Несложные опыты с водой






ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

по познавательному развитию в подготовительной к школе группе


« Невероятные
открытия Маши».










Воспитатель МБДОУ
«Детский сад №7»
х.Протоцкие
Красноармейского района
Сергиенко И.В.

ЦЕЛЬ: Развитие интересов детей, развитие любознательности и познава-
тельной мотивации ; формирование первичных представлений
о свойствах объектов окружающего мира, способствовать прояв-
лению интереса детей к поисково- исследовательской деятель –
ности.

ЗАДАЧИ: Расширять представления детей о свойствах воды. Учить
детей проводить несложные опыты с водой. Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; мышление, внимание, память, любознательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, умение анализировать и наблюдать. Развивать навыки проведения лабораторных опытов. Развитие умения детей приобретать знания посредством практических опытов и умения делать простейшие выводы, излагать свои мысли в понятной для окружающих форме. Систематизация занятий детей о некоторых свойствах объектов окружающего мира ( бумага, песок, вода, магнит ); закрепление знаний детей о необходимости соблюдения мер предосторожности в процессе экспериментирования с предметами окружающего мира.

МАТЕРИАЛ: бумажные цветы, баночки с водой, кусочки льда, ёмкости с сухим песком и мокрым, трафареты, скорлупки грецких орехов ,металлические предметы, магниты, бумажные салфетки, маркеры цветные, кусочки картона.

Предварительная работа: Беседы о воде, её роль в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»; использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», « Разрезные картинки»; чтение художественной литературы по теме «Вода»; наблюдения за водой на прогулке.



Воспитатель: Здравствуйте ребята! Давайте дружно встанем в круг и возьмём друг друга за руки. Вы чувствуете теплоту наших рук? Мы дарим это тепло друг другу.
Поиграем мы с утра,
Заниматься нам пора,
Но не лепкой, и не чтеньем-
Ждёт нас опыт, наблюденье.

- Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие. Вы хотите совершить путешествие? Тогда приключения начинаются.
В одной семье жила- была девочка Маша. С утра до вечера было только и слышно: - « А почему солнышко светит?»
- « Почему цветы цветут?»
-«Зачем наступает день и ночь?»
- « Почему утром на листьях роса?», и так весь день. Уморила Машень-
ка всех своим постоянным «Почему?», и решила отправиться в путешествие познавать мир. Наступило утро, Маша тихонько отворила калитку и пошла открывать мир.

ОПЫТ №1

Выйдя за калитку, Маша по тропинке пошла в лес. Около леса был большой пруд, в нём плавало много загадочных цветов. Солнышко уже начало выходить и Маша увидела как раскрываются эти прекрасные цветы.
- Как они называются? ( КУВШИНКИ)
-А где растут кувшинки? ( ПРУД, РЕЧКА, ОЗЕРО)
- Ребята, посмотрите, у вас тоже есть кувшинки.
- Из чего они сделаны? ( ИЗ БУМАГИ)
- Ваши кувшинки ещё не раскрылись, что же нам нужно сделать, чтобы цветы раскрыли свои лепестки?
( Их нужно положить в воду)
- Ребята, опустите, кувшинки в воду, и мы понаблюдаем, что с ними произойдёт.
(Ребята опускают кувшинки в пруд и наблюдают)
- Смотрите, смотрите, наши кувшинки тоже распускаются.
- А как вы думаете, почему это происходит?
( Лепестки цветов распускаются, потому что бумага намокает,
становится постепенно тяжёлой ).

ОПЫТ №2

- Посмотрела Маша на чудесные цветы, полюбовалась ими и тут вдруг на берегу она увидела маленьких черепашек, которые ползали по песку.
- Ребята, давайте поможем черепашкам. Возьмите по одной черепашке и помогите им перебраться в воду.

ИГРА « ЧЕРЕПАШКИ»

Черепашки- малыши
Ещё очень слабы
Нужно очень постараться
Помочь им до воды добраться.

( Сдуть со стула скорлупки грецких орехов так, чтобы они упали в воду- таз с водой).

