Урок на тему Социальный статус

Урок обществознания по теме "Социальный статус"

Цель: подвести обучающихся к научному пониманию социальной структуры как определенного способа связи и взаимодействия индивидов, занимающих определенные социальные статусы и выполняющих определенные социальные роли в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей.

Задачи:

1) обучающиеся должны усвоить основные понятия урока;

2) сформировать основы социальной культуры;

3) воспитать чувство социальной справедливости;

4) развивать умение интерпретировать изученные социальные явления и процессы, то есть раскрывать их устойчивые существенные связи; приводить примеры;

5) давать оценку изученных социальных объектов и процессов, высказывать свое мнение об их ценности, уровне или значении.

Основные понятия: социальный статус; приписываемый (прирожденный), достигаемый, смешанный статусы; главный статус; личный статус, элементы социального статуса

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточные карточки, презентация к уроку. (Приложение)

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Ведущие методы: аналитический, проблемный, поисковый, ценностно-ориентировочный.

Технологии: ИКТ, личностно-ориентировочная.

Время: 1 учебный час (45 мин.)

Ход урока

1. Организационная часть.
II. Изучение новой темы.
1.Актуализация знаний. Диалог:
Скоро вы выйдете на большую дорогу жизни. Вы определились с будущей профессией?
(Раздаются чистые листы бумаги). Напишите с помощью маркером название профессии, которую вы выбрали. Вы выбрали себе социальный статус.
На доске преподавателем схематично изображена американская социальная стратификация.
Попробуйте найти свое место в этой массе статусов. (В центре)
Почему вы ее туда поместили? (Средний класс). Что это означает?
По каким параметрам вы выбрали свою профессию (Большие деньги, престижно и др.)
Правильно.
То есть вы ищете место под солнцем. Чем выше, тем лучше. Как можно достичь этого места (Благодаря способностям и т.д.).
Отложите пока листочки в сторону, попозже мы к ним потом вернемся.

На слайде тема урока и план изучения темы.
План.
Что такое социальный статус?
Виды (классификация) статусов
Элементы (компоненты) социального статуса

Предлагаю построить урок так:
1. Выбираем вопрос, вы находите ответ в учебнике, приводим примеры, рассматриваем практические ситуации.

2. Работа над новой темой.
Лист в тетради делится на три части:
для определений (определения выписывают дома);
для примеров;
для практических задач

Итог урока: в конце урок вы должны составить статусный портрет вашей избранной профессии

Работа с первым вопросом:
Что такое социальный статус?

Социальный статус – это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. (термин и определение высвечивается на слайде).
Попробуем разбить определение на смысловые части:
это положение человека в обществе;
положение, занимаемое в соответствии (значит это собирательное слово);
связана с другими позициями у человека несколько статусов (т.к. входит в несколько групп)
несет систему прав и обязанностей

Примеры: ребята перечисляют с.41 – можно говорить о статусном наборе.
Т.е. каждого человека можно охарактеризовать статусным набором.
Несовместимость статусов возникает при двух обстоятельствах:
когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй низкий;
когда права и обязанности одного статуса человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого его статуса.

Примеры: ученому пришлось уйти работать продавцом в коммерческий киоск, пожилого человека используют в качестве мальчика на побегушках, милиционеру приходится идти в рэкетиры, министру участвовать в переговорах с террористами. Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах среди друзей, родственников.
Решают практическую задачу:
Опишите полный набор статусов у себя, своих родителей.

2 вопрос по тексту презентации
I. Статусы, определяемые положением индивида в группе:
1) Профессионально-должностной статус –базисный статус личности, фиксирует социальное, экономическое и производственно-техническое положение человека (банкир, инженер, адвокат);

2)Личный статус –положение, которое человек занимает в малой группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам;

3)Главный статус – статус, по которому индивида выделяют окружающие, определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения, с которым человека идентифицируют другие люди или с которым он сам себя идентифицирует.

Например, ваш класс - это определенная социальная группа. Вы можете каждому члену группы дать определенные характеристики: зануда, ботаник, добряк и т.д. – это и есть личный статус

Практикум:. Некоторые статусы являются настолько яркими, что превращаются в главные независимо от того, каков набор статусов у данного индивида. К ним относятся статусы бывшего заключенного, чемпиона мира и т.д. Ваша задача еще привести примеры главного статуса (ребята приводят примеры подобных главных статусов)

Определите свой личный и главный статус

II.Статусы, приобретаемые в силу наличия или отсутствия свободного выбора

1)Приписываемый статус ( его еще называют аскриптивным) – это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени.
Приписываемый статус не совпадает с прирожденным.
Прирожденным считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса. (Негр, мужчина, русский)
2) Достигаемый (приобретенный) статус –социальный статус, который достигается в результате собственных усилий человека желанию, свободного выбора либо приобретается благодаря удаче и везению (профессия инженера, статус чемпиона мира
3)Смешанный статус обладает признаками приписываемого и достигаемого, но не по желанию человека: индивид, беженец, безработный, император, китаец американского происхождения

Практикум:
Определите, к приписываемому или достигаемому относятся следующие позиции: император, глава католической церкви, сенатор, президент, свекор, муж, украинец, полицейский, вождь, кочегар, китаец американского происхождения, космонавт, женщина, граф, ребенок, студент, профессор, народный депутат, падчерица, виконт, паж, адмирал, эмигрант, бездомный, экс-чемпион.

III. 3-й вопрос.
Дополнительные знания по тексту презентации

IV. Рефлексия.
Пример статусного портрета политического деятеля Ли Якокка в различные пери оды его жизни, перечислить статусы, которые были в его жизни. Проследить изменение статусного портрета на протяжении жизненного цикла индивида.

Задание учащимся.

Рефлексия. Описать свой статус в будущем.
Учитель напоминает обучающимся об их выбранном статусы, записанные на карточках. Задача учеников: составить статусные портреты, зачитать, обсудить статусные характеристики (принадлежность к родственной ячейке, личные качества, достижения, владения, авторитет, власть, образование, квалификация). Задача для остальных учащихся класса определить, соответствует ли статус тому или иному человеку и если нет, то чего для этого не хватило.
Образец: Врач- достигаемый статус. Я приложу все силы, чтобы закончить хороший институт и получить хорошую работу. Врач –статус высокий. Постараюсь , чтобы мои статусы не конфликтовали. Для меня Врач – это базисный. Несет символы: белый халат. Я женюсь, профессия семью прокормит. Далее мои статусные права и обязанности.

IV. Вывод (формулируется обучающимися). Статус любого индивида в системе стратификации общества может рассматриваться как результирующая всех оценок, на основании которых он получает статус. Любой человек занимает определенное социальное положение в обществе, но каждому положению он должен соответствовать. Это положение накладывает на него ряд обязанностей.

В жизни каждый стремиться добиться успеха. Успех – это определенный статус и теперь вы, четко зная, чего хотите, должны приложить максимум усилий для соответствия этому статусу.

V. Подведение итогов. Оценивание

VI. Задание на дом: п.4, составить опорный конспект




Используемая литература

“Обществознание. 11 класс”. Учебник для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень\ под ред. Л.Н.Боголюбова, М.: “Просвещение”, 2009 г.
Рисунок 115