Конспект открытого занятия по внеклассному чтению Сказки-несказки Виталия Бианки.


Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о красоте русской природы на примере произведений В. Бианки
Задачи:
-знакомство с жизнью и творчеством В.В.Бианки;
-развитие познавательного интереса учащихся, мышления, речи;
-воспитание любви к русской природе, бережного отношения к братьям нашим меньшим;
-воспитывать у учащихся экологическую культуру;
--выработать привычку и затем потребность самостоятельного осмысленного чтения;
-
Оснащение. Мультимедийная презентация, компьютер, проектор, выставка книг писателя.
Здравствуйте дорогие ребята , садитесь!
За окном холод…мороз….а у нас в классе тепло , красиво и уютно
И сегодня у нас урок внеклассного чтения, который как обычно у нас бывает раз в месяц и знаете
И знаете, что мы сегодня будем делать с вами???
Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество-
внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность.
-как вы уже догадались наш урок посвящен природе.
-как вы думаете почему?
МАКСИМ : урок посвящен природе ,потому что 2013 год объявлен годом охраны окружающей среды
Совершенно верно. сегодня мы с вами совершим путешествие в загадочный и неповторимый, таинственный и удивительный мир русского леса. Полюбуемся красотой русской природы. А помогут нам в этом произведения В.Бианки
И я не случайно подобрала следующие слова для эпиграфа «ЛЮБИ ЖИВОЕ»
– Как вы понимаете эти слова?
КАТЯ люби живое - это значить нужно беречь то , что ты любишь
ДИЛАР люби живое - это значит охранять природу
РИЗВАН оберегать все, что нас живое окружает птиц, зверей
Правильно это значит беречь, сохранять и преумножать все, что нас окружает
– а как вы понимаете слово “живое”?
Саша живое - это все что дышит, растет и живет
Артур живое - это птицы растения люди
– Каким должен быть человек , который любит все живое?
Катя этот человек должен быть добрым и отзывчивым
Надя он душевный сердечный человек
Света по-моему это очень хороший человек
Действительно ребята, человек ,который любит все живое точно не может быть плохим это обязательно очень хороший человек.
– Вот с творчеством такого человека мы и будем сегодня знакомиться. Это В.В.Бианки.
– Вы уже читали много его произведений.
-Давайте вспомним некоторые из них
Ризван люляНадя сентябрь
Сережа приключения муравьишки
Максим ноябрь
Артур с чей нос лучше
Дилар октябрь
Катя музыкант
- Поднимите руку, кому понравились его рассказы и сказки?
– Посмотрите на его портрет.
– Каким человеком он вам кажется?
Ризван добрый и отзывчивый
Никита серьезный и сердитый
Артур добрый но слегка угрюмый
Саша на этом портрете он очень похож на охотника
-и это не случайно ребята виталий бианки страстным охотником, и возможно он только что вернулся из увлекательного путешествия, где увидел и узнал много нового и теперь сидит и обдумывает сюжет нового рассказа или сказки.
Конечно, каждый человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделенные каким- то особенным отношением ко всему живому. Природа это чувствует и будто ждет момента, чтобы поделиться с ними своими сокровенными секретами, потихоньку от других раскрывает свои заветные тайны. В присутствии таких людей самые капризные растения расцветают пышным цветом, а самые пугливые животные забывают про все свои страхи
Одним из тех, кто обладал этим волшебным даром, был писатель ВВБ.
– Виталий со своими братьями часто бывали в залах музея. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как же хотелось найти маленькому Виталию волшебную палочку , которая бы “оживила ” музейных зверей. Уже став взрослым, В.В.Бианки понял, что такой «волшебной палочкой», может быть только слово, только рассказ
Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Своим главным “лесным” учителем Бианки считал своего отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Виталий не любил наблюдать за природой из окна. Всю жизнь он много путешествовал, собирая и записывая свои наблюдения в дневник.
