений
2. Работа в парах (3 мин.)
Задание: один приводит пример с обращением, а второй определяет стиль речи, характерный для данного примера; затем наоборот
3. Работа в группах (20 мин.)
Стратегия «6 шляп»
Задание: группам, в зависимости от цвета шляп, дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности, исходя из способов использования тех или иных обращений в различных жизненных ситуациях
4. Физминутка, деление на группы (2 мин.)
5. Работа в группах (деление на атомы)
«Фишбоун», выступления от группы (6 мин.)
IV. Закрепление
1. Индивидуальная работа в тетрадях (3 мин.)
«Ситуационная задача»
Задание: стараясь избегать штампов, подготовьте текст какого-либо поздравления:
*любимому учителю;
*одноклассникам;
*родственникам;
*другу (подруге).
2. Составить Синквейн по теме «Обращение» (2 мин.)
3. Дополнительное задание
Разыграй сценку (мин.)
Задание: разыграть сценку с обращением
V. Рефлексия (2 мин.)VI. Оценивание (2 мин.)




Конспект урока русского языка
учителя русского языка и литературы СШ им. М. Горького с ДМЦ
Каратальского района Алматинской области
Суколиной Людмилы Анатольевны
Класс: 7
Предмет: русский язык
Тема урока:
РР Определение смысловых различий частиц не и ни.
Цель:
На теоретическом материале и материале практических упражнений дать понятие о роли отрицательных частиц НЕ и НИ; формировать умение определять смысловое значение частиц НЕ и НИ, писать их с различными частями речи.
Задачи урока:
В ходе урока учащиеся будут знать об условиях различения частиц НЕ и НИ. Покажут умения правильно определять условия написания отрицательных частиц с различными частями речи. Покажут навыки работы в группах при определении условий правописания отрицательных частиц. Закрепят умения аргументировать выбор орфограмм при написании частиц НЕ и НИ
Вид деятельности
Действия преподавателя и действия участников
Приветствие
I.Орг. момент Психологический настрой
Находите время для игры – это секрет молодости.
Находите время для чтения – это основа знаний.
Находите время для размышлений – это источник силы.
Находите время для работы – это условие успеха.
Целевые установки Учитель сообщает тему и цели урока
II.Актуализация опорных знаний.
Вызов «ИНСЕРТ»
1. Вызов «ИНСЕРТ».
Учащиеся изучают учебную информацию по теме и заполняют таблицу:
Что знаю о частицах? Какие трудности испытываю при определении разрядов частиц?
III. Формирование новых понятий и способов действий.
Работа в группах.
1.Словарный диктант. Комментированное письмо – повторение.
Не знал ничего, ни в чем не сомневался, не в чем упрекнуть, ненавистный враг, нечаянный случай, не глубокий, а мелкий овраг; неглубокий, но крутой овраг; ни у кого не был, зацвели незабудки, неумолкающий гул.
Вывод: правописание НЕ и НИ с разными частями речи.
2. Работа с учебником. Изучение таблицы (п. 51, с. 216)
«Правописание НЕ с разными частями речи».
- Составление учебного конспекта.
НЕ ПИШЕТСЯ
раздельно слитно
IV. ФизминуткаV. Применение. Формирование основных навыков и умений.
Лингвистическое наблюдение (п. 50, с. 213)
- Доказать двумя предложениями каждое из утверждений.
Вывод: значение частиц НЕ и НИ. Составить таблицу.
Значение частиц
НЕ НИ
1. Придаёт отрицательное значение предложению или слову. 1. Усиливает отрицание.
2. Придаёт положительное значение предложению при двойном отрицании. 2. Усиливает утверждение и придает ему обобщающее значение.
Выполнение упражнения 368
- Списать предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
- Объяснить правописание частиц.
- Подчеркнуть причастия как члены предложения.
Работа в группах (на постерах).
1) Дописать устойчивые словосочетания, которые пишутся с НИ и не разделяются запятыми. С 2-3 составить предложения.
Ни жив_______________________________
Ни ответа________________________________
Ни больше_________________________________
Ни стать___________________________________
Ни с того___________________________________
Ни свет_____________________________________
Ни туда_____________________________________
Ни дать_____________________________________
Ни рыба_____________________________________
Ни слуху____________________________________
Ни пуха______________________________________
Ни то________________________________________
2) Работа по карточкам с печатного листа. Коллективное обсуждение в группах трудных случаев написания орфограммы НЕ и НИ.