- Отправилась Маша дальше в путь, но тут вдруг нависла над лесом огромная туча и пошёл дождь. Поднялся сильный ветер. Машенька сильно испугалась и спряталась под деревом

ОПЫТ№3

- Я предлагаю вам тоже устроить дождик. Ребята, посмотрите, я беру баночку с горячей водой, накрываю её крышкой с дырочками и ещё мне надо положить лёд сверху крышечки. Помогите мне, пожалуйста, положить дёд на крышечку.
- Давайте понаблюдаем, что же произойдёт?
(У нас в баночке пошёл дождь).
- А как вы думаете, почему?
- Правильно, лёд тает от тёплого воздуха, и в отверстие в крышечке стекает талая вода.
-Прошло некоторое время и дождь закончился.

( На столе только ёмкости с сухим песком , с мокрым стоят отдельно. Под деревом около Маши половину сухого и половину мокрого).

ОПЫТ№4

Снова появилось солнышко. Машеньке стало совсем скучно, она подумала, чем бы ей заняться и тут, вдруг посмотрела вниз и увидела песок. Ей захотелось порисовать на песке с помощью трафареток, которые она всегда носила с собой. Маша взяла трафарет и стала рисовать.
- Ребята, возьмите по трафарету и порисуйте вместе с Машенькой.

( Дети рисуют на сухом песке).

-Какие красивые рисунки у вас получаются. Но вдруг подул ветер и все рисунки исчезли. Маша очень удивилась и снова начала рисовать. Потом опять подул ветер и всё исчезло. Как же так- удивилась Маша.
- Ребята, а вы сможете объяснить Маше, почему пропадают её рисунки?

( Песок сухой, поэтому рисунки сдувает ветер).

- Правильно, но Маше очень хотелось, чтобы её рисунки надолго оставались видны на песке. Как же ей помочь?

( Ей нужно выйти из- под дерева, найти мокрый песок и рисовать там).

- Давайте и мы попробуем на мокром песке рисовать.
- Подул ветер и наши рисунки остались целы.
- Здорово! Обрадовалась Машенька.
- Ребята, а почему так происходит? На мокром песке рисунки остаются, а на сухом нет?
( Потому что, когда песок мокрый, он может принимать любую
форму ).
- Правильно, ребята, мокрый песок может принимать любую форму. Какие вы у меня молодцы, всё знаете. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую форму, пока не высохнет. Очистите салфетками руки, и мы продолжим наше путешествие.

ФИЗМИНУТКА:
Мы шагаем друг за другом,
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре-
Полетели, закружили
( имитация движений)

- Машенька решила идти дальше. После дождя на дороге, по которой она шла образовалась большая лужа. Маша заглянула в неё и увидела своё отражение и тут у неё с головы, прямо в лужу упала заколка, как же её достать? Ведь лужа была глубокая, и после дождя в ней было много веточек, которые упали с дерева.

ОПЫТ № 5
Возьмите ребята стакан с водой, опустите в стакан скрепку
Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив руки? Для этого у вас на столах лежат магниты, поднесите их к стакану с водой и медленно двигайте магнит по стенке вверх. Что произошло?
( Скрепка следует за магнитом и поднимается в верх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Таким образом, скрепку легко достать не замочив рук. Почему это произошло?
Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.)

Шла, шла Маша дальше и увидела перед собой огромную каплю , которая была на цветке и не падала.

ОПЫТ № 6

Накройте стакан с водой куском картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку, картонка останется на месте и вода из стакана не выливается. Почему?

( Давление воздуха: оно действует на картон снаружи с силой, которая, гораздо больше, чем вес воды в стакане).

И тут Маша посмотрела на небо и увидела радугу.

ОПЫТ № 7

Давайте и мы с вами сделаем радугу. Возьмите полоску бумаги, нарисуйте цветными маркерами небольшие точки и опустите в воду, не касаясь точек ( вода будет подниматься вверх, образуя радугу).
Маше так понравилось гулять и познавать этот огромный и удивительный мир, но день подходил к концу и нужно было возвращаться домой. Давайте с Машей попрощаемся, но прежде объясним ей, что нельзя одной уходить из дома без взрослых. Так как на улице нас может ждать много опасностей.
( Дети прощаются с Машей).

А теперь давайте вернёмся в детский сад.
Дети подходят к столу, на котором лежат: бумажная кувшинка, ёмкость с сухим и мокрым песком, вода со льдом, магнит и металические предметы.
Подведём итог нашего путешествия.
Почему распускаются кувшинки?
Почему образуются капельки воды?
Почему остались следы на мокром песке?
Почему скрепка прилипает к магниту?
Почему вода не выливается из стакана?
( Дети отвечают на вопросы и делают свои выводы).

-

\
15