Обо всём, что увидел и узнал, Виталий Валентинович решил рассказать девчонкам и мальчишкам. И начал писать детские книжки, помогая ребятам тоже проникнуть в чудесные тайны природы, которая и стала главной героиней его замечательных произведений.
Книги Бианки любимы и детьми, и взрослыми. Они читаются легко и увлекательно. Книги познавательны – в них много неизвестного о повадках, образе жизни животных. Читая Бианки, мы задумываемся, радуемся, огорчаемся, удивляемся.
Некоторые свои произведения он даже называл по-особенному “Сказки–несказки”. В них нет волшебных палочек и сапог-скороходов, но чудес там не меньше. Удалось-таки писателю найти такие волшебные слова, которые “расколдовали” лесной мир.
– Вот сегодня на уроке мы и подумаем, почему же эти произведения так называются “Сказки-несказки”, вроде бы сказки, а вроде бы нет.
Тема нашего урока «сказки-несказки ввб»
На доске – карточка со словом: “Сказки”.
-Ребята давайте вспомним признаки сказки:
Саша герои разговаривают
Максим появляются новые герои
Сережа повторяются сюжеты.
Надя в сказках бывает баба яга
Катя происходит волшебство
-а как мы узнаем что перед нами несказка????
Саша много научных фактов о природе
Дилар узнаем много нового
правильно ребята делаю вывод
сейчас мы познакомимся рассказом «Кто чем поет?» и в конце урока вы мне скажете это сказка ,не сказка или вовсе сказка –несказка.
-в рассказе вам встретятся нетрудные слова, но мы их нечасто используем в речи. это…..
Натрудить - Потрудиться много, вдоволь
Оркестр- большой коллектив музыкантов
Трещотка - народный музыкальный инструмент. Трещотки состоят из набора 18 — 20 тонких дощечек.
Смычок - приспособление для игры на струнно-смычковых инструментах.Сядьте удобнее и приготовьтесь слушать.
ЧТЕНИЕ РАССКАЗА УЧИТЕЛЕМ.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на “заповедник” Бианки. Внимательно посмотрите какие животные тут есть??
ПЕРЕЧИСЛЯЮТ…..
Действительно тут и лягушка, и цапля, и саранча….. вы уже догадались герои какой сказки пожаловали к нам в гости?
Катя (“Кто чем поет”)
Физкультминутка
Поработали ребятки
А теперь все на зарядку
Влево вправо повернитесь
Наклонитесь поднимитесь
Руки вверх и руки вбок
И на месте прыг да скок
А теперь бежим вприпрыжку
Молодцы вы ребятишки
Замедляем дети шаг
А теперь на месте стой. Вот так
А теперь мы сядем дружно
Нам еще работать нужно
– Слышите какая музыка звучит в лесу?
(Фонограмма голосов птиц).
– Что вы себе представили?
Ризван когда я слушал голоса птиц я представил будто очутился в красивом лесу
Артур в березовой роще где светит солнце поют птицы …
А сейчас давайте еще раз прочитаем текст только на этот раз вы сделаете это самостоятельно перед вами лежит рассказ прочтите его, как только закончите читать поднимите глаза чтобы я знала что вы прочли.
– прочитали???? Молодцы. а теперь давайте вспомним , в какой последовательности герои появлялись в сказке? Кому трудно вспомнить, может пользоваться текстом . Он поможет вам восстановить сюжет произведения.
Итак, кто из героев первым перед нами появился?
Максим первой мы встретили лягушку.
Лягушка – чем она поет? Найдите в тексте
Саша Пузырями за ушами.
А кто услышал песню лягушки?
Света песню лягушки услышал аист
Почему он прилетел на болото?
Дилар Завтракать, будет мне чем поживиться
–Почему же он забыл про завтрак?
Юра Увлекся своей песней
– Почему о пении аиста Бианки пишет так : “Трещотка трещит деревянная”? Какой звук оно напоминает?
