Конспект урока по обществознанию в 10 классе по теме Социальные институты


Социальные институты
Цели и задачи:
1) познакомить с основными этапами инсти- туционализации, с типологией социальных институтов, показать их взаимодействие и функции;
2) развивать умения характеризо вать с научных позиций основные социальные объекты, объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов, участвовать в дискуссии, работать с документами;
3) формировать отношение к потребностям общества и функциям социальных ин ститутов, вырабатывать гражданскую позицию.
Оборудование:
схемы, пакет документов.
Тип уроков:
комбинированный урок.
Ход урока
I. Организационный момент Древние китайцы, задумываясь о том, что определяет судьбу человека, придумали красивую легенду, где упоминались следу ющие понятия: «ян» и «инь», изображенные на двух сторонах веера. «Ян» обозначало для них солнце, мужское начало и вообще все светлое, созидательное и позитивное... «Все добро происходит от мужчин, а все зло - от женщин». А вот это (веер переворачивают другой стороной) - иероглиф «инь». Он обозначал луну, а вместе с нею женщину, т. е., по мнению китайцев, «начало печальное и разрушительное». Согласно легенде владелец этого магического предмета должен сделать выбор: повернуть веер Добром к себе, а Злом к внешнему миру. Или наоборот, Злом к себе, а Добром к внешнему миру. В пер вом случае желания исполняются и существование улучшится, но ухудшится окружающий мир. Во втором случае мир изменится к лучшему, но за счет того, что станет хуже человеку. Сегодня вряд ли кто-нибудь из нас будет следовать этой ле генде. ТОЛЬКО для ОЗНАКОМЛЕНИЯ www.moimirknig.com для www.mirknig.com 20 Поурочные разработки по обществознанию. 11 класс Но что же направляет поведение человека в обществе? Что регу лирует его поведение? Об этом мы будем говорить на нашем уроке. Тема урока: «Социальные институты». План уроков 1. Понятие «социальный институт». 2. Типы социальных институтов. 3. Функции социальных институтов. 4. Социальная инфраструктура.
II. Изучение нового материала 1. Понятие «социальный институт» Социальный институт - это широкое понятие. Социологи ис пользуют его, характеризуя современное общество. Более того, сегодня ученые широко разрабатывают институциональный под ход, который позволяет рассматривать общественную жизнь сквозь призму основных социальных институтов. Рассмотрим два определения данного понятия. Социальный институт - это устойчивый комплекс формаль ных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регу лирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизне деятельности и отражающих систему ролей и статусов. Социальный институт - это организованная система связей и со циальных норм, которая объединяет общественно значимые ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.
- На основании приведенных определений выделите: 1. Главные черты социального института. 2. Сформулируйте комплекс признаков, присущих социальному институту. (По ходу работы составляется схема.) Уроки 4-6. Социальные институты 21^ - Авторы учебника предлагают вам провести маленькое ис следование - пронаблюдать и проанализировать один день старшеклассника с момента подъема и до отхода ко сну. При этом попробуйте определить, какие социальные институты направляли ваше поведение. (Социальные институты: се мья, школа, государство.) - По каким признакам социального института вы выявили семью, школу и государство? - Какие роли вы выполняли в семье? В школе? На улице? - Почему в каждом из приведенных примеров вы выбирали ту или иную модель поведения? - Скажите, социальные институты появляются сами по себе? Как появился социальный институт «школа»? Итак, процесс возникновения социальных институтов, инсти- туционализация, - объективный процесс. Он проходит ряд этапов: • возникновение насущной потребности, осознание ее обще ством, формирование на этой основе общих целей; • постепенная выработка социальных норм, призванных ре гулировать соответствующую область; • создание особой системы знаков, символов, говорящих о принадлежности к данному институту; • возникновение соответствующей системы статусов и ролей; • создание материальной базы социального института; • включение сложившегося института в существующую со циальную систему, формирование набора санкций для обес печения ожидаемого поведения. Разбившись на группы, проиллюстрируйте на конкретных при мерах становление социального института. Выбор произвольный. При работе можете опираться на изученный материал. 2. Тип ы социальны х институто в Работая с пунктом 2 § 2, ответьте на следующие вопросы: 1. Охарактеризуйте типологию социальных институтов. 2. Что лежит в основе типологии социальных институтов? 3. Дайте характеристику пяти главных социальных институтов: • экономического института; • политического института; • института семьи; • социально-культурного института; • института религии. 4. Чем отличаются между собой главные и неглавные соци альные институты? 5. Дайте характеристику следующих неглавных институтов: • института собственности; ТОЛЬКО для ОЗНАКОМЛЕНИЯ www.moimirknig.com для www.mirknig.com 22 Поурочные разработки по обществознанию. 11 класс • института брака; • института президентства; • института монархии. 6. Охарактеризуйте и проанализируйте одну из черт социаль ного института - историчность. 7. На примере школы проследите эволюцию данного социаль ного института. 8. Как происходит взаимодействие социальных институтов между собой? 9. Выделите несколько видов такой взаимосвязи. Приведите примеры. 