Урок литературы на тему Л.Н.Толстой После бала


Класс: 8
Предмет: литература
Учитель: Тулегенова Г.Б.
Тема: Л.Н.Толстой «После бала»
Цели:
Раскрыть особенности рассказа и писательский замысел; вспомнить основные сведения о жизни и творчестве писателя
Развить логику, мышление, умения делать выводы
Сформировать нравственные качества по морально-этическим понятиям
…Толстой рассказал нам о русской жизни столько же,сколько остальная наша литератураМ.ГорькийХод урока
1.Орг.момент.
На прошлом уроке мы начали изучение творчества великого русского писателя Л.Н.Толстого, совершили заочную экскурсию по местам, где проживал писатель.
Обратимся к эпиграфу.
-Как вы понимаете смысл высказывания М.Горького?
2. Проверка домашнего задания
-Кто же это удивительный человек, какую жизнь он прожил?
(Толстой был велик не только как гениальный писатель, но и как человек, как личность. Вся его жизнь - это путь самосовершенствования , поэтому он призывает человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к сознанию нравственной ответственности за свои поступки)
Биография писателя. Сообщения учащихся
3. Изучение произведения
-Обратимся к жанру произведения. Почему этот текст является рассказом?
(В центре повествования одно важное событие из жизни героя, текст небольшой по объёму)
-Какое событие описано?
(Потрясение героя от увиденного после бала)
В рассказе слышна перекличка двух эпох - той, которую непосредственно изображает Толстой ( 40-е годы XIX века, время правления Николая 1), и той, которая присутствует незримо, определяя основные вопросы бытия. Поэтому писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать , что его ужасы живут и в настоящем. Он выступает против насилия и гнета, против бесчеловечного отношения к людям. Изучая это произведение, мы должны дать правильную оценку героям и событиям.
-Что необычного вы увидели в построении рассказа? (Это рассказ в рассказе; зачитывается начало произведения: разговор ведется о нравственных ценностях человека, используется контраст как прием)
-Что построено на контрасте?
(Описание событий бала и после, психологическое состояние героев)
-Для чего здесь используется этот прием?
(Позволяет писателю выявить сущность характеров персонажей и раскрыть противоречия русской действительности)
III. Анализ эпизодов
Вопросы для беседы:
- Кто является главным героем рассказа?
- Перескажите кратко сюжет произведения.
- Какой художественный приём использовал Толстой в этом произведении?
- Как в композиции воплощён этот контраст?
- Почему Иван Васильевич отказался от любви?
- Что явилось причиной резкой перемены в его судьбе?
- Какие чувства испытывает герой рассказа – студент на балу?
- Как на балу выглядит полковник – второй главный герой?
- Каким полковника увидел Иван Васильевич во 2 части рассказа?
- Понимал ли полковник, что совершает подлое дело?
- Изменилось ли отношение автора к полковнику? Ивана Васильевича? Изменилось ли ваше отношение?
- Ситаете ли вы,что человек должен противостоять безобразиям?
- Почему рассказ называется “После бала”?
- Считаете ли вы актуальным рассказ и в наши дни? и др.
-Перескажите кратко содержание 1 и 2 части
Составление таблицы в тетради (проверка групповых заданий). Примеры контрастов.
ОБСТАНОВКА
НА БАЛУ ПОСЛЕ БАЛА
Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые, весёлый мотив музыки звучит беспрерывно. В весеннем мокром тумане что-то черное пестрое, мокрое; солдаты в черных мундирах, слышна неприятная визгливая мелодия.
- Что помог передать контраст?
( Эти события противопоставлены друг другу. Светлые радостные краски бала 1 части, беззаботное веселье молодых людей резко оттеняет мрачную картину 2 части.)СОПОСТАВЛЕНИЕ
Полковник Наказываемый
Высокий военный в шинели и фуражке. Идет твердой походкой, уверенный в себе. Румяное лицо и белые усы с бакенбардами. Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, сморщенное от страдания лицо, идет спотыкаясь и корчась от боли.
-Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?
( Контрастное изображение героев помогло передать перелом в душе рассказчика)
-Многие критики основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу изображен в маске, а после бала в истинном свете.
-Как вы думаете, так ли это?
( Полковник убежден, что делать надо «все по закону». Он такой, каким его изобразил рассказчик: искренен в отношении с дочерью, с людьми определенного круга любезен. Может быть, где-то в глубине души у него при исполнении долга есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку. Мы знаем по тексту, как он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не узнает Ивана Васильевича. Но это не снимает с него вины, а лишь в какой-то мере объясняет мотивы его поступков.)-Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее? Подтвердите это текстом.
( Он был настолько ошеломлен увиденным, что не мог отдать себе отчета в том, что произошло)
- Прав ли Иван Васильевич, посчитавший Варю причастной к злу, совершенному её отцом?
- Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после этого случая?
( Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь внутреннего противостояния общественному злу.)- Герои произведения присутствуют на балу и после бала. Студент Иван Васильевич влюбился на дочери полковника Вареньку. После бала, увидев, как отец Вареньки наказывает солдата, он отказался от любви.
Какой художественный приём использовал Толстой в этом произведении? Как в композиции воплощён этот контраст?
- В этом рассказе Толстой использовал антитезу – резкое противопоставление. Рассказ делится на две части.
мы составим план рассказа, в котором чётко будут определены две его части. (Плакат с планом рассказа висит на доске). Прочитаем.
1 ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ
Прикрепляется иллюстрация художника И.И. Пчёлко “На балу”. Прикрепляется иллюстрация художника И.И. Пчёлко “Сквозь строй”.
1.Описание бала в дворянском собрании. 1. Сквозь строй.
2. Танцы. 2. Сцена экзекуции.
3. Портрет отца Вареньки. 3. Жестокость полковника.
4. Чувство бесконечного счастья Ивана Васильевича. 4. Чувство стыда и ужаса у свидетеля наказания.
Подведение итога урока.
Д/З Система образов.