Саша Сухой треск дерева
– Чем поет аист?
Сережа аист поет Клювом
Кто услышал песню аиста?
Катя песню аиста услышала цапля
– А она как поет?
Максим набирает полный клюв воды и дует в клюв
О каком лесном музыканте говорится дальше?
Ризван дальше в рассказе появляется дятел
– Какую же музыку исполнил дятел?найдите это в тексте
Саша ……
Чем же играет дятел свои песни?
Юра дятел исполняет песни клювом.
Кого разбудил он своей песней?
Артур дятел разбудил жука
– а он чем поёт?
Ризван жук поет Шеей
А Где же исполнял свою песню шмель?
Надя жук полетел петь на лужок
– чем он пел песни
Света он пел Крылышками
Кого разбудил шмель?
Дилар шмель разбудил своим жужжанием саранчу
– Как же поёт саранча?
Сережа саранча поет Лапками
Почему Бекас так долго не вступал в общий хор?
Катя ему было нечем петь
– Чем же запел Бекас? Найдите и прочтите мне этот момент
Саша….
– Голос какого животного был слышен с земли?
Ризван с земли был слышен голос барашка
Хорошо ребята все внимательно слушали и прочитали.
Мы не можем услышать такое разнообразие голосов в природе. А вот В.Бианки помог нам одновременно услышать многоголосие обитателей леса.
Он придумал, как это сделать. Он услышал эту музыку в словах и передал её путем повторения звуков в словах.
И оказалось, что даже безголосые обитатели леса могут создать необыкновенный лесной хор.
– А теперь, давайте, подумаем, сказка это или не сказка?
– Кто считает, что это сказка?
САША-я считаю что это сказка потому что герои разговаривают
КАТЯ – появляются новые герои.
Кто думает, что это не сказка?
СЕРЕЖА у нас была возможность услышать лесной хор.
МАКСИМ я думаю что это не совсем сказка потому что мы узнаем много интересного о природе.
-правильно мы узнали новое о природе. А давайте ка мы сейчас вспомним что именно…
Максим из этого рассказа я узнал что жук поет шеей
Катя бекас поет хвостом
Ризван а я не знал что саранча поет лапками.
– Можно ли назвать её сказка – несказка?
– Таких произведений у В. Бианки очень много.
– Как вы поняли, что же такое сказки – несказки Виталия Бианки?
(Произведения, которые очень похожи на сказку, но дают познавательный материал о природе.)
Правильно ребята эти произведения очень напоминаю сказку герои там разговаривают ,
возможно и волшебство, но вместе с тем мы узнаем много нового и интересного о природе и ее
лесных жителях.
Многие писатели учились у В.Бианки интересно и занимательно писать о природе
– Посмотрите сколько замечательных книг написали другие писатели о природе. Все эти книги
вы можете взять в библиотеке и прочитать.
3. Итог урока
– А сейчас мы подведем итоги нашего путешествия.
Какие же маленькие открытия вы сделали для себя на уроке? Что неожиданного было для вас?
Сережа -Узнали новое из биографии писателя,
Максим -я узнал что виталий бианки был охотником
Дилар -услышали “лесной хор”,
Катя - познакомились со сказками – несказками
-Понравилась вам сказка-несказка «кто чем поет?» .
- А какие оценки вы бы себе поставили за работу на уроке?
Ребята вы сегодня очень хорошо поработали и все заслужили оценку пять.
- А домашнее задание для вас будет творческое – нарисовать иллюстрации к нашему произведению.
-А наше путешествие подошло к концу. Хочется, чтоб у вас появилось желание читать книги, из
которых вы узнаете много нового. Книги, Которые позволят вам познакомиться с родной природой.
побольше узнать про птиц и зверей, про охоту и лес, научат нас бережно относиться к родной
природе, любить и охранять все живое!!!!