10. К какому главному институту общества могут быть отнесены следующие характеристики: жесткая иерархия, историческая устойчивость, незыблемость исходных идей и утверждений, строгость предписаний в области поведения? 3. Функци и социальны х институто в - Как вы думаете, в чем главное назначение социальных ин ститутов? (Социальные институты удовлетворяют опре деленные потребности.) Выполнение данных функций зафиксировано: • в законах; • программах; • уставах. Давайте познакомимся более подробно с функциями социаль ных институтов. Обратите внимание на таблицу. Функции социальных институтов Примеры Явные функции Скрытые функции Производство предметов потребления Удовлетворять потребно сти людей через комплекс разнообразных товаров в пище, тепле, комфорт ной среде обитания Производство данных вещей помогает нам повышать собственный престиж в своих глазах и глазах окружающих Возникнове ние крупных промышлен ных пред приятий Сделать процесс произ водства более эффектив ным, а произведенные товары - более дешевыми Работа на таких пред приятиях учила рабочих точности, дисциплине, ко ординации своих действий с другими, т. е. формиро вала новый тип работника Средства мас совой инфор мации Освещение сведений о со бытиях Внедрение в сознание лю дей определенных устано вок, моделей ожидаемого поведения Уроки 4-6. Социальные институты 23 В жизни общества иногда происходят следующие явления: скрытые функции приобретают негативный характер, а главные функции не реализуются. Тогда речь идет о дисфункции самого социального института. Попробуем рассмотреть этот процесс на конкретном примере. Внимательно изучите дополнительный материал и ответьте на вопросы. Разрастание бюрократического аппарата Н е доверя я обществу , Никола й I виде л главную свою опор у в арми и и чиновничестве . В николаевское царствование произошло небывало е разрастание бюрократическог о аппарата . Появлялись новы е министерств а и ведомства , стремившиеся создать свои органы на местах . Объектам и бюрократического регулирования становились самые различны е области человеческо й деятельности , в то м числе религия , искусство , литература , наука . Быстр о росл а численность чиновников . В начал е XI X в . и х насчитывалось 15-1 6 тыс., в 184 7 г . - 61, 5 тыс. и в 185 7 г . - 86 тыс. Усиливался , переход я все разумны е пределы , управленческий централизм . Почт и все дела решались в Петербурге . Даже высшие учреждения (Государственный сове т и Сенат ) был и завален ы массой мелки х дел . Э т о породил о громадну ю переписку , нередко носившую формальны й характер : губернские чиновник и строчил и ответ н а бумаг у и з Петербурга , н е вникнув в суть дел а и н е собрав необходимы х сведений . Однако сущность бюрократического управления состоит н е в исписывании большого количеств а бумаги канцелярско й волоките . Это его внешние признаки . Сущность ж е в том , что решения фактическ и принимаются и проводятся в жизнь н е каким-либо собрание м представителей , н е единоличн о верховны м носителе м власт и (царем ) ил и ответственны м должностны м лицо м (министр , губернатор) , а все й административно й ма шино й в целом . Цар ь же , минист р ил и губернато р составляю т тольк о част ь это й машины , хот я и очен ь важную . Когд а минист р докладыва л цар ю т о и л и ино е дело , цар ь смотре л н а эт о дел о - вольн о ил и невольн о - гла зам и министра . Н о и минист р н е са м писа л доклад . Вс я подготовк а дел а был а поручен а начальник у департамент а ил и столоначальнику . Однажд ы в минут у прозрени я Никола й I сказал : «Россие й правя т столоначальники » (т. е . средне е чиновничество). Современно е государств о н е може т обойтис ь бе з исполнительног о аппарат а чиновников . Однак о о н долже н работат ь в строги х рамка х зако н а , по д надзоро м и контроле м представительны х органо в и независимог о о т администраци и суда . Тольк о подлинн о конституционны й стро й положи л коне ц всевласти ю бюрократии . Вопросы 1. Какую явную функцию ставил перед государством импера тор Николай I? 2. Была ли она реализована? Почему? 3. Можно ли сказать, что речь идет о дисфункции? Позицию аргументируйте. 4. Дисфункция социального института может проявляться: ТОЛЬКО для ОЗНАКОМЛЕНИЯ www.moimirknig.com для www.mirknig.com 24 Поурочные разработки по обществознанию. 11 класс • в падении его престижа в обществе; • неопределенности; • размытости целей; • потере такого качества, как деперсонализация. Работая с пунктом 3 § 2, приведите пример, демонстрирующий процесс дисфункции социального института в виде деперсонали зации. 4. Социальная инфраструктура - Очень часто вы слышите термин «социальная инфраструк тура». Как вы его понимаете? (После ответов учеников выстраивается схема.) - Как вы думаете, от чего зависит уровень развития социаль ной инфраструктуры? - Может ли отсутствие инфраструктуры оказать влияние на экономическое развитие региона? - Оцените работу нашего государства по созданию социальной инфраструктуры. - Что способствует этому процессу, а что мешает? - Что подразумевает сегодня понятие «вандализм»? Имеет ли он место в нашей действительности? - Выскажите предположения о причинах подобного поведения людей. Уроки 7-9. Роль экономики в жизни общества 25 - Что конкретно мы можем сделать в этом направлении? - Разбившись на группы, создайте социальные проекты «Мой двор», «Моя школа», «Мой район». Работу следует предста вить наглядно.
III. Итог урока - Назовите основные признаки понятия «социальный ин ститут». - Что такое институциализация? - Что лежит в основе типологии социальных институтов? - Что такое инфраструктура в широком и узком значениях этого термина?
Домашнее задание Выучите § 2, выполните задания 3, 6.