Методические материалы Формирование представлений об основах безопасности жизнедеятельности у учащихся младших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида


ГК
ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №33
города Ставрополя»
Формирование представлений об основах безопасности жизнедеятельности у учащихся младших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида
Методический материал
учителя
О.В. ЧернобаевойСтаврополь, 2016
Начало формы
Реализация государственной политики в области национальной безопасности России предусматривает повышение культуры безопасности жизнедеятельности населения, формирование которой начинается в детском возрасте с создания безопасного социально-образовательного пространства. Правомерно также утверждать, что эффективность образовательного процесса в современной, в том числе и в специальной (коррекционной) школе определяется, прежде всего, особенностями социального развития учащихся, сформированностью у них базовых установок и социальных представлений.
Проблема формирования социальных представлений многовекторна. Она рассматривается в философском, общественно-политическом, социологическом, экономическом, психолого-педагогическом аспектах. В исследованиях по проблеме формирования социальных представлений, в том числе в детских возрастах, рассматривается их сущностная характеристика, смысловое содержание, направленность, структура, пути и способы формирования.
Формирование социальных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с нарушениями в интеллектуальном развитии, рассматривается как проблема ознакомления школьников с окружающим природным и социальным миром, осознания себя в этом мире, ориентирования в нем, формирования культуры здорового образа жизни и т.п.
Анализ специальной литературы свидетельствует о наличии исследований, затрагивающих вопросы формирования у детей с проблемами в интеллектуальном развитии социально-бытовой ориентировки, культурно-гигиенических, социально-коммуникативных умений и навыков поведения в повседневной жизни в процессе социализации и социальной адаптации в окружающем мире. Это находит отражение в современных программах специального школьного образования, в подходах к использованию различных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из аспектов работы по формированию социальных представлений у школьников с ограниченными возможностями здоровья выделяется обучение их безопасной жизнедеятельности: способам и средствам сохранения здоровья, знаниям правил дорожного движения и стремлению их выполнять, пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной безопасности, навыкам поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме.
Социальные представления о безопасности жизнедеятельности у младших школьников с легкой умственной отсталостью, по сравнению с таковыми у нормально развивающихся учащихся, отличаются качественным своеобразием. Это проявляется во фрагментарности, недостаточной осознанности, в трудностях усвоения алгоритмов поведения в чрезвычайных ситуациях и прогнозирования последствий поступков и действий, осложняя процесс социальной адаптации детей с легкой умственной отсталостью.
Окружающая действительность – это своеобразный социум, в рамках которого и создается первоначальная картина мира человека на основе познания. Экспериментально доказано, что исключительная роль представлений в процессе познания состоит в том, что с их помощью мысленно воссоздаётся действительность тогда, когда её непосредственное восприятие невозможно.
Социум формирует представление (картинку) ребенка о сложных существующих общественных связях, о предметном и природном мире, материальных условиях, которые его окружают сейчас, и в которых он будет жить в дальнейшем. Таким образом, социальная адаптация – это способность ребенка активно взаимодействовать с социальной средой и использовать ее потенциал для развития. Как наиболее благоприятный для этого период выделяется младший школьный возраст, являющийся началом информационно - коммуникативного этапа становления личности.
В современных условиях гуманизации системы образования, в том числе специального, актуальным является построение адаптивной модели ознакомления с ОБЖ детей с нарушениями интеллекта, учитывающей их компенсаторные возможности и адаптационные способности, ориентирующейся на удовлетворение потребностей в свободе, самостоятельности, уверенности поведения, обеспечивающей условия для жизненной самореализации в небезопасном мире, создающей благоприятный психологический климат взаимодействия всех субъектов как образовательной, так и окружающей среды вцелом.
Таким образом, проблема формирования социальных представлений об основах безопасности жизнедеятельности школьников с различным уровнем интеллектуального развития достаточно актуальна на данный момент. Существуют определенные потребности практики в специальных коррекционно-развивающих, учебно-методических, профилактических программах по данной проблематике. Отсюда вытекает тема по самообразованию: «Формирование социальных представлений об основах безопасности жизнедеятельности у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида».
Первый этап (2014-2015 уч. год) – подготовительно-аналитический посвящен изучению литературы, анализу разработанности проблемы в научном и практическом плане, формулировке проблематики, определению цели, задач и методов, первичная диагностика.
На втором этапе (2015-2016 уч. год) – практическом – предполагается определение содержания курса «Азбука безопасности жизнедеятельности», разработка программы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у школьников с ОВЗ.
В ходе третьего этапа (2016-2017 уч. год) – заключительном - предполагается проведение занятий по профилактической программе «Азбука безопасности жизнедеятельности», проверка эффективности разработанной адаптивной модели формирования социальных представлений о безопасности жизнедеятельности.
Реализация цели по совершенствованию процесса формирования целостной структуры социальных представлений о БЖД у младших школьников с интеллектуальными нарушениями реализуется в решении ряда задач, выполнение которых в совокупности должно сделать каждого ребенка социально компетентным. Как результат, предполагается, что такой ребенок будет: пользоваться знаниями, извлеченными из успехов и неудач; находить необходимый способ решения проблемной ситуации, связанной с опасностью и риском; выбирать адекватную альтернативу поведения и управлять им; знать меру своих возможностей; уметь попросить о помощи и оказать ее; уважать желания других людей; активно включаться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми; уметь сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме через языковые (речевые и неречевые) средства; знать способы общения и избегать нежелательного общения; чувствовать свое место в обществе других людей, не мешая им своим поведением, понимая разный характер отношения к нему окружающих. В плане физического развития компетентный ребенок сможет владеть своим телом, различными видами движений на уровне автоматизированных навыков, в соответствии с возрастом и интеллектуальным потенциалом, уметь адекватно реагировать на изменения окружающей среды, хорошо ориентироваться в новой обстановке.
Построение адаптивной профилактической программы «Азбука безопасности жизнедеятельности» для учащихся с ОВЗ базируется на общих принципах социального развития детей с нормальным интеллектуальным развитием и учитывает особенности формирования социальных представлений у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием. В соответствии с принципом концентричности предлагаемое детям содержание основ БЖД дается в зависимости от особенностей развития у них ряда психофизических функций: мышечно-двигательных ощущений и восприятий, сенсомоторных процессов, мышления, речи, памяти и внимания. При сохранении тематики содержание расширяется от предметного к функциональному, смысловому, переходя затем в сферу причинно-следственных, пространственных, социальных отношений. Так, у детей формируется умение оценивать как внешние, а затем существенные признаки потенциальных опасностей в окружающей действительности, в различных сферах жизнедеятельности, так и функциональные механизмы защиты от этих опасностей.