Задание: Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.
Я (н..)чего (н..)знаю о ваших проблемах. Но он (н..)был писателем и (н..)оставил (н..)одного сочинения. На небе нет (н..)облачка. Врагов бьют (н..)числом, а умом. Он мне (н..)приятель, а просто друг. (Н..)проворчав, кошка куска (н..)съест. Лодырю всегда (н..)здоровится.
(Н..)закрытое мною окно; окно (н..)закрыто; (н..)написанное вовремя сочинение; река (н..)широкая, а узкая; (н..)работающий мотор; (н..)выполненное учеником задание; задание (н..)выполнено; (н..)красивый поступок; (н..)лепое предложение; (н..) с кем поговорить; (н..)чего (н..)сделаешь.VI. Оценивание Устная самооценка собственной деятельности на уроке.
VII. Рефлексия и оценивание Отвечают на вопросы:
- Какая группа работала более эффективно?
- По каким параметрам вы это определили?
- В полную ли силу ты сегодня поработал(а)?
- Кто из членов твоей группы работал более продуктивно? Почему ты дал такую оценку?
VIII. Домашнее задание § 51, упр. 369

Конспект урока русского языка
учителя русского языка и литературы СШ им. М. Горького с ДМЦ
Каратальского района Алматинской области
Суколиной Людмилы Анатольевны
Класс: 5 «Б»
Предмет: русский язык Дата: 19.09.2014
Тема урока:
РР. Текст. Определение темы и основной мысли текста. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение.
Цель:
Уметь составлять тексты разных типов (описание, повествование, рассуждение)
Задачи урока:
формирование общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков и исследовательской деятельности учащихся, умения определять тему и основную мысль текста;
развивать речь учащихся, вырабатывать творческий подход к выполнению задания, умение критически мыслить;
воспитывать у учащихся любовь к языку, эстетический вкус
Вид деятельности
I. Орг. момент (1мин.)
II. Физминутка (1мин.)
III.Деление на группы (1мин.)
IV. Актуализация (1мин.)
V. ЦелеполаганиеVI. Работа по теме урока
1. Игра «Собери пазл» (5мин.)
презентация (слайд 2,3,4)
2. Игра «Ассоциации»
(10мин.)
3. Физминутка (1мин.)
4. Беседа (2мин.)
презентация
5. Работа в группах (10мин.)
6. Творческое задание
(7мин.)
VII. Обобщение (2мин.)
VIII. Дом. задание (1мин.)
IX. Рефлексия (3мин.) Действия учителя
Приветствие учащихся
- Деление на счет 1, 2, 3
- В нашей школе на этой неделе проводятся мероприятия, посвященные празднованию Дня языков. Вы, ребята, хорошо знаете, что у нас в Казахстане 22 сентября объявлен Президентом Днем языков народов Казахстана. Мы тоже не должны оставаться в стороне от этого замечательного праздника.
- Раз мы говорим о языке, то какие определения мы можем ему дать?
Задание: составить определения понятий – текст, тема текста, основная мысль текста
На ватманах запишите свои ассоциации со словами «язык, речь»
- Какие типы текстов вам известны?
- Перечислите их основные признаки
- Напишите о языке в соответствующем типе текста (описание, повествование, рассуждение)
- Напишите небольшое мини-сочинение о языке, его роли в вашей жизни
Организовать фиксацию нового материала, изученного на уроке.
- Что полезного и нового для себя вы узнали на уроке?
- Как вы думаете: какая речь главная - устная или письменная?
Подобрать пословицы и поговорки о языке
Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности. Организовать оценивание учебной деятельности. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. Действия ученика
Выполнение упражнений за ведущим учеником
Деление на группы
Ответы учащихся
Определяют тему урока
Работа в группах. Ответы учащихся
Работа в группах. Защита постеровОтветы учащихся
Защита работ
Самостоятельная работа
Обосновывают и оценивают собственную деятельность.
Осознают необходимость самосовершенствования, выражают желание осваивать новые знания.
Продолжите предложения:
Я научился…
Я узнал на уроке…
Мне было трудно, когда…
Мне было интересно…
Формулируют простые выводы.